Диссертация (Антиценность «коррупция» «腐败» как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антиценность «коррупция» «腐败» как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев". PDF-файл из архива "Антиценность «коррупция» «腐败» как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Важными методологическимипринципами исследования базовой ценности, заявленными в работе А.И.Хлоповой, являются следующие. «В процессе социализации индивид опираетсяна первичную систематизацию мира, которая представлена в системе различныхстереотипов данной культуры и которая дает индивиду принципиальнуювозможность действовать, опираясь на эту систематизацию, а не только на личныйопыт.Поэтомуэтническаякультураявляетсяадаптивныммеханизмом,облегчающим человеку жизнь в окружающем мире. Этническая культура неосознается,асуществованиянекритичноиндивидапринимается,иэтноса,будучисоздающегоспецифическойсвоюбазойнациональнуюспецифическую систему базовых ценностей» [Хлопова 2018, с.3].
Базовыеценности при этом определяются как «совокупность жизненных установок иидеалов, которые сами члены этноса считают характерными и важными длясвоего народа и реализуют их в своей деятельности»; «система базовых ценностейв каждой культуре имеет устойчивую, но принципиально динамичную структуру,так как она формируется стихийно под влиянием различных факторов» [там же].Базовые ценности, составляя ядро этнической культуры, с одной стороны,относительно стабильны, с другой – под влиянием культурно-идеологических исоциально-исторических процессов развиваются. А.И.
Хлопова, говоря обэффективных методах исследования базовых ценностей, цитирует А.А. Залевскую,которая утверждает, что ассоциативное поле как интерпретативный конструктинтегрирует все описанные в научной литературе виды семантических полей ирегистрирует все внутренние и внешние связи и отношения слова, в том числепотенциальные. (Подробно о свободном эксперименте как результативном методеизучения содержания лексем см. в Главе III).Выводы по главе 166Теорияценностейявляетсяотносительномолодойсферойкультурологического знания, основой которого стали философские идеи.
Начинаяс XIX в. философское учение о ценностях активно дополняется теоретическимиисследованиями о соотношении ценностей и культуры, их места в архитектоникекультуры, о природе и сущности культурных ценностей [Москвина 2015].Существенныйинтересдлякультурологическогоосмысленияценностейпредставляют идеи русских философов Серебряного века Н.О. Лосского, Г.
Г.Шпета и др. Современные теоретики также уделяют существенное вниманиераскрытию понятия «культурная ценность»: это труды В П. Большакова, Г. П.Выжлецова, П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, А.Я. Флиера и др.Роль ценностей в функционировании культуры ни у кого из исследователейне вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феноменопределяют именно через ценностные ориентации, поскольку они представляютчеловеческое«измерение»культуры,воплощаютотношениекформамчеловеческого бытия, оценивая жизнь, труд, творчество, нравственные идеалы и вцелом смыслчеловеческогосуществования.Такоепониманиепозволяетмоделировать ценностно-смысловое ядро культуры и устанавливать в любой изних универсальное и специфически национальное.
Отсюда возможно составитьпредставление о целостности бытия человека в его интеллектуальном, волевом иэмоциональном планах, т.е. о содержании иерархичной аксиологической моделимира той или иной культуры, которую можно рассматривать как интегративныйфрагмент картины мира индивида, а следовательно, изучать на основе языковыхданных. Таким образом, ценности являются важнейшим свойством культуры иодновременно фактором, диагностирующим ее содержание. В межкультурнойкоммуникации может осуществляться коррекция ценностных установок, и этоповышает актуальность сопоставительных исследований, направленных навыявлениеспецификиантиценностей,базовыхкоторыеценностейформируютсяносителейподразныхвлияниемкультуридоминирующихпотребностей личности.Ценностные модели интегрируют весь объем артефактов культуры, ноодновременно и сами интегрируются вокруг экзистенциального центра – смысла67человеческой жизни [Докучаев 2009].
Они могут восприниматься неосознаваемо,но часто и осмысливаются человеком как мотивы его деятельности.Наше исследование теоретически обусловлено необходимостью созданияэффективных процедур выявления и анализа психологически актуальногозначения слова, а социально-прагматически – острой потребностью общества вразработке теоретических основ лингвистических методик борьбы с коррупцией врамках общих государственных антикоррупционных программ.В научном обзоре мы представили только те исследования (философские,культурологические, социологические, лингвистические), которые являютсяфундаментальными в изучении поставленной проблемы или хотя бы отчастиразвивают базовые концепции. Это позволило выявить некоторые свойства(ценности являются важнейшим свойством культуры и одновременно фактором,диагностирующимеесодержание)ифункцииценностейкакмеждисциплинарного объекта исследования, установленные в трудах философовилингвистов.Философыосознаютпроблемуценностейкакпроблемумеждисциплинарную, в частности, подчеркивая, что содержание ценностейнельзя установить без обращения к изучению лингвистической семантикипредставляющих их лексем.Философскаяаксиологиядаетобщеепредставлениеоценностях,определяющих развитие социума, выявляет базовые ценности и антиценности,раскрывает их природу и содержание, а также устанавливает способы и средстваформирования ценностного отношения человека к миру.
При этом ценность сточки зрения аксиологии определяется как общественная значимость объекта дляоценивающего субъекта, возникающая под влиянием не только социальной среды,но и внутренних условий развития психики. Следовательно, с одной стороны,психический процесс, будучи представленным в речевой деятельности, можетбыть изучен с помощью специфических лингвистических методов; с другой –опираясь на регулирующую функцию ценностных ориентаций, выделеннуюсоциологами и культурологами, можно определить смысловую доминантудеятельности, в том числе и речевой.Методологически важно и наблюдение психологов о том, что ценность68объектов мира во многом определяется эмоциональными реакциями человека наних. А поскольку эмоция, по утверждению психологов, является внешнимпроявлением мотива деятельности, можно, изучая эмоциональные ассоциаты наслова-стимулы, номинирующие ценности, устанавливать и мотивы речевыхдействий,исвязанныеснимисодержательныекомпонентыценностей[Пищальникова 1992].Вместе с тем, акцентируя регулятивную и нормирующую функции ценностей,мы должны признать, что во внутреннем мире индивида потребности иличностные ценности в форме желаний и стремлений могут отличаться отсоциальноодобряемых,хотятожепредставляютважнейшийкомпонентпсихологической структуры личности, составляют содержательную сторону еенаправленности, определяют отношение субъекта к миру, лежат в основежизненных выборов.
В противном случае объяснить появление и распространениеантиценностей невозможно. Антиценности признаются социумом и его членамине способствующими развитию общества, но тем не менее индивид можетвыбрать антиценность в качестве основы своего поведения в конкретных условияхв силу специфического мотива своей деятельности. Эксперимент позволяетопределить степень распространения антицености в социуме и характеротношения к ней.Система ценностей, возникая на базе речевой деятельности, может бытьрассмотрена как фрагмент картины мира.
В межкультурной коммуникации можетосуществляться коррекция ценностных установок, и это повышает актуальностьсопоставительных исследований, направленных на выявление специфики базовыхценностей носителей разных культур и антиценностей, которые формируются подвлиянием доминирующих потребностей личности.Посколькуценностикакидеальныесущностинедоступнынепосредственному восприятию, их содержание может быть смоделировано наоснове замещающих их языковых знаков, представляющих как интерсубъектные,так и личностные представления о ценностях. Вот почему мы обращаемся кизучениюразличныхассоциативномулексикографическихэксперименту,позволяющемуисточниковсобратьисвободномуразноаспектныйи69репрезентативный лексический материал, являющийся средством доступа кценностной картине мира человека.70ГЛАВА II.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АНТИЦЕННОСТИ«КОРРУПЦИЯ» / «腐败» В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ2.1. Содержание научного понятия «коррупция» / «腐败»Обратимся к исследованию одного из важнейших внешних факторов,определяющих содержание термина «коррупция», – к закону, регулирующемудеятельность общества во всех сферах его функционирования.
Закономустанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые иорганизационныеосновыпредупреждениякоррупциииборьбысней,минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений[Тонков 2011].Понятие коррупции в УК РФ раскрывается в части 1 ст. 1 Федеральногозакона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗт и гл. 23 УК РФ«Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».Определено, что коррупция – это: «(а) злоупотребление служебным положением,дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческийподкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своегодолжностного положения вопреки законным интересам общества и государства вцелях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услугимущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьихлиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другимифизическими лицами; (б) совершение деяний, указанных в подпункте “а”настоящегопункта,отимениили[http://docs.cntd.ru/document/902135263].коррупционнымдолжностнымдеяниямлицом,аотносяттакжевинтересахСогласноюридическогоФедеральномувымогательствозлоупотреблениеизакону,получениесвоимилица»квзяткидолжностнымиполномочиями, их использование в личных интересах или интересах близких лиц.В состав правонарушений, обладающих коррупционными признаками, относятся(1) мошенничество (ст.