Диссертация (Социально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивной аксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественной литературе), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивной аксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественной литературе". PDF-файл из архива "Социально и индивидуально-личностные характеристики в аспекте когнитивной аксиологической модальности в англо- и франкоязычной художественной литературе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Язык оказывается наиболее приближенным к исследованиюсознания, к анализу познавательных способностей человека, его мыслительныхструктур и знаний о мире. Таким образом, когнитивная лингвистика оказываетсянаучным направлением, способным давать объяснение связей между языком исознанием.Словарноеопределение«когнитивнойлингвистики»сводитсякследующему: «Когнитивная лингвистика – область лингвистики, исследующаяроль языка в обработке и переработке человеческого опыта, в концептуализации икатегоризации мира и его членении, в фиксации информации в языковых формах,еѐ хранении, извлечении из памяти и т.п.» (Е.С.
Кубрякова) [КСКТ, 1996, с. 52].1.1.1 «Ментальная репрезентация» и ее структурыВпоследнейметодологическийтретиперелом,XXв.условноязыкознанииназываемыйпроисходиточереднойантропоцентрическойреволюцией. Первая такая революция была связана с переходом от универсализмафилософских концепций языка к осмыслению языкового многообразия в13сравнительно-историческомсистемно-структурногоязыкознании.подходасВтораявывелапреимущественнымпредставителейвниманиемквнутрисистемным качествам языка.
Смысл антропоцентрической революциисостоит «в обращении к неподдающимся лингвистической формализации«внешним» компонентам коммуникативной ситуации, значимым для порожденияречи, и «внутренним» (психическим, когнитивным) факторам, влияющим наязыковую компетенцию» [Пищальникова, 2009, с. 448]. Это приводит красширению и изменению канонической модели лингвистического описания:включаются проблемы референции, прагматические факторы и т.д. В основныхподходах «разрушаются и размываются границы… между семантикой ипсихологией, диахроническим и синхронным описанием, языковыми и речевымиупотреблениями,существеннымиифакультативнымисемантическимипризнаками» [Рахилина, 1998, с.
317].Подкогнитивизмомпонимаютсовокупностьнаук,объединѐнныхисследованием общих принципов, управляющих мыслительными процессами[Пищальникова, 2009, с. 413]. Язык рассматривается как средство доступа к этимпроцессам, как общий познавательный механизм. В последние десятилетия вотечественном и зарубежном языкознании появилось много исследований,рассматривающих язык в так называемом когнитивном аспекте. Все чащеупотребляется сочетание когнитивная лингвистика.
Важная отличительная чертакогнитивной лингвистики состоит в том, что она предлагает не столько концепциисамого языка, сколько концепции ментальных (мыслительных) процессов,лежащих, по мнению некоторых исследователей (Р. Джакендофф), в его основе[Jakendoff,1983].Большинствопредставителейкогнитивистики,включаяР. Джакендоффа, считают, что эта информация состоит из идей (ментальныхрепрезентаций) и не отсылает непосредственно к реальному миру, так как доступк нему возможен только через мыслительные представления (через мир,организованный разумом). Ярко отражают эту мысль слова одного из самыхизвестных исследователей-когнитивистов – Ф.
Джонсона – Лэрда: «Логики лишьсвязали речь с различными по форме моделями. Психологи замкнули ее на саму14себя. Наша задача состоит в том, чтобы показать, как речь соотносится сокружающим миром посредством разума» [Johnson-Laird, 1988, p. 66]. Такаяпозиция возвращает нас к мысли Аристотеля о том, что слово непосредственноозначает состояние души, общее для всех людей, а состояние души представляеттакие же общие объекты окружающего мира [Пищальникова, 2009, с.
410].Таким образом, центральным понятием является понятие ментальнойрепрезентации – внутреннего, мысленного представления о внешнем мире. Она неподдается непосредственному наблюдению и выводится из анализа поведенияиндивида. Этот своеобразный способ психического существования объектов идействий[Пищальникова,2009,с.416].Ментальнаярепрезентациянеприравнивается к распространенному понятию внутреннего образа – многиезнания человека не связаны с их образным представлением. Следует такжеучитывать, что человек использует в своей жизни умения, которые не могутвыражать словесно.
Суть познания, по мнению когнитивистов, состоит впостроении внутренних (психических) соотносительных понятий внешнихобъектов, их качеств и связей между ними и последующем использовании этихпсихических конструктов в повседневной жизни. Прямое изучение ментальныхрепрезентацийневозможно,поэтомуосновнойспособиханализа–моделирование. Все когнитивисты сходятся во мнении, что окружающая средаявляетсяпредставляемыммиром,аментальныесостояния–миромпредставляющим. Поэтому содержание и структура ментальных репрезентацийопределяется структурой действительного мира.
Еще одно определение характераментальной репрезентации – специфическая организация человеческого мозга и,как следствие, особенности его функционирования. На этой основе ученыевыделяют устойчивые образования – когнитивные структуры. Основной задачейисследования становится выделение принципов организации этих структур иполучаемых человеком знаний. Поэтому когнитивные модели включают описаниене только репрезентаций, но также такие когнитивные операции, как сравнение,интерпретация, оценка.151.1.2 Основные положения когнитивной лингвистикиТщательное изучение ментальной репрезентации в 60–70-е гг. привелолингвистов к попыткам осмыслить семантику языковых единиц на основе новыхпредставлений об устройстве человеческой памяти.
Первые работы в этомнаправлениипослужилиосновойдлякогнитивнойлингвистики.Основоположниками этой отрасли можно назвать Дж. Лакоффа [Lakoff, 1977], Р.Ленекера [Langacker, 1999], Л. Талми [Talmy,1975].В своих работах они рассматривали когнитивную лингвистику «каксовокупность индивидуальных исследований программ менее чем десятка широкоизвестных авторов» [Паршин, 1996, с. 30].
Р. Ленекер, описывая основныеположения когнитивной лингвистики, говорит, что, во-первых, когнитивнаялингвистикаотвергаетхомскианскуюидеюавтономиисинтаксическихисследований (Хомский считал, что способность к языку присуща каждомучеловеку от рождения. Общий набор синтаксических правил, то естьуниверсальная грамматика, встроен в мозг. Следовательно, способность логичновыстраиватьпредложения,оперируяязыковымиконструкциями,являетсябиологической особенностью мозга и условием существования универсальнойграмматики [Хомский, 1962]).
Ученых интересует семантика. Во-вторых, вместоформально-логических построений приходит субъективный концептуальныйанализ языка. Он направлен на выявление связи между грамматическим илексическим значением языковых единиц и когнитивнойсистемой индивида,ментальными моделями, которые он строит, и соответствиями, которые онустанавливает между разными областями знания. В-третьих, логическоерассуждение и применение правил перестают рассматриваться какключевыевиды когнитивной деятельности.
Гораздо важнее выделение прототипов иидентификацияметафорианалогий.В-четвертых,языковыевыражения16рассматриваются как некий вариант разрешения многочисленных когнитивныхпротиворечий, их обусловливающих [Langacker, 1987].В современном отечественном языкознании когнитивная лингвистикапонимается как «лингвистическое направление, в центре внимания которогонаходится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент –система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформацииинформации» [Кубрякова, 1999, с. 6]. Наиболее важными проблемами, ужеотмечавшимисяу западных ученых, являются «соотношение концептуальныхсистем с языковыми» и «соотношение когнитивных или же концептуальныхструктур сознания с объективирующими их единицами языка» [Там же. С. 6].П.Б. Паршин, который критически воспринимает методологическую новизну«когнитивной революции» в лингвистике, считает спецификой когнитивнойлингвистики «не столько введение в исследовательский обиход какого-то новогоинструментария и/или процедур, сколько снятие запрета на введение врассмотрение неких новых «далеких от поверхности» теоретических, модельныхконструктов» [Паршин, 1996, с.
30]. Поэтому когнитивная лингвистикарассматриваетсяим какпсихолингвистическоминверсия традиционной психолингвистики:подходепсихологическиприобосновываютсялингвистические гипотезы, а в когнитивной лингвистике лингвистическаяметодология применяется к психологической теории [Там же. С. 30]. Центральнаязадача когнитивной лингвистики формулируется как описание и объяснениевнутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего [Тамже.С.25].Подобноеотношениекязыкуактуальновсовременнойантропоцентрической лингвистике, использующей психолингвистические методыисследования языка.
Но такое определение объекта и предмета не показываетспецифику когнитивного аспекта. Наиболее определенно специфика когнитивногоподхода обозначилась в современной когнитивной семантике.В.И. Герасимов сделал один из первых обзоров работ зарубежныхкогнитивистов и представил «когнитивную парадигму в изучении грамматическойструктуры и функционировании языка» [Герасимов, 1985, с. 213]. Автор говорит о17многообразии когнитивных направлений и исследований: «психосемантика»У. Чейфа, «процедурная семантика» Т.
Винограда, «когнитивная семантика» и«когнитивная теория употребления языка» Т.А. ван Дейка. Уже в этой работеВ.И. Герасимов отметил изменение оценки роли грамматики и семантики вкогнитивном подходе. Р. Джакендофф рассматривает семантику как связующеезвеномеждулингвистическойтеориейитеориямииныхкогнитивныхспособностей, таким образом, она является составной частью общей теорииконцептуальной структуры.