Диссертация (Антиценность «коррупция» «腐败» как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антиценность «коррупция» «腐败» как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев". PDF-файл из архива "Антиценность «коррупция» «腐败» как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»_____________________________________________________________На правах рукописиПэй ЦайсяАНТИЦЕННОСТЬ «КОРРУПЦИЯ» / «腐败» КАК ФРАГМЕНТЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА РУССКИХ И КИТАЙЦЕВСпециальность 10.02.20 – Сравнительно-историческое, типологическое исопоставительное языкознаниеДиссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор Пищальникова В.А.Москва 20192СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................4ГЛАВА I.
АНТИЦЕННОСТЬ «КОРРУПЦИЯ» / « 腐 败 »: СТАТУС ВСИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ. 141.1. «Коррупция» / «腐败» как антиценность.............................................................. 141.2. Проблема классификации ценностей.................................................................... 251.3. Статус социальных ценностей с позиций философской аксиологии................
301.4. Социологический, психологический и культурологический аспекты изученияценностей как база лингвистического исследования..................................................421.5. Лингвистические направления исследования (базовых) ценностей..................58Выводы по главе 1.........................................................................................................65ГЛАВАII.ИССЛЕДОВАНИЕСОДЕРЖАНИЯАНТИЦЕННОСТИ«КОРРУПЦИЯ» / «腐败» В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ................ 702.1.
Содержание научного понятия «коррупция» / «腐败».........................................702.2. Лингвистическое исследование腐败/коррупции в России и Китае................... 772.3. Специфика функционирования антиценности «коррупция» в русской культуре......................................................................................................................................... 1062.4. Особенности условий функционирования антиценности « 腐 败 » в китайскойкультуре.......................................................................................................................... 114Выводы по главе 2.......................................................................................................123ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕИССЛЕДОВАНИЕСТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ АНТИЦЕННОСТИ 腐败 / КОРРУПЦИЯ.......................................................................................................1253.1.
Ассоциативный эксперимент как метод исследования психологическиактуального значения....................................................................................................12533.2. Экспериментальное исследование структурно-содержательной спецификиантиценности «腐败» в картине мира китайцев........................................................ 1303.3. Экспериментальное исследование структурно-содержательной спецификиантиценности «коррупция» в картине мира русских................................................1483.4. Сравнительная характеристика содержания антиценности « 腐 败 » и«коррупция» в картинах мира русских и китайцев...................................................
1583.5. Экспериментальное исследование понятийных компонентов слова коррупцияи 腐败 (обратный эксперимент).................................................................................1703.5.1. Анализ русских и китайских реакций ассоциативного поля «антикоррупция»/ «反腐败».......................................................................................................................1723.5.2. Анализ состава реакций ассоциативных полей «взятка» и «贿赂».............. 1833.5.3. Анализ русских и китайских реакций ассоциативного поля «власть» / «权力»......................................................................................................................................... 1913.5.4. Анализ русских и китайских реакций ассоциативного поля «деньги» / «金钱».......................................................................................................................................
200Выводы по главе 3.......................................................................................................205ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................... 209СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 214-2364ВВЕДЕНИЕДиссертация посвящена сопоставительному исследованию актуальногосоциального понятия «коррупция» / «腐败» в русском и китайском языках с цельюобнаружения универсальных и национально специфичных компонентов егосодержания.Исследователи отмечают, что в обществе существуют явления, отношения,связи, качества и т.д., которые имеют положительное значение для человека, длямеры человеческого – это ценности. Их совокупность образует культуру.
Ноодновременносуществуютиявления,которыеобладаютобъективноотрицательным значением для человека, для меры человеческого – этоантиценности. Их совокупность образует антикультуру [Зеленов, Владимиров,Щуров 2008]. Поэтому вся история человечества есть история возникновения,становления и разрешения противоречий двоякого рода: внешнего противоречиякак источника развития «общество – природа», внутреннего – как развитиеотношений «культура – антикультура».Гуманистическая аксиология руководствуется шкалой «человечность –бесчеловечность». В соответствии с ней все, соответствующее или непротиворечащеечеловечности,становитсяценностьюгуманистическогомировоззрения. Все, что противоречиво само по себе и состоит из «смеси»положительного или отрицательного, называется псевдо- или квазиценностями иподлежит критической оценке.
Все, что бесчеловечно, то не ценность,противостоит ценностям. В результате образуются три области: областьценностей, область псевдоценностей, область антиценностей [Борзенко, Кувакин,Кудиншина 2005].Все явления с точки зрения их ценности разделяются на: нейтральные, ккоторым человек относится индифферентно; положительные ценности –предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека;антиценности – ценности, имеющие негативное значение для жизни иблагополучия человека. Антиценности ориентированы не на укрепление иразвитие социума, а на его ослабление [Багдасарян 2012].
Оппозиция «ценности –5антиценности» образуется понятиями добро и зло, прекрасное и безобразное, имногими др., сформированными человеком в осмыслении общественной жизни иприроды.Такое разделение сложилось под влиянием исследователей, отмечавших«абсурдность» словосочетания отрицательные ценности, которое употребляетсяв ряде работ, и предложивших считать ценностью только то, что оцениваетсяположительно, а для обозначения отрицательных понятий ввести термин«неценности»,илипродемонстрировала«антиценности»логику[Байрамовапротивопоставленных2011].терминовБайрамова«ценности–антиценности» на примере анализа фразеологизмов русского языка, семантикакоторых определяется оппозициями: жизнь – смерть, здоровье – болезнь, счастье –несчастье, родина – чужбина; труд – лень, безделье, богатство – бедность, ум –глупость, правда – ложь, смех – плач, рай – ад, предполагая, что подобныеоппозиции могут быть универсальными.
Однако мы не можем согласиться с тем,что второй компонент диады – всегда антиценность, ориентированная наослабление социума и демонстрирующая бесчеловечность. Так, значение словсмерть, болезнь, бедность, глупость, плач, как правило, связываются снегативными ассоциациями и оценками, но свойства и состояния, обозначенныеими, существуют объективно, поэтому в группу антиценностей понятия,обозначенные перечисленными и рядом др. слов, относить едва ли возможно.Состав антиценностей, порождаемый античеловечностью как таковой или еесинтезом с некоторыми нейтральными свойствами и потребностями человека, также разнообразен, как ценностный мир. К разряду социальных антиценностейобычноотносятжадность,паразитизм,подозрительность,враждебность,агрессивность, насилие и его крайне формы – убийство, войну, геноцид.
В группуантиценностей, возникающих из лжи и обмана, некоторые исследователивключают прямую дезинформация, внушение, манипулирование сознанием иповедением людей. Особый тип антиценностей может возникать и возникает всистеме «человек – окружающая среда». Это осквернение и разрушение средыобитания, биоцид и экоцид. Среди антиценностей, разрушающих личность,приводящих к ее социальной маргинализации, называют наркоманию, алкоголизм6и порнографию.
Наконец, в круг антиценностей включают «вредные привычки» –лень, неорганизованность, обжорство, а также массу мелких недостатков,связанных с неумением или нежеланием соблюдать разумный этикет, гигиену,опрятность и т. д. [Борзенко, Кувакин, Кудиншина 2005].Д. А. Леонтьев, анализируя нарушение смысловой регуляции при девиантномразвитии личности, цитировал А. Маслоу: «Если нет ценностей, руководящихжизнью, то можно быть невротиком, но тем не менее страдать от когнитивных идуховныхрасстройств,посколькувопределеннойстепенисвязьсдействительностью искажена и нарушена» [Маслоу 1999, с.189]; «В некоторойстепени эта область частично совпадает и с социологическими и политическимирасстройствами, “социальными патологиями” и т. п.» [Маслоу 1999, с.300].Помнению Д.