Диссертация (Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова), страница 13

PDF-файл Диссертация (Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова), страница 13 Философия (59725): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова) - PDF, страница 13 (59725) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова". PDF-файл из архива "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

София, как идеальный потенциал тварного мира,пронизывает бытие человека полнотой духовных сил и энергий, образуягармоничную целесообразность мироздания и ее смысловую наполняемость.Мифологема восточно-христианского гностика Валентина о падшей в мир ивосстающей из него Софии, приобретает у Булгакова монументальный смысл ософийности хозяйства. У П.А. Флоренского сущность божественной Софиисостоит в любви Бога к твари, творчески организуя взаимосвязь человека с миром,посредством трансформации, внешне аффектированной системы вещей вовнутренне упорядочивающий сознание – церковный культ тайнодействия.

Такимобразом, в учении Флоренского София принимает богословско-метафизическийоблик и регулирует хаотичную жизнь человека, придавая его аффектированномусуществованию форму самосознания.С.Н. Булгаков осмысливает Софию через единство природы божественной итварной, т.е. человечество, в котором единосущно учреждается стремление кхозяйству. У П.А. Флоренского учение о Софии пронизывает сознание человекамистериальной целостностью, в которой множественность бытия всеобъемлюще––––––––––––––––––––––––––59Там же, С.

857.63учреждается в трансцендентном центре или в Боге. В результате посюсторонниймир человека детерминируется священнодействием Софии, которая оформляетсознание в коллективное бытие, тем самым образуя сверхсознательное единство,ограничивая частную сферу деятельности человека и его свободы передтотальностью трансцендентного Абсолюта.

Поэтому, согласно Флоренскому,«София есть Великий Корень цело-купной твари»60. По Булгакову между миромтрансцендентным и имманентным есть одухотворенная творческая взаимосвязь,которая оформляется не культом как у Флоренского, но хозяйством, в которомчеловек не изживает свои аффекты, а интегрирует их в творчески позитивныесферы деятельности, тем самым качественно преобразуя свое тварное начало видеально уравновешивающий залог материального мира.

«Ситуация оченьнапоминает описанное в «Столпе и утверждении истины» Павла Флоренскогорассечение и независимое существование в человеке после смерти его «о себе» иего «для себя» – его святости и его самости. С той разницей, что это посмертноесостояние воспроизводится, моделируется уже здесь, при жизни»61, т.е. вхозяйстве.В этом смысле София сохраняет свое идеальное начало по отношению кприродному миру человека, но преобразует тварную совокупность всегочеловечества в его эмпирической данности. Божественная София являетсяидеальной первоосновой тварного бытия человека и через человека продуцируетживотворящую функцию хозяйства, путем осуществления в вещественном бытииплодов творческих идей.

Поэтому «София по отношению к множественностимира есть организм идей, в котором содержатся идейные семена всех вещей. Вней корень их бытия, а без них и вне их не существует ничего»62.В достаточной степени антиномической позиции в отношении хозяйствапридерживался Н.А. Бердяева. Его экономико-философские воззрения идут в––––––––––––––––––––––––––60Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский.

– М.: ООО«Издательство АСТ», 2003. С. 267.61Черноглазов, А. Лакан. Приглашение к реальному. М.: проект letterra.org, 2015. С. 22.62Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / Худож. оформ. Б. Ф. Бублик. – М.: ООО«Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. С. 347.64прямой зависимости от религиозного эсхатологизма (в смысле идеальных целейконечного существования каждого человека) и представляют собой смесьсоциализмаилиберализма.Критичныйвзглядвотношениихозяйстваобъясняется стремлением мыслителя объективно сформулировать и выразитьсущность экономической сферы человеческого существования. Религиозноепредставление о хозяйстве является ведущим мотивом его критическогоисследования. По Бердяеву, в результате грехопадения «духовная жизнь человекапопала в рабство к жизни материальной»63, в связи с чем рассудок, материальныйинтерес и расчет стали обезличивающими человека инструментами обыденнойповседневности, а средства к существованию – смыслом жизни, в основаниикоторого, лежит закон необходимости, как выражение негармонического инесбалансированногосостояниямира.Несовершенствочеловеческогосуществования обусловлено обладанием физического тела, предполагающеепребывание всего человечества в состоянии ущербности и бесконечной нужды.Будучи, неотъемлемым от физического мира природы, человек вынужденследовать законам необходимости, тем самым вести нескончаемую трудовуюдеятельность и хозяйственный способ жизни.

В то же время, по мысли Бердяева,хозяйство обладает эвристическим потенциалом перед феноменальностьюэмпирически абсолютизированного мира технологической культуры, в том, что«хозяйство изнутри полагается как явление и средство духовной жизни»64.Бердяев относится негативно к способам организации хозяйственной жизничеловека, а именно к капитализму и социализму, в силу того, что вдействительности оба типа хозяйствования обрекают духовный мир человека нарабское существование.

Более конкретно и капитализм, и социализм являютсяприобретенными формами буржуазного мировоззрения, в основании котороголежит тенденция к рабской зависимости от мира материальных благ. В то жевремя Бердяев считает неравенство главным качеством спасения человечества из––––––––––––––––––––––––––6364Исупов К., Савкин И., Русская философия собственности (XVII-XX вв.).

– СПб. СП «Ганза», 1993. С. 290.Там же, С. 296.65экономическогомира необходимости,т.к.именнонеравенствоявляетсяоснованием творческого развития созидательных сил человека. Наиболееобоснованным идея неравенства по мысли Бердяева берет свое начало в частнойсобственности, благодаря которой, сохраняется личностная свобода человека иавтономное по отношению к обществу существование.Человек по Бердяеву, будучи тварным явлением природы, не обладаетабсолютной собственностью, поскольку данным правом в онтологическом смыслеобладает только Бог, как великий творец всего сущего и существующего.

Человеккак источник жизни, является высшим подтверждением дарованной ему свободы,органически вмещающей в себя взаимосвязь рациональных и иррациональныхстихий бытия. «Человек, – скажет Бердяев, – впитывает в себя космическуюжизнь и из себя выделяет творческую энергию в космическую жизнь»65 и толькотаким образом он способен быть творческой частью созданного Богом мира –микрокосмосом. Если вся хозяйственная собственность будет сосредоточена вединоличных руках, то это будет означать безграничную власть и эксплуатациючеловека человеком. Поэтому Бердяев убежден, что собственность с однойстороны является гарантом личных прав и свобод человека, а с другой являетсянеограниченным воплощением власти, и как следствие порождением сословногоантагонизма между людьми.

Поэтому Бердяев считает, что собственность какпредмет хозяйства должна быть сбалансирована между личностью, обществом игосударством таким образом, чтобы каждый человек воплощая свой творческийзамысел, смог бы его объективировать и свести к достойному и независимому длясебя способу существованию.Вместе с тем, одним из хозяйственных достижений человека являетсятехника, которая по Бердяеву имеет такую же антиномичную сущность, как ихозяйство. Будучи продуктом хозяйственной деятельности человека, техникаобеспечивает более комфортное и свободное существование, но в то же времяявляется источником техногенной опасности.

Стремление человека полностью––––––––––––––––––––––––––65Там же, С. 301.66рационализировать хозяйство, приводит его к постепенной утрате уникальныхтворческих способностей, в следствии чего человек сам становится расходнымматериалом в процессе создания экономических схем. Бердяев замечает, чтотехника обрекает на «материализацию и механизацию духовной жизни, угашениедуха»66, т.е. задает человеку механические императивы, что в свою очередьнивелирует личность, делая из нее функцию технико-экономической культуры.Техника становится основанием экономической экспансии, приводящей ксозданию модернизированных средств ведения войны, тем самым рождаяиррационально безграничную волю человека к власти. В этом случаеэкономическая цель для человека является оправданием любых средств в еедостижении. Поэтому Н.А. Бердяев высказал мнение о том, что человек долженнести религиозную ответственность перед Богом за сохранение мира в егоцелостности и сохранности.Но если для Бердяева хозяйство – это частное проявление человеческойсвободы творчеств, то для Булгакова хозяйственное мироощущение являетсярелигиозно-метафизический источником оправдания бренности человеческогососуществования.

Поэтому хозяйство, по выражению Бердяева, «превратилосьдля него в целую метафизику бытия, даже в своеобразную мистику. Булгаковчувствует мир, как хозяйство, и Бога, как Хозяина. Человек – управляющий этогоХозяина, которому поручено возделывать землю. Булгаков абсолютизируетхозяйство и придает ему характер универсальный»67.Развитие философского понимания хозяйства с точки зрения естественногоправа, внес в общую систему русской философской мысли П.И. Новгородцев.

Всвоей либеральной философии права, первичным принципом, отличающимправовое регулирование хозяйственной жизни от неправового, Новгородцевсчитал прежде всего право удовлетворяющее достойному существованиючеловека как личности. Рассматривая право, как ключевой фактор организации––––––––––––––––––––––––––6667Там же, С. 296.Булгаков, С.Н: pro et contra: Т. 1 / Сост., вступ.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее