Диссертация (Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова". PDF-файл из архива "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Лосев, Г.В. Флоровский, Л.И. Шестов. а такжеА.А. Богданов, А.В. Луначарский и Н.И. Кареев.Несмотря на обильное множество работ и литературных источников,посвященных анализу отдельных сторон отечественной философии С.Н.Булгакова, тем не менее не позволяет сделать заключение о том, что исследованиеантропологических оснований хозяйства проводилось как целостное явление,поскольку философский анализ хозяйства не ограничивается только идейно––––––––––––––––––––––––––3Лебедева, Е.В. Антроподицея С.Н. Булгакова: космоургический аспект человеческого бытия: Монография. –Балашиха, 2008. – 102 с.12теоретической преемственностью, но и напрямую связан с сравнительныманализом западных философских концепций.
В совокупности этот факт собоснованиемобстоятельноактуальностиопределитьзаявленнойсамутемутемыисследованиядиссертационногопозволилисследования:«Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова».Объектом исследования является философия хозяйства С.Н. Булгакова.Предмет исследования – антропологические проблемы философиихозяйства С.Н. Булгакова.Цельисследования–осуществитьисторико-философскийанализтворческого наследия С.Н. Булгакова и раскрыть антропологические проблемыего философии хозяйства.Для достижения поставленной в диссертационном исследовании целиследует разрешить следующие задачи:-Осуществитьисторико-философскийанализидейно-теоретическихпредпосылок философии хозяйства С.Н.Булгакова в западноевропейскойфилософской традиции;-Осуществитьисторико-философскийанализидейно-теоретическихпредпосылок философии хозяйства С.Н.Булгакова в русской религиознофилософской традиции;-Осуществить историко-философский анализ центральной для философиихозяйства С.Н.
Булгакова проблемы творчества. Раскрыть идею софийностихозяйства и раскрыть ее религиозно-эстетический смысл;-Рассмотреть интерпретацию С.Н. Булгаковым идеи хозяйства как синтезасвободы и необходимости. Показать парадоксальность взаимосвязи свободыи необходимости в качестве конститутивных элементов человеческой воли;-Осмыслить понимание С.Н.
Булгаковым проблемы отчуждения и раскрыть еевлияние на становление духовной структуры личности.13Научнаяновизнадиссертационногоисследованиясостоитвследующем:1. Осуществленисторико-философскийанализидейно-теоретических предпосылок философии хозяйства С.Н.Булгакова врусской религиозно-философской традиции.2.
Осуществленисторико-философскийанализидейно-теоретических предпосылок философии хозяйства С.Н.Булгакова врусской религиозно-философской традиции.3. Осуществлен историко-философский анализ центральной дляфилософии хозяйства С.Н. Булгакова проблемы творчества.
Обоснованаидея софийности хозяйства и раскрыт ее религиозно-эстетическийсмысл.4. Рассмотрена интерпретация С.Н. Булгаковым идеи хозяйствакак синтеза свободы и необходимости. Показана парадоксальностьвзаимосвязи свободы и необходимости в качестве конститутивныхэлементов человеческой воли.5. Осмыслено понимание С.Н. Булгаковым проблемы отчуждениякак следствие человеческого стремления поставить себя на место Бога,тем самым абсолютизировать свою свободную сущность, упразднивонтологический центр духовного единства между людьми.
Рассмотреныантропологические основы концепции Богочеловечества и человекобога,и их соотношение с проблемой отчуждения.Теоретическая и практическая значимость исследования.Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, чтоанализ наиболее существенных антропологических проблем отечественнойфилософии хозяйства С.Н. Булгакова позволяет установить единосущнуюглубинную взаимосвязь духовных основ человека с его хозяйственнойдеятельностью.Сосмыслениемхозяйствачерезпризмуфилософско-14богословских изысканий, Булгаков вскрывает духовные пласты человека с цельюреконструкции хозяйства как целостного процесса, направленного на построениехудожественно-творческой модели гармонически цельной личности.
Выявленныеи обоснованные проблемы творчества, свободы и необходимости, отчужденияпозволяютвыделитьхозяйствокакцентральноесвойствоиусловиемногосложного целостного процесса взаимодействия человека с миром. Вместе стем,полученныерезультатыдиссертационногоисследованияимеютмеждисциплинарный характер и могут быть использованы в таких областяхгуманитарных знаний как история экономических учений, социология, эстетика,религиоведение, культурология и современная философия.Философская ценность работы состоит в том, что сформулированные врамках исследования антропологических проблем философии хозяйства выводы,представляют собой реконструкцию исторически сложившегося экономическогомировоззрения на многогранный феномен человека. Полученные результаты входе анализа проблем творчества, свободы и необходимости, отчуждения врамках философии хозяйства С.Н.
Булгакова, проливают свет на важнейшиетрансформации духовной структуры личности, происходящие под воздействиемроста экономических ценностей, и как следствие становятся причинойтривиализации и вульгаризации самоценности и достоинства человека, носящихпланетарный характер. Вместе с тем, выводы относительно анализа философиихозяйства С.Н.
Булгакова смогут поспособствовать дальнейшей разработкепредставления о хозяйстве, как о целостном и гармоническом процессехудожественно-эстетического преображения мира и человека в целом.Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут бытьиспользованы в качестве дополнительного ракурса по введению в философиюхозяйства С.Н. Булгакова, а также выявлению особенностей и анализа спецификифилософского дискурса русского мыслителя в целом. В том числе полученныесведения, позволяют получить более глубокую осведомленность о философиихозяйства, что позволяет по-новому взглянуть на решение исследуемых15антропологических проблем применительно к перспективе попыток творческогоих переосмысления, исходя из реалий современного состояния русской историкофилософской мысли.Объем используемого материала для диссертационного исследования можетбыть использован в форме чтения лекций на курсах истории философии, русскойфилософии, базовых спецкурсов по истории экономических учений, философскимпроблемам хозяйства, а также по этике и религиоведению, курсы которыхчитаются в высших учебных заведениях, институтах и программах повышенияквалификации и профессиональной переподготовки работников образования.Разработанный диссертационный материал может быть использован в качествепреподавания философских дисциплин в высших учебных заведениях, вчастности для студентов философских и экономических специальностей, а такжев гимназиях и лицеях.Методологические и теоретические основы диссертационногоисследования.Диссертация выполнена на источниковой базе западной и отечественнойфилософии, позволяющей максимально раскрыть особенность антропологическихпроблем философии хозяйства.
В соответствии с поставленными задачами ицельюдиссертационногоисторико-философскогоисследованияанализа:применялисьметод сравнительногоследующиеметодыанализа позволилсопоставить различные философские концепции, взгляды, позиции и идеи, и, темсамым, выделить наиболее существенные из них, оказавшие влияние настановление антропологических проблем философии хозяйства; метод историкофилософской реконструкции, включающий как приемы первичного исследования,связанного с рассмотрением источников, так вторичного исследования каканализа разного рода литературы позволил раскрыть идейно-теоретическиеисточники философии хозяйства С.Н.Булгакова как в зарубежной, так и вотечественной философской культуре. Также были использованы методысистемного, диалектического, феноменологического, а также герменевтического16анализа, образующих комплексное исследование антропологических проблемфилософии хозяйства.
Активно применялись такие общенаучные методы какиндукция, дедукция, анализ, обобщение, синтез, аналогия, экстраполяция,классификация и абстрагирование, позволившие дать целостное представление обантропологических проблемах философии хозяйства, и, таким образом, выявить ираскрыть ценность творческого наследия С.Н. Булгакова.Вместе с тем, диссертационное исследование проводилось на базе следующихпринципов историко-философского анализа, а именно: принципа идейнотеоретическойпреемственности,которыйпозволилпроследитьпроцессформирования и развития антропологической проблематики в философиихозяйства С.Н.
Булгакова, начиная от марксизма и заканчивая религиознометафизическими идеями о хозяйстве; принцип историзма, позволившийпровести научную оценку выявленных основных антропологических проблемфилософии хозяйства С.Н. Булгакова, исходя из разных историко-философскихэтапов их формирования и развития; принцип конкретности, позволившийрассмотреть и проанализировать антропологические проблемы философиихозяйства С.Н. Булгакова на базе творчества философов разных историческихэпох, которые затрагивали в своих учениях данную проблематику.Именно последний принцип позволил определить основные источникиисследования, в форме различных сочинений разных эпох, ставшие базовыми дляанализа антропологических проблем хозяйства С.Н. Булгакова.
К далеконеполному списку относятся сочинения Платона, Аристотеля, Плотина, Пелагия,Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого, Иринея Лионского,Дионисия-Ареопагита, Григория Богослова, Григория Нисского, А.С. Хомякова,В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Н.О. Лосского,Е.Н. Трубецкого, а также Л.И. Шестова.Основные положения, выносимые на защиту:1. Влияние западноевропейской философской традиции стало критическипереломным событием для всего мировоззрения С.Н.
Булгакова и его17философской системы в целом. Краеугольным камнем, определившимпереход Булгакова к идеализму, а затем и к религиозно-метафизическимидеям о хозяйстве, стала философия марксизма. Наиболее существеннойчертой, характеризующей зарубежные философские системы, являетсяпреобладание рационализма, описывающего мир через логические категориии понятия. Абсолютизм зарубежных философских систем характеризуетсястремлениемсозданияединственновозможногоспособаописаниямногогранной сущности человека и мира в целом. Рационалистическийуниверсализм западного мировоззрения стал определяющим факторомразвития системы экономического материализма (экономизма), критикуемогоБулгаковым.2.
Влияние русской религиозно-философской традиции для С.Н. Булгакова и дляегофилософиихозяйстваобусловленонеравнодушиемиглубокимираздумьями о судьбе русской духовности. Акцент русской религиознофилософской традиции проявляется в интуитивном, преимущественноиррациональном характере осмысления антропологической проблематики, аименно в религиозно-эстетической форме философского творчества.
Русскиерелигиозныефилософырассматривалипроблемыхозяйстванабазехристианского мировоззрения и усматривали в человеке прежде всего нелогическую функцию, а личность, которая сводится к нравственному идеалу иобусловленной им духовной свободе.3. Проблема творчества, являясь фундаментальной во всем философскомнаследии С.Н. Булгакова, обосновывается и раскрывается прежде всего черезрелигиозно-эстетическое представление о мире как об оживотворенномцелостном организме.