Диссертация (Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв". PDF-файл из архива "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Позиция джафаритскогомазхабаосновывалосьнавысказываниипророкаМухаммеда,зафиксированном в шиитском сборнике хадисов (высказываний пророкаМухаммеда и шиитских имамов) – Васаиле аш Шиа, в котором сказано ониспослании ангелами проклятий в адрес женщин, вышедших из дома безразрешения мужа и не желавших немедленно вернуться 86.Развивая данное установление, шиитские имамы определили правовуюнорму, согласно которой при выходе из дома без разрешения мужа женалишалась права на нафаку в промежутке времени между выходом из дома ивозвращением домой. При этом делалась оговорка, согласно которой женамогла выходить из дома без разрешения мужа при мероприятиях, носящихобщественно-политический характер.Следует отметить, что как шииты-джафариты, так и представителисуннитских богословско-правовых школ были единодушны в том, что длязапрета женщине выходить из дома требуется веская причина как, например,угроза ее жизни, угроза впадения в разврат и пр.
На сегодняшний день, такаяпозиция подтверждается и мнением современного джафаритского богословаправоведа Али Систани, о том, что женщина может выйти из дома понеобходимости и запрет мужа на это должен иметь веские основания 87.Сексуальные права и обязанности супругов. Следующей по значимостиобязанностью, как мужчины, так и женщины были их права и обязанности вSahihBukhari//[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://www.sunnah.com/bukhari/67 (последнее посещение - 12 декабря 2017 г.)86Стр. 211, Том 2, (h.q.) 1414 الشيخ وسائل الشيعة )العربية ( )عليهم السالم) إلحياء التراث ایرانالحر العاملي87Ayətullah-Uzma Seyid Əli Hüseyni Sistani İzahlı şəriət məsələləri, указ.соч., s.3098570интимной сфере.
Ислам - первая религиозно-правовая система, подробнозакрепившая подобного рода обязанности и права, и это было одним изновациймусульманскогосемейногоправа,детальноразработанныммусульманскими правоведами в VIII-X вв. Это обстоятельство в первуюочередь связано с философией гендерных отношений в Исламе и взначительной мере мусульманским подходом к интимным отношениям. Вотличие от христианства, рассматривающего супружеские отношения лишькак средство деторождения, в мусульманском семейном праве, они несчитались чем-то предосудительными или греховными, при условии ихналичия в рамках законного брака или наложничества.
Это положение иправо супругов закреплялось кораническим аятом (стихом): «…Для вас вашисупруги – нива (пашни, где вы сеете семена), и вы на свою ниву приходите,когда желание в вас есть…». Кроме того, это право нашло подтверждение ввысказывании пророка Мухаммеда, о том, что вступление в супружескиеотношения – крайне поощряемо, ибо удовлетворять свои потребностидозволенным путем гораздо лучше, чем запретным88. Он призывал мужчину,который постоянно и непрерывно постился, не забывать о том, что на негоимеет право и его супруга89. Мусульманское семейное право оговаривалообязанность мужчины по обеспечению верности супруги путем исполнениясвоих обязанностей в деле супружеских отношений.Согласно единодушному мнению мусульманских правоведов, мужчинабыл обязан вступать со своей женой в интимную близость раз в 4 дня, исходяиз расчета наличия у мужчины 4 жен.
Обязанностью, как мужчины, так иженщины являлось взаимное удовлетворение друг друга. Также, жена былаобязана выполнять свои супружеские обязанности по желанию мужа90. Поединодушному мнению правоведов Арабского Халифата жена имела правоSahihMuslim//[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://www.sunnah.com/muslim/12 (Последнее посещение - 12 декабря 2017 г.)103SahihBukhari//[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://www.sunnah.com/bukhari/30 (Последнее посещение - 12 декабря 2017 г.)90Рийад ас-Салихин мин калам саййид аль-Мурсалин Сады Праведных, изд-во Ummah,Москва, 2003, стр.398-3998871расторгнутьбракприналичииумужаэректильнойдисфункции(импотенции), в случае кастрации или по другим причинам, которые делалиневозможным вступление в интимную связь. Доказательством тому служитсудейство четвертого халифа – Али ибн Абу Талиба, который развелсупругов, вследствие жалобы молодой женщины на своего супруга из-заналичия у него импотенции, вследствие чего он был неспособен совершитьполовой акт, что было также признано и самим мужчиной 91.Права и обязанности жены в бытовой сфере.Согласно некоторымлитературным источникам в мусульманском семейном праве обязанностьюжены является ведение домашнего хозяйства и воспитание детей92.
Однако,следует отметить, что с точки зрения мусульманских правоведов VIII-X вв.ведение домашнего хозяйства, включавшее в себя приготовление пищи,стирку одежды, содержание жилья в чистоте и пр. не было обязанностьюжены, поскольку она имела право для этих целей потребовать привлеченияслужанки или слуг. Также, по мнению арабских правоведов того времени,женщина имела право взимать плату в случае ведения ею домашнегохозяйства и даже кормления грудью ребенка. Однако, говоря об этическойстороне (ахлаке), которая тесно связана с правовой, следует отметить, чтосогласно общим принципам Ислама брать деньги как за ведение домашнегохозяйства, так и за кормление грудью, считалось неэтичным.
Тем не менее, справовой точки зрения это было вполне допустимым.Правоженынавыборместажительства.Вэтомвопросемусульманское семейное в сравнении с другими правовыми системамиотличилось определенными новациями. В частности, в отличие отхристианского подхода к этому вопросу, который заключается в том, чтожена всюду должна следовать за мужем93, мусульманское семейное право,признавало за женой право оговорить в брачном договоре условие, согласноМухаммед Таки Тустари, Указ.соч., стр. 136Прудников М.Н. Указ.соч., стр.35593Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской Православной Церкви XI-XXIвв.): учебное пособие. – Москва: Проспект; Екатеринбург, Издательский дом Уральскогогосударственного юридического университета, 2016, стр. 225919272которому муж не имел права увозить жену с какой-либо территории илиместности без ее согласии. Нарушение этого условия, оговоренного вбрачном договоре, могло повлечь за собой обращение женщины в суд длярасторжения брака.Право жены на образование.
Право на образование было общим, какдля мужчин, так для женщин и основывалось на следующие высказыванияпророка Мухаммеда, которые легли в основу подхода мусульманскихправоведов к этому вопросу: «Кто приобщает себя к новым познаниям, длятого Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелырасстилают свои крылья, показывая довольство им, уважение. За ученогочеловека молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море!Преимуществонабожногочеловеком подобноученого передпреимуществулуныпредпростоостальныминабожнымзвездами.Воистину, ученые — наследники пророков. Последние не оставляли послесебя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себяк ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромногобогатства(великогоудела)!»94.ПророкМухаммедтакжеговорил:«…Поистине, того, кто обучает людей благому, Аллах одаривает своеймилостью; ангелы, а также все живое на Земле и небесах, даже муравейв своем муравейнике и кит молятся за него…»95.Таким образом, были заложены основные принципы права наобразование, и эти высказывания подчеркивали безотносительность этогоправа от гендерной принадлежности и семейного положения, поскольку,слово «алим», употребляемое пророком в данном высказывании ипереводящееся с арабского языка, как «знающий», «ученый» относилось и кженщинам.
Таким образом, эти высказывания пророка Мухаммеда носят нетолько этический, но и правовой характер, и данное право признавалось иSunanabiDavud//[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://www.sunnah.com/abudawud/8 (Последнее посещение - 12 декабря 2017 года)95SunanatTirmidhi//[Электронныйресурс].–Режимдоступаhttps://www.sunnah.com/tirmidhi/42 (Последнее посещение - 12 декабря 2017 г.)9473позднее мусульманскими правоведами в VIII-X вв.. Право на образованиебыло правом женщин и в случае оговорки ею в брачном договоре любойдозволенной деятельности, как например,возможности преподавания,научной деятельности и пр., и муж не имел права запрещать ей заниматьсяэтой деятельностью. Нарушение этого условия было основанием для подачиженщиной иска кадию для развода.Ношение закрытых одежд женщинами.
Обязанность ношениязакрытых одежд (хиджаба), оговоренное, как элемент затворничестваженщины в мусульманском семейном праве, была установлена в отношениивсех лиц женского пола с достижением ими совершеннолетия, на основанииследующего коранического аята (стихом): «…Скажи своим супругам, опророк, и дочерям правоверных (мусульман), чтобы они плотнее покрывалазакрывали.
Это удобнее всего, чтоб узнанными быть и не бытьобруганными…». Кроме того, имелись следующие слова Корана: «…Скажи(пророк) девам, что уверовали в Бога, чтоб потупляли свои взоры ицеломудрие хранили и чтобы не выставляли напоказ красоты, помимо того,чему надлежит быть видным и пусть набрасывают шаль на грудь…».Выражение «чему надлежит быть видным» имело среди богослововправоведов разное толкования. По мнению всех богословов-правоведов, в этукатегорию относилось все тело женщины, кроме лица и кистей рук.Правоведы-ханафиты, считали, что туда же относятся и ступни ног.Исключениями были близкие родственники, муж, пожилые люди ималолетние дети. Несмотря на то, что обязанность ношения женщинамизакрытых одежд не имело исключительное отношение к мусульманскомусемейному праву, данная установка имела целью защиту и сохранениесемейных устоев.
Кроме того, закрытые одежды в мусульманском обществебыли символом свободы женщины, в то время как рабыни не были обязаныносить закрытые одежды. Один из выдающихся иранских исследователей вобласти исламской философии и юриспруденции - Муртаза Мутаххари,отмечал, что одной из причин данной правовой установки является фактор74«мужской зависти», которая заключалась в том, что «мужчина не желает,чтобы другие мужчины воспользовались находившейся в его распоряженииженщиной, даже посредством взглядов на нее…»96.Вместе с тем необходимо отметить следующее: обязанность ношения закрытых одежд (хиджаба) женщинами неотносится напрямую к мусульманскому семейному праву, а носитобщий характер по причине общего религиозного положения,обязывающего женщин, при достижении ими совершеннолетия носитьзакрытые одежды в присутствии посторонних мужчин (намахрам), т.е.данная обязанность была частью религиозной практики, не имеющаяпрямого отношения к семейным правам и обязанностям супругов; не ношение одежд, соответствующих шариату не влекло за собойникаких правовых последствий, в целом, так и в мусульманскомсемейном праве, в частности; данная обязанность не вела к затворничеству женщин и не мешала имучаствовать в общественной и политической жизни общества; аналогичная обязанность упоминалась и в таких авраамических,монотеистических религиях как иудаизм и христианство.§3.