Диссертация (Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв". PDF-файл из архива "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Отметим, что изначально, помнению М. А. Большакова, института права собственности на землю у коми-74См.: Электронная библиотека «Энциклопедия уральских мифологий. Мифология коми»/ под ред. Анна-Леена Сиикала, В.В. Напольских, Михай Хоппал. – URL:http://www.komi.com/folk/myth/31.htm (дата обращения: 08.05.2014); Пословицы ипоговорки народа Коми. – URL: http://chudetstvo.ru/detskaya_ploschadka/stixi-iskazki/narodnye/2697-poslovicy-i-pogovorki-naroda-komi.html (дата обращения: 31.01.2013).58зырян не существовало, но защищалось равное право каждого заниматьникем не занятый участок земли75.К общесоциальным относится также функция социального контроля,которая заключалась в воздействии обычного права на поведение субъектов.Здесь уместно сказать, что обычное право способствовало предотвращениюкражпромысловогоимущества,препятствовалосовершениюиныхпротивоправных действий.Не менее важными общесоциальными функциями обычного праваявлялись: консолидационная (интеграционная) – благодаря ей обществообразовывало социокультурный мир, имевший признаки социальногоорганизма;аксиологическая–способствовалавыделениюиаккумулированию наиболее важных общественных ценностей независимо оттого, носили ли они морально-нравственный, этический, идеологический,социальный,правовойкоммуникативная–характерилиреализовываласьсинкретизированыпосредствомвединстве;обменаидеями,представлениями, интересами, чувствами с целью выработки единогопонимания их смысла членами общества.Ко второй группе – так называемых специально-юридическихфункций, присущих обычному праву пермских народов, – можно отнестиследующие: регулятивную, охранительную, оценочную.Регулятивная функция проявлялась в способности упорядоченияобщественных отношений в социуме путем определения субъектного составаправоотношений, правил поведения, формирования системы прав иобязанностейустанавливалосубъектовиправоотношений.закрепляловИменнообычноеобычно-правовыхправоинститутахобщеобязательные правила поведения в общинах, свод конкретных,свернутых до формул правил поведения человека, возведенных в закон иосвященных опытом предшествующих поколений, в силу чего они не75См.: Большаков М.
А. Община у зырян. – СПб., 1907. – С. 2.59требовали «расшифровки и обсуждения, а лишь усвоения и реализации»76,регулируя общественные отношения, представлявшие первооснову должногои стабильного существования общества в соответствии с интересамибольшинства его членов, выражая их волю и координируя элементысоциальнойсистемытрадиционногообщества.Так,уудмуртовналичествовал правовой обычай «закрепления за женихом нескольких“свестейˮ–невест»77, тоестьсемья женихадоговаривалась спредставителями семейств девушек с целью последующего заключениябрака.Охранительная функция способствовала созданию системы правовоговоздействия, направленной на охрану и защиту общественных отношенийразличными правовыми средствами (табу, обычно-правовая ответственностьи т.д.).
Обычное право реализовывало эту функцию посредством обычноправовых норм, как имевших свои особенности, так и функционировавшихзачастую в синтезе с иными социальными нормами. Данная функцияобеспечивала охрану общезначимых, важных общественных отношений,воздействуя на поведение членов социума и их волю путем установлениязапретов (табу), угрожавших санкциями со стороны если не общинныхорганов, то сверхъестественных сил («духов»). Она также информироваласубъектов общественных отношений об особо охраняемых социальныхценностях.
Эта функция способствовала не только предотвращению обычноправовых нарушений, но и охране общественных отношений, так каксуществовали запреты на совершение определенных действий, нарушавшихправа членов общества. Хотя рассматриваемая функция обычного праванаправлена на охрану уже существовавших общественных отношений, ейприсуща определенная специфика: выполняя для субъектов правоотношений76Владыкина Т. Г. Удмуртские поверья в системе этносоциальной регламентации //Традиционное поведение и общение удмуртов: сб. статей / отв. ред. Г. К. Шкляев. –Ижевск, 1992.
– С. 168.77Гришкина М. В. Семья как хозяйственная единица и транслятор нравственныхценностей удмуртского крестьянства (XVII – первая половина XIX в.) // ВестникУдмуртского университета. – 2010. – Вып. 3. – С. 32.60роль информатора, она раскрывала право как способ воздействия наповедение индивидов и одновременно являлась индикатором уровняразвития общества, определяя гуманистические основы и принципы,характерные для обычного права. Кроме того, именно эта функцияспособствовала появлению в праве таких ценных качеств, как стабильность ирегламентированность.Факт установления различного рода санкций за общественно опасноеповедение оказывает влияние на индивида, живущего в данном обществе,побуждая его воздержаться от совершения поступка, за который он понесетнаказание.Структураинститутаобычно-правовойохраныимеласвоиособенности.
Так, в ряде случаев одно и то же действие регулировали иохраняли одновременно несколько синкретизированных социальных норм,которые не были дифференцированы на различные виды. Например, порядокдействийохотниканапромыслевпериодохотничьегосезонарегламентировали не только обычно-правовые нормы, но и религиозные имагические, которые признавались обязательными.
Подобный синкретизмярко проявлялся в табу как в строгом запрете на совершение действий.Такой запрет основывался на глубокой вере в то, что данное действиеявляется либо сакральным, либо накладывающим проклятие на нарушителя.Считалось, что если его не наказывали люди, то ему не избежать карысо стороны сверхъестественной (обожествленной) силы. Поэтому табувырабатывали у народа страх перед существовавшими запретами, а ихсоблюдение означало уважение ценностей, разработанных предками икультивировавшихся в обществе из века в век.
Подобных примеров упермскихнародовсуществоваломножествовпромысловомправе:61запрещалось рубить лишнее дерево, неуважительно относиться к добыче,сюда же отнесем «табу некоторых названий животных»78 и т.д.Обычное право пермских народов выполняло также оценочнуюфункцию,направленнуюнасозданиеобщественногомнения,чтоспособствовало устойчивому развитию общества в целом. Согласно обычноправовымвоззрениямважным,обязательнымсоставнымэлементомсоциально-экономической жизни общества являлась семья: «Вступление вбрак и создание семьи понималось как необходимое условие существованияи функционирования крестьянского двора»79.Все функции обычного права были направлены на обеспечение нуждсоциума, так как без социальной группы, то есть его носителя, оносуществовать не может.Для исследования значения и сущности обычного права пермскихнародов необходимо выделить также присущие ему характерные черты:- наличие обязательного характера для всех субъектов этнолокальногообщества;- отсутствие казуистической формы предписаний, которые носятобщий характер;- обязательное обеспечение выполнения правил поведения (порицание,общественное осуждение, изгнание за пределы общины и т.д.);- наличие регулятивной способности;- поддержка и одобрение со стороны всего этнического общества.Нормыобычногоправа,отражаяуровеньразвитиясоциума,упорядочивали общественные отношения и создавали «шаблоны» поведениявсех членов пермского общества, являвшиеся выражением требования этогосоциума78кповедениюиндивида.ДанныенормыбылистрогоВладыкин В.
Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. – Ижевск, 1994. –С. 138.79Крюкова С. С. Русская крестьянская семья во второй половине XIX в. – М., 1994. –С. 104.62регламентированы посредством определения границ должного и возможногоповедения конкретного индивида.Являясь частью традиционной культуры коллектива, обычно-правовыенормы закрепляют его потребности, не приносятся извне, а вырабатываютсяв этом обществе. Они отражают степень развития данного социума, уровеньего экономического развития, правовой культуры и правосознания.Данные нормы, сформированные в коллективе, способствоваливыработке правил обязательного поведения в нем как для индивида, так и длявсех его членов, отражая не только коллективную волю, интересы, но итребования. Общество подчиняется этим нормам, потому что они отражаютего волю.Охарактеризовать обычное право пермских народов возможно толькововзаимосвязиссоциокультурнымиэлементамиирелигиознымивоззрениями.Распространению и функционированию обычного права, однородномууровню развития всех членов общества и, как следствие, сохранностисоциального организма способствует также культурное и духовное единствовсех его членов, что позволяет обеспечить одинаковые запросы, потребностииндивидов.
Несоблюдение обычно-правовых норм, их игнорированиенеизбежно приводит к их отмиранию, а соответственно, разрушениютрадиционных устоев общества.Уничтожение прежних нравственных ценностей влечет за собойпрекращение применения обычного права. Это происходит ввиду того,что каждый член общества воспринимает себя неотъемлемым элементомсоциального организма, в котором уважаются и почитаются традиции иобычаи предков.
Нарушение культурной, духовной однородности общества,а также отсутствие внутри него тесного хозяйственно-экономическоговзаимодействия приводит к отдалению его членов друг от друга и разрушаетсоциальныйорганизмизнутри.Так,есливедениехозяйственнойдеятельности на северных территориях ставит благополучие всех членов63общества в зависимость от результата не только коллективного труда, но итруда каждого конкретного индивида, то повышаются требования общества кконкретной личности (например, артельная охота, результаты которойзависели от конкретной личности).
С экономическим развитием, внедрениемновыхсферпроизводства(такихкакугле-,нефтедобыча)интенсификацией зависимость личности от коллективаиегоуменьшается.Необходимость в совместном труде со временем ослабевает, и обществотеряет единые задачи. При этом разрушается не только коллектив каксоциальный организм, но и его культурное и духовное единство,утрачиваются социальные функции, которые ранее им выполнялись, а это,в свою очередь, приводит к сужению сферы деятельности обычного праваи постепенному его исчезновению, потере нравственных ценностей иантисоциальному поведению.Культурно-бытовые,социально-экономические,миграционныеизменения, произошедшие на территории расселения пермских народовв советскоевремя,разрушилизамкнутостьиизолированностьихпроживания и, как следствие, систему обычного права.
В результате многиеневостребованныеобычно-правовыенормы,утративнепрерывностьиспользования, стали исчезать.Однако и сегодня у пермских народов сохранились отголоски иэлементы обычно-правовых отношений, которые особенно ярко проявляютсяпри их компактном проживании, где сохранены тесные родовые связи. В ихчисле:- поддержка различными средствами нуждающихся представителейрода и оказание им помощи (взаимоподдержка и взаимопомощь);- уважительное отношение к предкам и их почитание;- возрождение обрядовых действий, имеющих тесную связь справовыми обычаями;- уважительное отношение к природе и ее «духам-хозяевам»;- сохранение компактного проживания членов общества;64- привязанность к традиционным сферам деятельности (таким каколеневодство, охота, рыбалка и др.).Залогом жизнеспособности норм обычного права у пермских народовявлялось умение сохранять, использовать обычно-правовые нормы вобыденной общинной жизни и сочетать их с нормами привнесенногопозитивного права.