Диссертация (Вовлечённость в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Вовлечённость в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков". PDF-файл из архива "Вовлечённость в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Хотя есть инеудовлетворительные способы это сделать.61Кон И.С. описывает важность потребности осмысления свей жизни несерией отдельных случайных событий, а целостным процессом, определённымобразом направленным, имеющим содержание и преемственность[69].Василюк Ф.Е. считает смысл пограничным образованием, содержащимжизненные ценности и возможности их реализации. У него, как и у Серого А.В.смысл выступает как совокупность жизненных отношений и является продуктомсистемы ценностей человека [32; 131].
Согласно Леонтьеву А.Д. значимые длячеловека смыслы содержатся в личностных ценностях [81].Асмолов А.Г., основываясь на исследованиях установки школы УзнадзеД.Н., определяет смысловую установку как ведущий уровень установочнойрегуляциидеятельности,представляющийсобой«…формувыраженияличностного смысла в виде готовности к совершению определённым образомнаправленной деятельности»[19, с. 69]. Автор так же отмечает, что смысловаяустановка может осознаваться или не осознаваться человеком.Для Рубинштейна С.Л.
смысл жизни заключается «…в стремлении к еёпреобразованию» [123, с. 385].Семёнова О.Ф. отмечает, что ценностные ориентации присущи смысловойсфере, по её словам, они «…внутренне организуют содержание сознания,обеспечивают устойчивую направленность интересов и потребностей человека»[129, с.6].МухинаВ.С.предлагаетузнаватьличностьчеловека,анализируяиндивидуальные личностные смыслы, организующиеся в сознании в общие понаименованию, но уникальные по значениям и смыслу структурные звенья.Критериями возрастной периодизации у автора являются формы самосознания –ценностные ориентации, которые образуют систему личностных смыслов,составляющие индивидуальное бытиё личности [98].Чудновский В.Э.
определяет смысл жизни следующим образом «…идея,содержащая в себе цель жизни человека, присвоенная им и ставшая для негоценностью чрезвычайно высокого порядка» [172, с. 193]. Затем автор заменяетслово «идея» на «…особое психическое образование, которое, приобретая62относительную устойчивость, эмансипировалось от породивших его условий,может существенно влиять на жизнь человека» [172, с. 216]. Автор выделяет двеосновные характеристики его адекватности:«1.реалистичность смысла жизни, т.е. его соответствие условиям существованиячеловека и его возможностям;2.конструктивностьсмыслажизни,т.е.степеньположительногоилиотрицательного влияния на становление личности человека и его успешности»[172, с. 217].Согласно автору «В основе структуры смысла жизни лежит иерархиясмыслов» [172, с.
218] – динамическая система, обусловленная 3 факторами:- социальные обстоятельства;- индивидуальные и возрастные особенности человека;- субъективная активность человека;Чудновский В.Э. выделяет следующие типы структур смысла жизни:1.Конгломерат жизненных смыслов (предструктура) – в которой жизненныесмыслы или мирно сосуществуют или противостоят друг другу. Последнийвариант не приводит к образованию ведущего смысла жизни;2.Монолитная структура смысла жизни – ведущий компонент иерархиипоглощает остальные компоненты.
Важно отметить, что монолитизация смыслажизни в итоге ведёт к деформации личности;3.Авторитарная иерархия – главный компонент, будучи внутри системы, занимаетпреувеличенно господствующее положение, подминая её под себя и деформируявсю структуру;4.Двухполюсная структура смысла жизни – главный смысл отрывается отостальных и существует сам по себе, а все остальные смыслы вместе могутусиливаться, достигая значения главного;5.Номинальнаяструктурасмыслажизни–усилениекомпонентов,противоречащих главному смыслу, приводит к тому, что он теряет своюзначимость, оставаясь лишь прикрытием;636.Распадающаяся структура смысла жизни – смысл жизни локализуется вконкретной ситуации, укорачиваясь до стремления пережить сегодняшний день(отдалённо напоминает смысложизненную структуру подростка, характерна дляпожилых людей);7.Гармоническая иерархия (иерархия гармонического взаимодействия) – главныйкомпонент, являясь ведущим, остаётся частью иерархии, воздействуя на неё, ииспытывая её влияние.
Существует динамическое взаимодействие, приводящее кразвитию, а в определённых условиях и смене ведущего компонента.ОсновнаяфункциясмыслажизнисогласноЧудновскомуВ.Э.–предоставить человеку возможность прочувствовать удовлетворения от жизни, а ввысшая – достичь счастья.Автор отмечает «…суть смысла жизни как психологического феномена втом, что, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», онвместе с этим эмансипируется и от того и от другого и начинает действовать как«буферный механизм», как «система сдержек и противовесов», не допускающиходностороннее подчинение «внешнему», и вместе с тем, препятствующихпревращению человека в раба собственных потребностей, влечений, своихнепосредственных сиюминутных интересов» [172, с.
200].По Чудновскому В.Э. для того чтобы подойти к решению проблемы поискаи нахождения смысла жизни, важно понять, что не существует отдельнобиологического и отдельно социального. Личность – «…не слепок социальныхвлияний» [172, с. 201], природные предпосылки так же работают самостоятельно,«…они социализированы, проникнуты личностным отношением» [172, с. 202].В выступлении на 19 международном симпозиуме «Психологическиепроблемы смысла жизни и акме» Чудновский В.Э.
отмечает целесообразностьвыделения целостности как одной из характеристик смысла, так как нарушениепоследней может негативно сказываться на адекватности и конструктивностисмыслового образования [31]. Автор называет следующие условия обретенияцелостности смысла жизни: познание своего внутреннего мира; ориентация напознание отдалённых результатов своих решений; выстраивание смысловой64вертикали, которая соединяет личное Я с миром. Важнейшей же характеристикойсмысла жизни Чудновский В.Э.
считает субстанционльность, то есть то, что этореальноепсихологическоеобразование,обладающееопределённымихарактеристиками [170].По мнению Чудновского В.Э. «…психологическую основу смысла жизнисоставляет своеобразный «смысловой квартет», включающий в себя смысловыекатегории настоящей, прошедшей и будущей жизни человека, а так же«смысловуювертикаль»,выводящуюзапределыегособственнойиндивидуальной жизни и соединяющую с миром, в котором он живёт» [170, с.17].Чудновский В.Э. отмечает значение психолого-педагогической поддержкипроцесса становления личного фундамента «смысла жизни», закладывающегося вшкольные годы [171].Чудновский В.Э. отмечает, что «Сегодня проблема смысла жизнистановится проблемой существования человека на земле» [170, с.
5]. По егословам,смыслжизниэтопсихологическиймеханизм,направляющийвнутреннюю активность и становление личности человека.В своей книге «Здоровое общество» [159] Фромм Э. говорит о том, чтоздоровый человек может найти ответы на экзистенциальные вопросы. Поведениечеловека детерминируется физиологическими потребностями, как и поведениеживотных, но, удовлетворение последних не может привести к разрешениючеловеческой дилеммы. Только особенные экзистенциальные потребности,которыехарактерныдлячеловека,могутподтолкнутьпоследнегоквоссоединению с природой. Они могут выявляться по мере эволюции культурычеловека, и появляются из наших попыток раскрыть смысл собственногосуществования, но избежать при этом помрачения рассудка.По мнению Фромма Э.
для каждого человека характерна своя философия, т.е. внутренне согласованная система взглядов на окружающий мир [159]. Длямногих людей эта философия воспринимается в качестве жизненной основы.Таким образом, явления и события, не вписывающиеся в рамки данной системы,65будут трактоваться индивидуумом как «ненормальные», «неразумные». В случае,если явления и события являются частью системы, то они рассматриваются какпроявление «здравого смысла».Как было отмечено ранее, компоненты ценностно-смысловой сферышироко изучались в гуманистической психологии. Одним из известнейшихпредставителей этого направления можно назвать Маслоу А.
В его теорииподчёркиваетсяналичиеучеловекавозможностисаморегулирования,эффективного функционирования, а так же его уникальность. Автор отмечает, чтостремление к смыслу – одно из первичных человеческих побуждений [95].Смысл жизни возникает на основе ценностей, но важно отметить, что естьнесколько вариантов формирования смысла, так Чудновский В.Э. говорит о том,что ложный смысл может возникнуть на основе ложных ценностей (простойслучай), а может на основе высоких ценностей и идеалов. Автор отмечает, что«…поиск смысла жизни – мыслительный процесс, предполагающий не простопринятие определённой цели, идеи и так далее, но и её понимание, логическийанализ, аргументацию» [172, с.