Диссертация (Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв". PDF-файл из архива "Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате (VIII-X вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
6-ой шиитский имам Джафар асСадык говорил: «Возмещение материальных расходов жены, детей, отца,матери и рабов - обязательны. Эти расходы свободны от всякого налоговогообложения»79. Однако в VIII-IX вв. вопрос выплаты нафака шиитскимиимамами была систематизирован, и регулирование этого вопроса вджафаритском мазхабе в этот период носил в целом казуальный характер.Позднее шиитские богословы-правоведы более детально регламентировалиНапример, в случае простого возлежания рядом, а также в случае, если мужчина иженщина, например, находились под одеялом, такие действия не квалифицировалось вмусульманском уголовном праве как прелюбодеяние.79،15 الجزء،هجری1414 ، مؤسسة آل البيت عليهم السالم إلحياء التراث: قم، محمد بن الحسن؛ وسائل الشيعة،الحر العامليّ.237الصفحة64этот институт.
Так, например, современный выдающийся джафаритскийбогослов и правовед Насер Макарем Ширази считает, что в перечень нафакавходит не только определенный минимум в виде одежды, жилья и питания,но также и лекарственные средства, оплаты визитов к врачу и пр.80Соглашаясь с этим мнением, другой современный шиитский богослов иправовед Али аль Систани уточняет, что в нафаку входит не только оплаталечения у доктора, но и оплата дороги, в случае, если медицинскоеучреждение находится в отдаленной местности 81.Казуальность в этом вопросе в джафаритском фикхе (праве) VIII-IX вв.можно объяснить правовым учением шиизма, который исключительноориентировался на высказывания, решения и толкование шиитских имамов.В случае не обеспечения мужем нафакой, по мнению мусульманскихбогословов-правоведов, жена имела право не подчиняться мужу. Такимобразом, здесь также проявляется договорная сущность мусульманскогобрака, где жена в обмен на определенные ограничения в личном статусеобеспечивалась материальной гарантией.Право жены на жилище представителями всех богословско-правовыхшкол в Исламе признавалось единодушно.
Однако, по поводу реализацииэтого права женщиной имелись разные мнения. Так, например, правоведыханафиты и правоведы-ханбалиты считали, что муж обязан обеспечить женуотдельным жильем. Если у мужчины были и другие жены, то в таком случаебез согласия жены муж не имел права заселять в дом жене других жен идетей от них. Это же правило распространялось и на родственников мужа.При этом, правоведы-маликиты брали в качестве критерия уровеньматериального достатка жены и считали, что в случае низкого материальногодостатка, она не имеет права отказываться от проживания в доме родителеймужа.
Однако, в этом случае, ей должно быть выделено отдельноепомещение. Правоведы-шафииты брали за основу, как общественноеРазъяснение шариатских положений Макарема Ширази указ.соч., стр. 408Ayətullah-Uzma Seyid Əli Hüseyni Sistani. İzahlı şəriət məsələləri, Baki, «MSH-poliqraf»,2013, стр.309808165положение жены, так и условия добрачной жизни. Шиитские имамы ипозднее,правоведыджафаритскогомазхабапридерживалисьмнениясхожего с мнением правоведов-ханафитов и правоведов-ханбалитов, вслучае, если брак был постоянным. В случае, если брак был временным, мужне был обязан обеспечить жену жильем.В случае, если дом был подарен жене мужем, но она не была согласнана проживание мужа в этом доме, она лишалась права на нафака. Если женасоглашалась жить в доме мужа, то муж обязан был выплачивать ей нафака.Прав на жилище женщина не лишалась и в случае необратимого развода(после третьего развода) во время идды (выжидательного срока).
Однако, вслучае доказанного факта прелюбодеяния (аз-зина) и вероотступничестваженщина лишалась права на нафаку во время развода, в периодвыжидательного срока.По единодушному мнению правоведов того времени в нафаку такжевходила обязанность мужа по погребению жены и связанные с нимфинансовые расходы.По мнению верховного багдадского кадия (судьи) Абу Юсуфа иМухаммеда аш Шейбани, если муж отправлялся в длительную поездку, женаимела право потребовать правовых гарантий по выплате нафака. Если срокпоездки не был определен, муж предоставлял нафаку на месячный срок.
Вслучае длительного отсутствия мужа кадий, после поданного женой иска,имел право возложить выплату нафака на родственников мужа, ивпоследствии муж становился их должником. Однако, в случае отсутствиясудебного решения жена не имела права брать долг у кого-либо. В случаевозникновения этой ситуации с мужа снималась ответственность по выплатеэтих долгов, а обязанность по их выплате возлагалась на жену. Если мужпредоставлял жене гарантийную нафаку перед своим отъездом, а она за этовремя совершала одно из деяний, которое было основанием для лишениянафака, жена была обязана вернуть мужу оставшуюся часть нафака.66При злостном уклонении мужа от обязанности по выплате нафака женаимела право с разрешения кадия (судьи) брать из имущества мужанеобходимую для себя сумму. Это право было основано на случае, широкоизвестным в мусульманском семейном праве как «Хинда»82.
Для подачи искао невыплате нафака, жена была обязана представить двух свидетелей, икадий (судья) принимал решение о выплате задолженности. В случаеневыполнения судебного решения, муж помещался в тюрьму, а егоимущество для погашения долгов по выплате нафака выставлялось напродажу. Кроме того, проводилось расследование с целью подтверждениядостоверности бедности мужа. Обязанность по взыскиванию долгов понафака в Арабском Халифате возлагалась как на полицию (шурта), так и нанаместника халифа (эмира) этой области.Последствиями невыплаты нафака в зависимости от позиции той илииной богословско-правовой школы возможны были два варианта: развод - происходил в случае, если мужчина был неспособен доказатьсвою платежеспособность.
По мнению правоведов-шафиитов иправоведов-ханбалитовдлядоказательстванеплатежеспособностимужа женщина должна была предоставить двух свидетелей и в случаедоказательства этого факта, кадий разводил супругов. отсутствие каких-либо правовых последствий в виде развода илипомещения в тюрьму. Такого мнения придерживались правоведыханафиты, однако, при этом они также оговаривали право жены наразвод.В случае если жена работала, она не была обязана выделять какие-либосредства на семейные нужды.
Таким образом, по единодушному мнениюСлучай «Хинда», зафиксированный в исламских исторических источниках эпизодпоследней проповеди пророка Мухаммеда, где он осудил прелюбодеяние и воровство. Висламских источниках принято считать, что данная проповедь адресовалась к Хинд бинтУтба – жену Абу Суфьяна. Кроме того, случай «Хинда», содержит в себе судебноерешение пророка Мухаммеда по поводу материального содержания Хинд со стороны еемужа - Абу Суфьяна, разрешающего ей брать определенное количество средств для своегосуществования.8267практически всех мусульманских правоведов VIII-X вв. и позднее, все бремяпо материальному обеспечению, как жены, так и детей, целиком и полностьюложилось на мужа.Исходя из вышеизложенных историко-правовых фактов, можносделать несколько основополагающих выводов относительно результатовправотворчества богословов-правовоедов в VIII-X вв.
в сфере регулированияобязанности по материальному обеспечению жены мужем в течение брака: был расширен перечень материально-экономических благ, входящих внафаку; был урегулирован вопрос начала отсчета нафака; был определен порядок подсчета размера нафака; были определены основания для отказа в выплате нафака; был урегулирован судебный порядок взыскания нафака; были выработаны юридические гарантийные механизмы по оплатенафака.Таким образом, мусульманскими богословами-правоведами в VIII-Xвв. была совершена полномасштабная систематизация, институциализация иопределение порядка дачи нафака.В отношении имущественных прав, следует отметить, что власть мужане распространялось на имущество жены и женщина могла проводить всегражданско-правовые сделки, не спрашивая разрешения мужа.
В научнойлитературесуществуетмнение,согласнокоторомувластьмужараспространялась лишь на личность женщины, но не на ее имущество83.Отчасти соглашаясь с этим мнением, можно сказать, что власть мужа вотношении жены в личностном плане была ограниченной и носила условныйхарактер. Она распространялась только навопросы вступления всупружеские отношения, обоснованному запрету выхода из дома и правом напотомство. Что же касается шиитского временного брака, то он не содержалличностного подчинения жены мужу.83Петрушевский И.П. Укз.соч., стр.17568Неимущественныеправаиобязанностисупругов.Вцеломнематериальные права и обязанности супругов сводились к следующимсоставляющим: запрещению жене выходить из дома без разрешения мужа; сексуальным правам и обязанностям супругов; занятию домашним хозяйством женой; в литературе советского периода также подчеркивалось обязанностьженщины в ношении закрытых одежд 84.Проблема«затворничества»женщинвисламе.Затворничествоженщины, по мнению исследователей, сводится к следующим обязанностям: запрещению для жены на выход из дома без разрешения мужа; невозможность занятия какой-либо профессиональной деятельностью; обязанность ношения женщиной закрытой одежды (это не относится встрогомсмыслесловакмусульманскойсемейно-правовойпроблематике, а носит общий характер).Следует отметить, что первая из перечисленных обязанностейпризнавалась единодушно всеми суннитскими богословско-правовымишколами.
Она основывалось как на кораническом аяте (стихе), которыйговорил об обязанности женщины не выходить из дома и наряжатьсяподобно женщинам доисламского периода, так и на многочисленныхвысказываниях пророка Мухаммеда. Данный вопрос имел не толькоэтическое, но и правовое значение, поскольку выход из дома без разрешениямужа приводил и к правовым последствиям, как признак непокорности инеподчинения, что влекло за собой соответствующую правовую санкцию ввиде неуплаты нафака мужем жене. По мнению большинства правоведовАрабского Халифата, этот запрет начинал действовать с того момента, какмужчиной был выплачен махр (предбрачный дар) жене.
Однако, при этомжене разрешалось посещать мечеть, а также отлучаться по иным причинам,допустимым с точки зрения Шариата, например, посещение близких84Вагабов М. В. Ислам и женщина. - М. : Мысль, 1968, стр. 4069родственников или же по другим серьезным нуждам. Однако, при этом,существовало следующее условие: при выходе из дома женщинамнедозволялось использовать благовония, а также все то, что могло бы привлечьвнимание противоположного пола 85.Шиитскими имамами и шиитами-джафаритами такая обязанностьоговаривалась в случае, если брак носил постоянный характер, во временномже браке жена не имела данной обязанности.