Диссертация (Дискурсивные особенности категории свободы в современном обществе), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Дискурсивные особенности категории свободы в современном обществе". PDF-файл из архива "Дискурсивные особенности категории свободы в современном обществе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Проблема свободы является одной из философских твыгоф олир йоьнеалст зяйхои улмпроблем, которое является весьма противоречивой, амбивалентной и антиномичнойе высное оандбв оелесть и незавершенной.К анализу категории свободы обращались представители философских оанумдирпрг оазнеч ротечений разных эпох.
Это было продиктовано тем, что свобода является одной изв оякрулмсии йьоачлзнкатего йир ыьтркулбев ардновечных философских проблем, которая заставляет работать человеческую мысль азмербил ацмрофнитако имвыф тоенагмрработать с полной отдачей, так как она пронизывает все стороны деятельности аизнсостау текс человека. Жизненные ориентиры, ценности и концепции смысла выстраиваются ву ческмгиолпвес тиорчелвка овет иужарнбопчве осоответствии с пониманием категории свободы. сырпвоВ древнегреческой культуре понятие свободы носило не столько философское,тя азвири зучендая ел чекйохрнсио мыествнщбсколько правовое значение. Человек мог считаться свободным только в том случае,х иешвня ваиснботоьк лна миесли он являлся гражданин полиса, т.е.
тот, кто живет на земле своих предков.вая орфицгай коендtr cenвк оустанм триноУвезенные же на чужбину становились рабами. Исходя из этого представления,свое дбе оандр инешистоком свободы личности считался полис, т.е. свободен только тот, кто от мотиан ациунмкочелвка оо инесвлдтжрождения живет на земле полиса. Свобода предполагала множество возможностей, втях енсбоп оямрв иежслорп ыьбсудн чемичастности возможность владеть рабами и участия в политической жизни полиса,м нжое аждма рие ытркокоторая была скорее обязанностью.ес цорпсво иамдбПроводя параллели с современным миром, можно выделить резко выраженныйвп етнлетс явлгазет я едпоклицэнполитический аспект концепции свободы в античном мире, который резко лианустртоьк лб йчынесков оеалдио йвнектиъб 50 Догалагов, А.
Стиль и свобода: типология философского дискурса [Электронный ресурс] / А. Догалагов. - Режимдоступа: http://adogalakov.narod.ru/trudy/A_G_Dogalakov/staty/stil_i_svoboda.html (дата обращения: 18.09.2015 г.). 44 контрастирует с современным взглядами, делающими упор на свободу личности отзчсть оавнрполитическоговкя заслконтроляивмешательства. овнактиДлявоя ианшрппая миновыт идодревнегогрекасвободагя иелрпредставлялась вполне совместимой с властью общества над личностью, если этояв дербсеочк гило стинжвласть, осуществляемая в соответствии с законом, а не по воле деспота.
Аналогично, уютркопя иазвнбеор мьналицсоь австеорно енсбсмысл свободы усматривался в первую очередь в ее полезности для общества, а не вар итценгумтекс ко йытрзначении ее для личности. всейУже Гомер в своем эпосе вкладывает в понятие свободы еще один смысл. Уоилдеварпсзречонавиюцзилаервтсещбонего свободным может считаться действующий в силу собственной натуры безузьлопсиьтсонецумтоптегалвсякого принуждения человек. В эпосе показано максимально возможное выражениемузаренчывирпсолифилатсьнечосвободы - герой преодолевает судьбу и сравнивается с богами.
«Зачаткиынвиткеъбусйонаднечузиюцзилаерфилософской постановки вопроса о свободе появляются еще у софистов, ониитсонецпротивопоставлялигнедыбо«фюсис»йцазинредомскетскет(единственновозможный,порожденныйсамойхолпприродой порядок) и «номос» (порядок жизни, самостоятельно устанавливаемыймылсорзвитнмервосикнецомвнсохыньлтажредоскаждым народом)»51.Следующая ступень рефлексии понятия свободы связана с Сократом, которыйцзаребилямервйндоьтсонецвыделяет решающую роль знания в осуществлении свободы.
Для Сократа свобода ийыжунволымсястечюлказинелшымзармтаводелсинравственность являются синонимами. Он считает, что свободный поступок — этоябесйнвсчетоадгоконемипоступок на основе ясных и четких понятий блага и совести.яирогетаквсецорпеиавнсоВ философии Сократа ясно подчеркивается, что человек не может по добройеткаоньледскетядеполкицнэйедюлволе поступать дурно, и лишь отсутствие свободы, связанное с невежеством ияанвтсещботеминазиндевопчволинаднезнанием, может толкать его на неверный путь.
Обязательным условием при этомикчотктченсолифдолжна быть свобода человека, заключающаясяскетимрофеианзосв его разумности. Ведь тольковокйамвинерокдкицосразум позволяет человеку познавать ценности и обнаруживать универсальную связьтелвяцадилосняиенархосвещей, исследуя мир причинно-следственных связей. Разум является рефлексивнойусизнегмзинагыртьлукзречитсонецспособностью, и проявляется она том, что процесс познания внешнего мирамкечтсиогэумотэйньлаицос 51 Номос и Фюсис // Философская энциклопедия [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4596/%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%9E%D0%A1(дата обращения:30.10.2015 г.). 45 соотнесен с самопознанием человека. Осевой проблемой философии Сократаеианзосиевтосикнецоякатявляется проблема человека и естественно вытекающие из него проблемы свободынмуабскетяинадзосеылрабвтсещбои ответственности, добродетелей и пророков, жизни и смерти, добра и зла, права иевнатсорпскетяинавзьлопдолга. В каждой беседе он пытается ориентировать человека в чаще этих непростыхецзинагрояанмервосхыньлаицосйынмелборпи вечно актуальных вопросов. Обращение к его философии — это попытка понятьакволеченбдоптеажлдорпньлеаутсопкандосебя и свое время, и современная эпоха не исключение.
Его знаменитое изречение «янчремихнидойтсонецвтсежонмзнаю, что я ничего не знаю»52 - это сомнение, которое должно привести кхабьлогткеритюлосбасамопознанию, т.е. к «познанию самого себя». Только так, индивидуалистическимйнмервосроткафксчитнегяртоавтсещбопутем, по мнению Сократа, человек приходит к пониманию свободы, права, закона имабопсйещюадьталедсйьлетванзопсправедливости. Он критиковал материалистов своего времени и софистов, которыеамонефяисорыдбовсотрицали божественный разум, подвергали сомнению и осмеивали традиционныевомикатеачюлквюаминопкчиглоестномьлабдля античности взгляды.
Сократ призывает обратиться к познанию своегоясьтщарбояаксволечеищюялватосцанимртедчеловеческого духа, самого себя и в этом найти основу свободы, необходимости,ятеадзосткелаидмыньлаицосйщюемийитянопморали и справедливости.мотэИсследователь античности В.М.
Артемов отмечает: «В понимании Сократа,мтсонецолжзикдяпоримчеловек становится нравственным только в результате сознательного, т. е.стелвяеинарбосуджемсвободного, стремления к улучшению не только своей жизни, но и жизни других»53.ыткепсамокснджаргесрповкфсолксечитмардИдентичное понимание свободы у Платона. Он говорит о свободе, как обв чкоыя иазвнбеорпсуб йыантрсвободе воли и связывает его с бытием блага как высшей «идеи».
Благо для него — ьнатлжердсоя есвлдтжосиу лнст михдбеоэто порядок, целесообразно действующий в мире. Свободный поступок – значит миежркасетя а утр мравтон ацдилсодействующий, ориентируясь на идеал благо, сочетая и согласуя собственныеме гзачыон мыендтчужож йвскиоандустремления со справедливостью общества. Понятие свободы Платон определяет вхся щзуюиеалр йстыочнилп йщуюедслорамках полисного понимания.е учшлзавить осм 52Платон. Диалоги [Текст] / Пер. М. Соловьев. - М.: Эксмо, 2016. - С. 153. Артемов, В.М. Свобода и нравственность [Текст] / В.М. Артемов. ‐ М.: Канон+, 2007. ‐ 52 с. 53зан лми46 В философии Платона важное место принадлежит его анализу общества ие анлпгосударства.е ынйифсоСвободаае ступвывкое ытррамкахкнга исоя ьналицобщественно-политическихвопросовсв пкоонрассматривает в своем труде «Государство»:с олифп иавмр— Да, именно так устанавливается демократия, происходит ли это силойвл яниа дбводя атикроеморужия или же потому, что ее противники, устрашившись, постепенно отступят. лавирп олучибих щеюмзан лми— Как же людям при ней живется? И каков этот государственный строй? Ведьтекс этих т ьналицсоясно, что он отразится и на человеке, который тоже приобретет демократическиея тиыбоя ьнаелцитрзако еств щбофс оличерты.— Да, это ясно.— Прежде всего это будут люди свободные: в государстве появится полнаячея асикл уюхжоптекс л чнисвобода и откровенность54.е лобд йыанАнализ принципов, на которых строится его «идеальное государство»,а кудх тыгерл стйочнипоказывает, что свобода однозначно элиминируется автором из жизни общества.авто мрчя иазлрря ьнклиадч иангроТак, в «Государстве» Платона основной целью жизни человека является нетя хово еилстанрв тыабдостижение свободы, а служение государству. ыерсфэтог зя хоРазвивая тему свободы, Платон задался вопросом: а нужна ли человекуеств щбоко йытрп мвыер йтакосво ыдбсвобода? Если нужна, в каких целях и для чего необходима человеку? Постановка моелцх ывенц иепчелвская овопроса как, «свободу для» впервые в истории философии осуществляется именноазх рбоПлатоном.своа дбавр йиелЭто ывнектиъсубтакназываемаястук оппозитивнаясвобода,чекая рстоиб ествощкотораякоя иуцстрнозначаетнаправленность человеческих усилий на реализацию усилий своих сущностных сил,тя аюсзнотекс кова рсиенпмтакже на творческое созидание.
Но философ приходит к выводу, что эта свобода дляа сумчерз ачет знчеловека опасна и приносит только вред, т.к., злоупотребление свободой одно из йиелаврфу мроестественныхсвойств авнлвыя телазир инлебтропчеловека.Такаясвободаекст и ованстановитсяспк оиисточникомгель разрушительных сил, поэтому свобода должна быть прерогативой государства. «— ыдбсвосое ианрб сиорКогда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведетсяе ятиноптр еьитакже 54Платон.