Диссертация (Социально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивной аксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественной литературе), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивной аксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественной литературе". PDF-файл из архива "Социально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивной аксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественной литературе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Гак выделяет, какотельный вид модальности, так как любой вид модальности может выражать теилииныечувстваклассификациюВ.Г.иоценкуГака[Гак,можно1979].Достаточноиспользоватьприразветвлѐннуюанализебольшогопроизведения.Рассмотримтакжеклассификациюмодальности,принадлежащуюФ. Брюно, которая, с нашей точки зрения, является достаточно четкой иобобщенной. Ф. Брюно рассматривал модальность «как знак операции,проводимой говорящим над высказыванием» [Brunot, 1922]. Он выделял тригруппы модальности – суждение, чувство и воля – и делил каждую группу на двекатегории: действительное и возможное. Выражение чувств по Ф.
Брюно весьмавариативно:беспокойство,ожидание,надежда,опасение,согласие,удовлетворение, удивление, досада, сожаление, безразличие, отказ, гнев и другие.В своей книге Ф. Брюно описывает различные средства, которые используютсядля выражения этих значений [Brunot, 1953].Модальность понимают в широком и узком смысле. В широком смысле кней относят общую (конститутивную) модальность, являющуюся категориейпредикативности и входящую в грамматическое значение предложения. Через28модальность говорящий придает предложению статус сообщения, вопроса,приказания или пожелания [Андреевская, 1950, с. 73].В активно развивающейся когнитивной лингвистике модальность имеетособое значение. Так как в когнитивной лингвистике языковое мышление имеетинтерпретативныйхарактер,топозицияговорящего,поотношениюквысказыванию как раз соответствует этому тезису: когда человек представляетдействительность через свое восприятие под определѐнным углом.
С. Рагуленкосчитает, что модальность может определять взгляд человека на окружающий егомир [Рагуленко, 2001]. Такой интерпретативный характер мышления означает,что существуют лингвистические универсалии, к которым и относитсяграмматическая категория модальности, имеющая огромное значение в процессесоздания речи.Изучением различных аспектов осуществления модальности занималисьмногие учѐные, такие как: Е.В. Падучева [Падучева, 2005], А.В. Бондарко[Бондарко, 1990], Д.А. Парамонов [Парамонов, 1998], В.Г.
Адмони [Адмони,1988], и другие. Н.Е. Петров считает, что «не только модально-оценочныезначенияразличныхпсихолингвистическийформисредствмеханизмвыражениявозникновениямодальности,эмоций,ноиэмоциональногоотношения, тесное переплетение эмоциональности и экспрессивности и наличиеморфологическихформихвыражениясвидетельствуетотом,чтоэмоциональность, переданная с помощью языковых средств, – это модальноеявление и нет необходимости отделения ее от других разновидностей языковоймодальности» [Петров, 1982, с. 101–102].Анализ языковой модальности способствуют рассмотрению языковогомышления человека, в общем.
И.В. Дегтярева считает, что картина мира,создаваемая в рамках языка, представляет собой не только систему образов ипредставлений, но и определѐнную структуру мира [Дегтярева, 2010, с. 170].Основные положения логико-философской модальности являют собойконцептуальную основу и языковой модальности. Таким образом, понимание29философской сущности модальности играет важную роль для изучения этогопонятия в лингвистике.А.В.
Зеленщиков в своей монографии «Пропозиция и модальность» считает,что категория модальности составляет процесс взаимодействия понятийвозможности, действительности и необходимости [Зеленщиков, 2010, с. 8].Поэтому выявление характера всех этих взаимодействий дифференцирует логикофилософские направления.Несмотрянаналичиеразныхвзглядовлингвистовнапонятие«модальности», можно сделать общее определение данного термина с точкизрения философии. Модальность в философской науке является «способомсуществования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления или жеспособом понимания суждения об объекте, явлении или событии» [ФЭС, 1989,с.
373].Н.И. Кондаков также делает упор на логико-философское пониманиемодальности, которое является основой данного понятия в лингвистике. Онутверждает, что модальность есть своего рода важнейшее свойство суждениямежду предметом и признаком [Кондаков, 1975, с. 359].Т.В. Романова в своей работе «Модальность как текстообразующаякатегория в современной мемуарной литературе» также говорит, что языковаямодальность не только не исключает логико-философскую модальность, но иосновывается на ней. В текстах фактологических жанров основополагающейявляетсяэпистемическаямодальностьвсочетаниистемпоральнойипространственной.
Оценочная модальность отсутствует, не наблюдается такжеалетическая и деонтическая [Романова, 2004, Электронный ресурс].В Большом энциклопедическом словаре по языкознанию говорится что,«объективная модальность выражает отношение сообщаемого к действительностив плане реальности/ирреальности» [Большой Энциклопедический Словарь, 1998с. 303], то есть связывает речепорождение с действительным миром и являетсявместе с тем неотъемлемым компонентом предложения.30Помнению,Е.В.Падучевой,котораяисследовалаобъективнуюмодальность, «признак модальности трактуется как принимающий два значения:реальная модальность и нейтральная модальность» [Кобозева, 2009, с. 241].Согласно ее исследованию, реальная модальность совпадает с высказываниями,находящимисявдействительноммире.Высказыванияснейтральноймодальностью соответствуют высказываниям в нереальном мире, то есть мирежеланий, гипотетическом мире.А.В.Зеленщиковзанималсяпроблемойсоотнесенияреальностиинереальности в модальности и опирался на мнения ученых В.З.
Панфилова иГ.А. Золотовой. В.З. Панфилов сравнивал реальное и нереальное, с истинным иложным, тем самым устанавливая тесную связь между лингвистикой и логикой вмодальности. Г.А. Золотова считала, что противопоставление реальной инереальноймодальностиявляетсяосновоймодальнойхарактеристикипредложения [Зеленщиков, 2010].В философском словаре отмечается, что В.В. Виноградов глубокоисследовал область модальности в своей работе «О категории модальности имодальных словах в русском языке», где он изучал также разноуровневыепроявления субъективной модальности в языковой системе [ФЭС, 1989]. Данноеисследование сыграло важную роль для последующих работ, посвященныхкатегории модальности и ее изучению.Итак, в узком смысле мы можем говорить о противопоставлениимодальности в значении «объективность-субъективность».В концепциях разных ученых объем понятия модальности и ее языковыхпроявлений не совпадает.
Но, следует отметить, что в любом определенииданного термина включен элемент оценочности, то есть явное или скрытоепроявление отношения включается в любую трактовку модальности. Наоснованиитого,чтооценивается(внеязыковаядействительностьиливысказывание), выделяются два вида модальности – объективная и субъективная[Парамонов, 1998, с. 76–79].31Н.Н. Скрипникова считает, что модальности тесно переплетены в каждомвысказыванииисоздаютопределеннуюсистемумодальныхзначений,формирующих общий модальный фон высказывания [Скрипникова, 1999, с.
44].А.Г. Баранов в своей работе «Функционально-прагматическая концепциятекста» [Баранов, 1993] также говорит об объективной и субъективноймодальностях, уделяя внимание категории субъективной модальности. Авторразличает субъективно-личностную и субъективно-межличностную модальности.Основываясь на концепции А.Г.
Баранова, можно сказать, что модальностьрассматривается и как категория текста и как категория коммуникации.Р.Р. Исхакова объясняет это тем, что современная лингвистика понимает язык«как форму жизнедеятельности человека, способ вербализации человеческогоопыта, способ выражения личности и организации межличностных отношений впроцессе совместной деятельности людей» [Исхакова, 2009, с.
39]. Ю.С. Степановдобавляет к сказанному выше, что «основное внимание уделяется «языковойличности» – субъекту, который использует язык в сфере коммуникации»[Степанов, 1995, с. 216]. Такое предположение позволяет рассматриватьмодальность не только в грамматическом и семантическом аспектах, но и в болеешироком контексте.Можно отметить точку зрения Г.Я. Солганика, который считает, чтоконечные языковые процессы осуществляются с точки зрения говорящего[Солганик, 2010, с. 7]. Таким образом, Г.Я. Солганик не соглашается с темположением,чтосубъективнаямодальностьявляетсяфакультативнымкомпонентом дискурса.Представляет также интерес и утверждение Г.В.
Колшанского, которыйговорит, что модальность «образует двойственную природу высказывания –утверждение о чем-то и также оценку этого утверждения. В действительности этадвойственность не противоречит органической цельности данного высказывания.Иными словами, все, что содержится в речи, есть одновременно и субъективное, иобъективное [Колшанский, 1975, с. 25].32К одному из видов модальности также относят аксиологическую(ценностную) модальность, которая характеризует действительность суждения сточки зрения разных систем ценностей (добро / зло, материальное/ идеальное).Благодаря широте своего содержания существует много классификациймодальности.
Большинство авторов придерживаются деления модальности насубъективную и объективную. В когнитивной лингвистике модальность являетсясредством языкового отражения, через которое человек выражает своюментальную позицию.1.3 Аксиологическая модальность. Концепт «мораль»В современное время духовная сфера общества претерпевает значительныеизменения, которые затрагивают глубинный – когнитивный уровень сознания.Изменения, в первую очередь, связаны с проблемами аксиологического характера.В процессе изменения морально-нравственных ориентиров, особенно важнымпредставляется изучение аксиологических концептов.
Такие концепты содержатбольшое количество ментальной значимой информации.В современной лингвистике аксиологические концепты (например, счастье,мораль,свобода,любовьинекоторыедругие)становятсяобъектоммногочисленных плодотворных исследований [Воркачѐв, 2004; Карасик,1992;Сафонова, 2003; Степанов, 1997 и др.]. Изучение аксиологических концептовпозволяетвыявитьобщечеловеческое(универсальное)инациональное(этноспецифическое) в мышлении людей.Аксиологические концепты являются особым типом концептов.
Ониаккумулируют морально-нравственные и духовные основы национального иинтернационального характера. Именно интернациональный характер отличаетаксиологическиеконцептыоткультурных,которыеявляютсяосновойматериальной и духовной культуры Необходимо отметить, что аксиологические33концепты всегда связаны с оцениванием индивидом окружающего мира, егопредметов, свойств, явлений и взаимоотношений.И.В. Привалова считает, что такие концепты имеют вторичную природу поотношению к национальной аксиологической структуре.