Диссертация (Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв), страница 14

PDF-файл Диссертация (Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв), страница 14 Юриспруденция (59161): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв) - PDF, страница 14 (59161) - СтудИзба2020-05-16СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв". PDF-файл из архива "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Этот процесс можно продемонстрировать на примерераспространения христианства среди удмуртов. Главный жрец, хотя иявлялся противником принятия христианства, перед крещением призывалудмуртов к смирению, миролюбию и подчинению начальству, но – «жить посвоему»: «Не слушать начальства не хорошо: будет оно притеснять; лучшепринять новую веру, чем быть гонимым, а жить можно по своему, то естьисполнять и старую веру»80. Аналогично складывалась ситуация с обычнымправом: несмотря на распространение позитивного права, оно не потерялосвоей актуальности, так как продолжало применяться в общинной жизни.Длительному применению норм обычного права способствовало истрогое выполнение потомками завещаний предков, которые призывалипридерживаться обычно-правовых и религиозных норм своего народа иисполнять их: «Родоначальники перед смертью своей завещали своему родуобычаи и верованья и при этом передавали золу из семейнаго очага, и золаэта впоследствии переходила из рода в род, как и ныне переходит» 81 .Нарушать завещания родоначальников опасались, так как наказание моглораспространиться не только на нарушителя, но и на весь его род и потомков.Формированиеобычно-правовыхзнаний,ихобъективацияпредполагали наличие правовых знаний, которые сохранялись в сознании ипередавались из поколения в поколение.

Функционирование обычного правазависело от наличия у субъектов правовых отношений определенных знанийи их закрепления. Подобное закрепление у различных народов происходило сиспользованием своих выработанных символических систем. Так, у народов,8081Верещагин Г. Е.

Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии... – С. 76.Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии... – С. 81.65обладавших письменностью, оно происходило как в письменных источниках,так и в фольклоре. У народов, долгое время не имевших ни собственной, нипривнесенной письменности или утерявших ее, выражение и передачаобычно-правового опыта происходили в основном в виде знаков, символов,устных источников, в том числе и фольклорных. Такая символическаясистема, являясь одним из видов объективации обычно-правового опыта,позволяла передавать информацию потомкам путем воспроизведения знанияо существовавших обычаях. По мнению И. Б.

Ломакиной, «символывыступаюткакустойчивыеэлементыкультурногоконтинуумаифункционируют как механизмы памяти культуры. Смысловые возможностисимвола шире и богаче, чем их данная реализация. Элементарные по своемувыражению символы обладают большей культурно-смысловой емкостью,чем сложные»82. Поэтому такой символ пермских народов, как «пас», будучисоциальнымсимволом,рассматриваетсяадаптированнымисследователямивподсоциальнуюразличныхситуацию,культурно-смысловыхзначениях: его определяют как родовой знак собственности, элементорнамента, основу алфавита, магический знак и т.д.

«Пас» не существует сампо себе, он выражен в определенной форме и напрямую связан с системойценностей, сформировавшихся у пермских народов. Юридические знаки(«пас», «пус», «бирка», «тамга», «клеймо» и т.д. – далее «пас») былидостаточно распространенным правовым явлением для российских финноугорских народов.Имея, прежде всего, правовое значение родовых знаков собственности,«пасы» в обычном праве представлялизакрепленияправсобственникавсобой самобытныйтрадиционномобществе.способОбихиспользовании свидетельствуют многочисленные средневековые источники.В XII веке путешественник Абу Хамид Ал-Гарнати сообщал, что народ,живущий у моря Мраков (то есть у Северного Ледовитого океана) в области82Ломакина И. Б.

Этническое обычное право: теоретико-правовой аспект: дис. … д-раюрид. наук... – С. 168–169.66Йура, занимается охотой и продает свой промысловый товар со знаками:«И приносят с собой товары, и кладет [каждый] купец свое имуществоотдельно, и делает на нем знак…» 83 Кроме того, Абу Хамид Ал-Гарнатипредставил ценную информацию относительно способов ведения меновойторговли, которая регулировалась в том числе и нормами обычного права:«И каждый человек находит около своего товара что-нибудь из тех вещей;если он согласен, то берет это, а если нет, забирает свои вещи и оставляетдругие, и не бывает обмана»84.

Отметим, что знаки родовой собственностиинтенсивно использовались и в последующие века85.Символы функционировали как элементы генетической памяти народа.Каждый родовой знак собственности, простейший по своей структуре ивыражению, обладал большим смысловым объемом, нес в себе значительнуючасть информации. Поэтому у пермских народов «пас» был адаптирован подсоциальную ситуацию и связан с системой ценностей, сформировавшихсяу них.Используя терминологию, введенную К.Г. Юнгом, «пас» можноназватьархетипом.«Архетипозначаеттипос(печать,отпечаток),определенное образование архаического характера, включающее равно как ипо форме, так и по содержанию мифологические мотивы»86.

Будучиэлементом коллективного бессознательного поведения, архетип всегдаобладает определенными чертами, такими как архаичность происхождения;выражениеввидеопределенногосимвола;санкционированностьюобществом, в котором применяется; устойчивостью к попыткам изменить егосодержание и назначение; он «исходит из народа»; напрямую связан собщественной жизнью; обладает интеграционной силой для людей, которым83Путешествие Абу Хамида Ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153гг.) // Савельева Э.

А., Королев К. С. Письменные известия о народе коми. – Сыктывкар,2007. – С. 38.84Путешествие Абу Хамида Ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.) (публикация О. Г. Большакова, А. Л. Монгайта). – М., 1971. – С. 32–33.85См.: Лашук Л. П. Формирование народности коми. – М., 1972. – С. 86.86Юнг К. Г. Аналитическая психология. – СПб., 1994. – С. 31.67присуще единое этническое мировоззрение; включает в себя определенныйспособ реагирования индивида.

Архетип, регулируя психическую жизньобщества, появляется в результате мониторинга единообразия психическихявлений в обществе.С правовойпозиции«пас»обозначалправособственниканаопределенную вещь и защищал его путем оповещения об этом окружающих.Поэтому совокупность данных прав собственника вещи, закрепленных«пасом», образуя исходные понятия, фиксировалась в культурной памятинарода и проецировалась в обычаях, отражая особенности национальнойправовой культуры пермских народов. С помощью таких элементовсимволической системы, как «пас», происходило универсальное обычноправовое взаимодействие членов пермской этнокультурной общности.Являясь национальным достоянием и частью национальной правовойкультуры пермских народов, представляя собой самобытный способзакрепления прав собственника в традиционном обществе и регламентируяспособы поведения и соблюдения его необходимых моделей, родовые знакисобственности применяются участниками социальных отношений и сегодня.Очертим круг применения родовых знаков собственности в обычноправовойсистемепермскихнародов.Преждевсего,ониигрализначительную роль в промысловых отношениях 87 .

«Пас» наносился напредметы,принадлежавшиеконкретномусобственнику.Обычноегонарезали на деревянной поверхности бытовых предметов: прялок, посуды,снастей для охоты и рыбалки, хозяйственных инструментов. «Клейманалагаются на такие предметы, которые находятся в исключительно частномвладенииипотомувполнемогутназыватьсязнакамиполной,неограниченной собственности. В других случаях клейма налагаются натакие предметы, которые приобретаются в собственность или в вечноепользование среди общиннаго или казеннаго, вообще чужаго, посторонняго87См.: Конаков Н. Д.

Охотничий и рыболовный промыслы и их место в традиционномхозяйстве народа коми (конец XIX – начало XX в.): дис. … канд. ист. наук... – С. 70–71.68владения. Тут заклеймение обозначает право законнаго, а иногда и вовсе незаконнаго, а только признаваемаго обычаем присвоения или первагозавладения вещью; клеймами также обозначаются различные предметыпромыслов»88.Помимо закрепления права собственности, «пас» выполнял рольродового фамильного знака, заимствованного потомком определенного родау своего предка. Новый владелец мог добавлять к нему дополнительныйэлемент либо видоизменять его. По мнению К. Королева и Э.

Савельевой,«тамга выполняла три задачи: служила знаком родовой принадлежности,оберегом и орнаментальным мотивом, украшавшим, например, одежду.Когда отмирала магическая функция – сохранялась функция фамильнойпринадлежности или собственности.

Когда же исчезала последняя –оставался орнамент из пас-мотивов, неся в себе лишь декоративнуюфункцию» 89 . В связи с этим Л. С. Грибова отметила идентичность илибольшоесходствомногихэлементовбогатейшегоорнаментальногоматериала коми с целым рядом «пасов», «тамг»90.Нельзя не согласиться с точкой зрения К.

Королева и Э. Савельевойв том, что «пасы» несли «двойную нагрузку – магическую, ритуальную(религиозный символ) и знак собственности»91. На наш взгляд, они являлисьне просто знаком собственности, а своего рода штампом, закреплявшимправо собственника на ту или иную вещь. Кроме того, нельзя отрицать такжеи определенную этническую нагрузку, которую нес «пас». «Владелец паса(нимпаса) и члены его семьи ставили знак на любом принадлежащем импредмете и объекте их семейной собственности – земельных угодьях,охотничьих тропах, орудиях труда, бытовых предметах, утвари и т.п.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее