Диссертация (Экспликация культурных ценностей в лексико-фразеологических системах родственных языков), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Экспликация культурных ценностей в лексико-фразеологических системах родственных языков". PDF-файл из архива "Экспликация культурных ценностей в лексико-фразеологических системах родственных языков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Так, русская национальнаясемейная символика ассоциируется с некоторыми этапами семейной жизни:сватовством, браком, рождением детей, крещением, совершеннолетиемребенка. Знаки, олицетворяющие различные аспекты существования семьи вобществе, представляют ее ценностное начало, показывают значимостьсемейных отношений.Развитиекоммуникацииизменяетнационально-специфичныйсимволический мир в плане обозначения его этнокультурных границ,обусловленных территориальной и языковой разницей.
В отношении семьикак антропологического понятия они легко стираются благодаря очевидностисвязи между любым ее символическим выражением и ключевымисоциальными характеристиками.В последние десятилетия семья представляет собой социальнуюценность, аккумулирующую в себе культурные, нравственные и духовныеценности, которые исследуются в рамках социально-философского подхода[Артамонова, 2009; Болотова, 2005; Глушкова, 2011]. Семья рассматриваетсякак основа любого народа и государства.
Святейший Патриарх Кирилл даетнадлежащее определение семье: семья – реальность, которая описываетсяследующим образом: мужчина и женщина живут вместе, хранят верность,заботятся о детях и вместе их воспитывают. И хотя семейные традиции,несомненно, являются частью культуры, а семья, конечно, тоже укоренена вчеловеческой культуре, но тем не менее, она предшествует и самой культуре,потому что по свидетельству Библии создана Богом на самой заречеловеческой истории»[Выступление Святейшего Патриарха Кирилла наоткрытии Международного форума «Многодетная семья и будущеечеловечества», Электронный ресурс].27Согласно«КонцепциигосударственнойсемейнойполитикивРоссийской Федерации на период до 2025 года», к традиционным семейнымценностям» относят ценности брака, предполагающего союз мужчины иженщины, основанный на государственной регистрации в органах записиактов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи,рождения и совместного воспитания детей, построенный на заботе иуважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийсядобровольностью, стабильностью и совместным бытом, связанный свзаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению[Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 №1618-р г.
Москва, Электронный ресурс].Семья – социальный институт, в основе которого лежит супружескийбрак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемаяобществомформаотношениймеждумужчинойиженщиной,устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, кдетям и к обществу [Энциклопедический социологический словарь, 1995, с.75]. У разных национальностей принципы, на которых строится брачныйсоюз, имеют существенные отличия, но само назначение брака едино:юридическое узаконение отношений между мужчиной и женщиной ипродолжение рода.
Семья в отличие от брака – более сложная системаотношений, поскольку она связывает не только супругов, но и их детей,родственников, друзей. Без сохранения семьи и ее традиций у государстванет будущего, так как только в семье дети учатся любви, общению,служениюсвоимближним;стремятсяпреодолеватьэгоизм.Такиенезыблемые семейные ценности, как истинная любовь к Богу, к Отечеству ик ближнему, крепкий брачный союз, благочестие, почитание родителей, ихвласти и авторитета, уважение к старшим, забота о младших, доброта имилосердие, терпимость, мужество и трудолюбие – укрепляют общество игосударство.
Поэтому их следует хранить и передавать от поколения кпоколению как вечную ценность.28Семья (ячейка общества), как и другие социальные институты,выражает систему действий и отношений, необходимых для существования иразвития общества и государства. Митрополит Московский святительФиларет подчеркивает, что правильная семейная жизнь играет важную рольв укреплении позиций государства: «Чтобы жизнь государственная сильно иправильно развивалась, процветала образованностью, приносила плодобщественногоблагоденствиясемейственнаябыласвященнойвластьюкрепка–длясегонадобно,благословеннойродительской,любовьюдетскойчтобыжизньсупружеской,почтительностьюипослушанием…» [Cвятитель Филарет Московский, Электронный ресурс].Такимобразом,общечеловеческуюсемьяценность,представляетотражающуюсобойуниверсальнуюспецификунациональнойкультуры, зависящую от исторических, географических и политическихусловий, и выступает стержневым элементом нравственных принциповобщества.1.3.
Этнолингвистический подход при сопоставительном изучениилексико-фразеологических системНа современном этапе развития лингвистики все очевиднее становитсянеобходимость комплексного изучения языковых и социокультурныхпроцессов в их функциональном взаимодействии в ходе историческогоразвития общества. Целесообразность подобного подхода обусловлена, вчастности, невозможностью рассмотрения целого ряда важнейших языковыхявлений в отрыве от условий функционирования общества, развития егокультуры.Многие лингвисты в своих научных изысканиях стремятся ответить навопрос о том, как формируются и передаются языковые знания [Беляевская,292007; Бендикс, 1983; Березович, 2007; Брагина, 2007; Гусева, 2008; Иванов,1989; Кобозева, 2000; Лукашевич, 2002; Ощепкова, 1989].
Учитывая то, что«значение как определенное явление в сознании складывается в результатеобобщения в нем определенных конкретных отражений предметов, явленийи отношений действительности, заключающих в себе реальное вообще» и то,что человеческий язык, представляя собой социальное явление, вполнезакономерно несет в себе отпечаток духовной и материальной культурыопределенной нации.
В связи с этим в работе необходимо раскрыть значениеэтнографической семантики для сопоставительного изучения «семейныхотношений» [Смирницкий, 1954, с. 56–78].Сходства и различия народов издавна исследовались этнографией,сложившейся в середине XIX в., как науки о народах мира и их культуре. Совторой половины XX в. особенности культуры, языка и психики вышли запределы этнографии, став предметами отдельных наук – этносоциологии,этнолингвистики и этнопсихологии. Взаимодействуя с миром вещей и миромлюдей, овладевая действиями с различными предметами, формируя темсамым собственную психику, которая неизбежно накладывает своеобразныйотпечаток на языковую систему, преобразуя, трансформируя и регулируявзаимоотношения слов, их семантическое содержание.В настоящее время общая тенденция развития языкознания связана срасширением междисциплинарного подхода, при котором наука о языкеоказывается частью более широкого поля наук о человеческой деятельности,именуемойкогнитологией.Лингвистика,такимобразом,становитсядисциплиной, занимающейся языком, как частью когниции [Баранов,Добровольский, 1997; Болдырев, 2001; Демьянков, 1994; Кибрик, 1994;Кубрякова, 1999; Маслова, 2004; Ольшанский, 1996; Попова, Стернин, 2007;Фрумкина, 1996; Рузин, 1996].Процесс выявления значения тесно связан с глубинными механизмамиинтеллектуальной деятельности человека, с его сознанием, мышлением.
Этии другие проблемы изучаются в когнитивной науке, которую в первую30очередь интересуют проблемы формирования и представления знания[Зубкова, 2000; Кобрина, 2000; Кравченко, 1997; Кубрякова, 1992].Однимиз основных принципов данного направления является положение о том, чтонет принципиальных различий между семантическими значениями иэнциклопедическими знаниями. В то время как структуралисты считают, чтосемантические дефиниции лексических концептов должны отличаться отэнциклопедических фактов, связанных с ними.Предшественники теории когнитивной семасиологии (Н. Хомский, Д.Хаймс) считали, что семантические явления должны изучаться отдельно отспецифических культурных фоновых фактов и пользователей языка, а целькогнитивной семасиологии – подчеркнуть значение опытного и культурногофона носителей языка для понимания природы лексической семантики[Хомский, 1972, с.
112–120].Споявлением новыхнаукособоезначениеприобретаеткаксовершенствование старых классических методов научного исследования,так и поиск новых нетривиальных методов и подходов к анализу данных.Многие подобные методы и примеры нередко рождаются именно на стыкеразных наук и дисциплин. В свою очередь, привлечение новых типовисточников, разработка новых методов анализа чаще всего ведет кполучению оригинальных результатов в каждой науке, к возникновениюновыхнаучныхнаправлений,каковымиявляетсяэтнографическаясемантика, которая привлекла внимание лингвистов – антропологов в связи сисследованиями в области родства, проводимыми четырьмя методами:теориясопоставительногоизучения;компонентныйанализ;программированные обозначения; различные применения семантическихправил [Colby, 1966, Р. 3–32].Подобно тому как от этнографа-исследователя требуется умениеописывать с максимальной точностью и полнотой явления материальнойкультуры, так и этносемантика дает не просто словесное толкованиематериальных предметов, а рассматривает их в их социальном бытовании и31отношении к тем, кем они созданы, и кто ими пользуется, ведь язык скрепляяэтническую общность, одновременно является выразителем этноса.На наш взгляд, сложность отношения языка и культуры заключается втом, что с одной стороны, язык рассматривается как важнейший инструменткультуры, которая фиксируется и передается с помощью языка.
С другойстороны, он и сам может выступать как объект культурной деятельности, и вэтом качестве язык непосредственно входит в состав национальнойкультуры.Для сопоставления лексических отношений в языках необходиморассмотреть «общее» и «специфическое» в культуре: этноконнотацию.Этноконнотация – особый вид культурной коннотации, являющийсяспособомхранения культурной информации, относится к абсолютноспецифическимпризнакамэтническойкультуры,хотявсилуконвергентности не исключено обращение к относительно специфическимпризнакам взаимодействующих культур. Так как этническая культурапредставляет собой единство преемственности и обновления, то в первомслучае речь идет об эндогенном обновлении (возникшем внутри культурыбез влияния извне), а во втором – экзогенном (заимствованном).
Сущностьэтнической культуры проявляется в ее антиномичности, понимаемой какединство двух противоположностей: 1) культуры как памяти [Лотман, 1971,с.167–176], монумента [Assman, 1991, S. 45–52], процесса сохранениятрадиций [Маслова, 2001, с. 89–93; 2) культуры как формы общения междулюдьми [Лотман, 1994, с.78–91]. Экспликация признаков глубинныхимплицитных мыслительных структур этнокультурного сознания нацеленана изучение специфики вербализации этих мыслительных структур в кодахкультуры, являющихся формой организации культурной памяти этноса.Кодыкультурыпредполагаютналичиеустойчивойсвязимеждусимволизируемым и символизирующим в условиях символической ситуации.Механизмы устойчивости признака, имплицирующего скрытый смыслпервичногоименования,закодированный32всоответствующемзнаке,мотивируются механизмами многократного повторения опыта прошлыхпоколений, благодаря чему языковая единица лексикона выступает какформа проявления коллективного бессознательного, что приводит квхождению культурной семантики в языковую.Языковые значения не восходят прямо к данным перцептивного опыта,и значение не определяется одной лишь предметной соотнесенностью.Отношение между носителем языка и объектом следует понимать какоперативноеинтенциональнообусловленноедействие,котороедетерминируется не заданным кодом, а привычными интерпретациями ипрагматическими условиями.Коды в языке определяются как открытая система семантическиподвижныхзнаков.фиксируетсяВспецификапроцессеноминациинациональногоопределеннымисознания.Сутькодамиоперациикодирования состоит в операции отождествления символов одного кода ссимволами или группами символов другого кода.