Диссертация (Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв". PDF-файл из архива "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Но примирением с родителями дело, как полагаю, имеетврачевание. Впрочем, они не тотчас допускаются к приобщению, нозапрещаются на три года», а также «Браки, против воли обладающих, сутьблудодеяния. При жизни отца, или господина, совокупляющиеся не суть безвины, доколе имеющие власть над ними не изъявят согласия на их сожитие,ибо тогда супружество получает твердость»56. При этом, под «старшими»понимались любые лица обладавшие властью над кем-либо, желающимвступить в брак.Таким образом, требование согласия опекуна в мусульманскомсемейном праве, в отличие от православного канонического семейного праваносит не абсолютный, а условный характер, способствовавший, с однойстороны, сохранению семейно-правовых устоев народов, включенных всостав Арабского Халифата, а с другой, делало невозможным полновластиеопекуна, что позволяло избежать принудительных браков.
Здесь такжепроявлялась и модернизационная природа мусульманского семейного права,что делало женщину субъектом семейного права, закреплявшаяся условиемее согласия и желания в деле выбора партнера для вступления в брак, а не еесемью, род или клан, как в архаичной правовой традиции. Кроме того, вПравила святого Василия Великого, Первое Каноническое Послание АмфилониюИконийскому // Заочная богословская школа [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.soluschristus.ru/biblioteka/mezhcerkovnye_otnosheniya/kanony_pravoslavnoj_cerkvi/pravila_svyatogo_vasiliya_velikogo5650отличие от предыдущих религиозно-правовых установлений проявиласьгибкость и крайняя рациональность мусульманского семейного права ввопросе согласия опекуна, что было своего рода «срединным» путемрешения по предотвращению как практики принудительных браков, так и внетрезвой оценке предполагаемого супруга, что в свою очередь практическиспособствовало минимизации разводов.Касательно наличия свидетелей при бракосочетании, следует отметить,что в данном вопросе не существовало единого мнения, поскольку шиитыджафариты и сами шиитские имамы считали это условие не обязательным, алишь желательным.
Об этом свидетельствует шиитские историческиеисточники, где зафиксировано следующее письмо 7-го шиитского имамаМусы аль Казима (745-799 гг.) к верховному багдадскому кадию Абу Юсуфу:«Никогда религия не основывается на аналогии, к которой прибегаешь ты итвои единомышленники. Всевышний Аллах в своей Книге предписал разводи повелел при этом брать двух свидетелей, пожелав, чтобы они непременнобыли справедливыми. Он также в своей Книге предписал заключение брака иничего не сказал о присутствии свидетелей при этом. Вы же считаетенеобходимым присутствие свидетелей там, где Аллах счел их присутствиенеобязательным.
И находите их присутствие не нужным там, где Аллах счелэто обязательным»57. Следует отметить, что представители маликитскогомазхаба также не выдвигали наличие свидетелей в качестве условия егодействительности.Что же касается остальных суннитских мазхабов, то они исходили изтого, что наличие 2 свидетелей на бракосочетании является обязательнымусловием, без которого брак не считается законным и одновременно,публично оглашенным. Однако, большая часть сподвижников пророкаМухаммеда, табиины (последующее поколение после сподвижников) Маликибн Анас и Ахмад ибн Ханбал считали, что брак, заключенный без участияНасер Макарем Ширази, «Познание шиизма», перевод и составление Айрат Баешев,изд-ие первое, изд-во «Али ибн Абу Талиб», Кум, 2011, стр.
2985751свидетелей действителен, однако, брак все-равно должен быть оглашенным.Согласно суннитским мазхабам, которые единодушно разделялись всемисуннитскимибогословами-правоведами,вотношениисвидетелейсуществовали следующие требования: принадлежность к мусульманской религии; здравомыслие; отсутствие рабского состояния; невозможность наличия в качестве свидетелей представителей иныхвероисповеданий; возможность видеть и слышать процесс заключения брака (правоведышафииты говорили лишь об обязательности наличия слуха усвидетелей при заключении брака); участие мусульманина в качестве свидетеля в браке представителей«ЛюдейПисания»правоведами),(допускалосьнекоторымибогословами-также допускалось присутствие свидетелей из числахристиан и иудеев, при условии заключения брака с женщиной из ихчисла (по мнению правоведов-ханафитов);Таким образом, перечень требований к свидетелям в мусульманскомсемейном праве можно свести к трем категориям:1.
Конфессиональная - обязанность быть мусульманином или вопределенных случаях представителем «Людей Книги» (христианиноми иудеем);2. Психофизическая - здравомыслие, наличие слуха и зрения;3. Социальная - отсутствие рабского положения.Требованиеоналичиисвидетелейпризаключениибраказафиксировано в суннитских исторических источниках, где имеютсяследующие высказывания супруги пророка - Аиши и самого пророкаМухаммеда: «Не будет заключен брак иначе, как в присутствии двухсвидетелей», а также «Распутницами являются те, которые, выдают себязамуж, не объявляя об этом без присутствия опекуна и свидетелей».
Следует52отметить, что данное условие выдвигалось, не только большинствомправоведов Арабского халифата. Так, согласно иудейскому семейному правубыло обязательным присутствие на бракосочетании двух свидетелей старше13 лет и знающих и соблюдающих установления Торы, не состоящих вродстве, как между собой, так и с лицами, вступающими в брак. Вправославной, так и в католической церкви требование наличия свидетелейтакже было императивным.
Православное каноническое право выдвигало ксвидетелям требование быть «православными и боголюбивыми»58, невыдвигая иных требований. Католическое каноническое право, строящееся вчастности, и на решениях Тридентского собора, также выдвигает условие,согласно которому брак считался заключенным, лишь при наличии двухсвидетелей. Современное каноническое право католической Церкви такжепризнает обязательным наличие двух свидетелей при бракосочетании59, приэтом, не выдвигая требований к самим свидетелям, допуская возможность иприсутствия случайных людей в качестве свидетелей и в качестветребования, выдвигая лишь возможность наблюдения за процессом венчания,и осознавать происходящее.Таким образом, в мусульманском семейном праве, требование наличиясвидетелей, было «срединным», и носившим неоднозначный характер в силудействительности брака в случае их отсутствия, при обязательномпубличном оглашении самого факта бракосочетании.
Кроме того, насрединную природу данного требования влияло и разные требованиявыдвигаемые к свидетелям.Исходя из вышесказанного, требования при заключении брака можноклассифицировать на два вида:1) условные – требования, которые при определенных случаях, носили помнению большинства богословов-правоведов VIII-X вв. обходимый характерСочинения блаженного Симеона архиепископа Фессалоникийского, том 2, СанктПетербург, типография Королева и комп., 1856, стр. 35659CODEX IURIS CANONICI (Кодекс канонического права), институт философии,теологии и истории, им.
св. Фомы, Москва, 2007, стр. 4215853и не влекли за собой недействительность заключенного брака. К ним можноотнести; согласие опекуна, наличие свидетелей, дача махра;2) безусловные – требования, которые по мнению большинства богослововправоведов VIII-X вв. должны соблюдаться в любам случае и ихнесоблюдение вело к недействительности брака. К ним можно отнести:согласие брачующихся, наличие совершеннолетия.Рабы и наложницы в мусульманском семейном праве.
Говоря оналожницах нельзя не отметить ту правовую эволюцию, которая произошлав отношении данной категории лиц в мусульманском семейном праве. Вотличие от иудейского подхода, который заключался в том, что наложницеймоглабытьлюбаяженщина,соглашающаясянасожительство,вмусульманском семейном праве наложницами могли быть женщины,схваченные во время боя с противником, либо же изначально обладавшиерабским статусом. Запрещалось обращать в рабство и делать наложницамиженщин мусульманского вероисповедания. По своему статусу, наложницымало отличались от законных жен, и мусульманское семейное право считаложелательным, чтобы наложница приняла ислам и вышла замуж засвободного человека. Так, например, имам аш-Шафии полагал, возможнымбрак невольницы с человеком, но в случае, если человек был не в состояниикупить невольницу у хозяина60.