диссертация (Воздействие дискурсивных интернет-технологий на динамику общественно-политических движений), страница 5
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Воздействие дискурсивных интернет-технологий на динамику общественно-политических движений". PDF-файл из архива "Воздействие дискурсивных интернет-технологий на динамику общественно-политических движений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Т. Парсонс выступает скритикойинтерпретативныхтеорий,предлагаяструктурно-функциональную теорию на основе интегрального подхода33. По мнениюА. Турена, парсоновская социология стала последней значительной конструкцией классической социологии, став зеркалом США, и также не оставила места действующим лицам, воспринимаемых как атрибутов, соответствующих тому месту, которое они занимают на социальной лестнице34.Г. Лебон изучал социальную психологию общественно-политических движений и указал на важность взаимодействия, происходящего в коллективном поведении, как на фактор, производящий социальные и культурныеизменения.
Несмотря на то, что он писал о «толпе», его концепция толпыбыла настолько широкой, что включала в себя социальные движения 35 .Социолог пытался обосновать теорию «эры масс», с которой он связывалобщий упадок культуры, в которой личность исчезает как таковая36.На смену позитивистским теориям пришли интерпретативные теории37. В частности, М.
Вебер выступил с критикой структурного функционализма позитивистского толка, видя слабость такого подхода в постулате, что структуры полностью определяют поведение людей. Также он не принял онтологически-натуралистических подходов для анализа общества38. Таким образом, социолог выступил с позиции, которая рассматривает общественные движения, как акторы социальных изменений, то есть с точки зрениятеории социального действия, так как считал что общество это сочетающиеся друг с другом акции и интеракции. По его мнению, не существуеткакого-то единого довлеющего целого. По Веберу действие может бытьтолько осмысленным, а социальное действие должно по смыслу соотно-32Турен А. Возвращение человека действующего очерк социологии.
М.: «Научный мир», 1998. c. 11.Кравченко С.А. Социология. В 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения. М.:Издательство Юрайт, 2014. С. 533.34Турен А. Возвращение человека действующего очерк социологии. М.: «Научный мир», 1998. c. 11.35Lewis M. Killian Social movements. Handbook of modern sociology Edited. Chicago: Rand McNally and Co., 1964. P.428.36Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011. с. 97.37Кравченко С.А. Социология. В 2 т.
Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения. М.:Издательство Юрайт, 2014. с. 251.38Там же. с. 255-256.3320ситься с действиями других людей и ориентироваться на них. «Действием»мы называем действие человека, если действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него"39. Он также выделяет четыре типа социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное40.Все смены социологических парадигм предполагали особенныйвзгляд на общественное развитие, уделяя все большее внимание социальным движениям.
Труды Э. Гидденса указывают на переход к четвертомупоколению социологических теорий, представленное рефлексивной метапарадигмой радикального модерна. Ее появление вызвано новой социальной и культурной динамикой, становлением новой реальности41.Э. Гидденс предложил синтез деятельных агентов и самоорганизующихсяструктур. Это подразумевает, что для общества характерна как институциональная, так и индивидуальная рефлективность.
Под рефлективностьюсоциолог понимает постоянный и активный пересмотр социальной реальности в свете новой информации или знания 42. По Э. Гидденсу, общественно-политическое движение, соответственно, – это коллективная попытка осуществить общие интересы в сфере социального администрирования,посредством коллективного действия в рамках эмерджентных институциональных практик. Его творчество имеет большое значение для настоящегоисследования, так как для социальной активности в Интернете характерното, что индивид, в том случае если он является активным актором, способен влиять на лидеров мнений или на те виртуальные сообщества, к которым он принадлежит, от которых получает информацию.
При этом сам индивид подвергается влиянию лидеров мнений, других членов сетевых со39Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. с.1Joan Ferrante Sociology: A Global Perspective. Belmont: Thomson Wadsworth, 2005. P. 21.41Кравченко С.А. Социология. В 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения.
М.:Издательство Юрайт, 2014. С. 281.42Там же. с. 282.4021обществ, или своего виртуального окружения в Интернете, а также социальных сетей и поисковых машин. Соответственно Э.Гидденс попыталсяобъединить оба рассматриваемых нами подхода к общественным движениям: подход к движениям как к элементу социальной структуры илиагенту социальных изменений.Концепция социального действия является центральной в том анализеобщественнойжизни,которыйпредлагаетфранцузскийсоциологА. Турен. Ученый выступает с критикой классической социологии, утверждая, что она не способна ответить на вопрос о том, каким образом общество, находясь в непрерывном движении, может представлять в тоже времястабильную, интегрированную систему, способную поддерживать «своиглавные отношения равновесия и внутреннюю организацию» 43 .
По егомнению, в классической социологии остается очень мало места для социального действия, в то время как много внимания уделяется обществу. Онотмечает, что в классической социологии действующие лица в основномрассматриваются только с точки зрения того, содействую ли они или препятствуют прогрессу. В то же время, социолог отмечает, что эволюционистская и функционалистская социология были разрушены в силу исторических перемен в первой половине XX века. А. Турен, говорит о том, чтоидее соответствия между институцианализацией ценностей и социализацией действующих лиц, была противопоставлена идея отделения системыот действующего лица44.
Вместе с тем, исчезла сама идея общества и «социальное» было заменено политикой, принявшей форму тоталитарной власти и формы групп давления и аппаратов решения, где также был исключен человек действующий. Подобное видение общественной жизни – противопоставление «системы как порядка и действующего лица как счетногоустройства и игрока» преобладало в 70-ые годы. Автор указывает на то,что большое влияние получили работы ученых, разработавших теории организаций и решений.4344Турен А.
Возвращение человека действующего очерк социологии. М.: «Научный мир», 1998. c. 10.Там же. c. 12.22После «развала» функционализма и эволюционизма объектом социологии вместо «общества» становится поведение и общественные отношения.Мы согласимся вслед за А. Туреном, что понимание общества, в качестве концепции системы порядка и превосходства – это идеологическаяверсия, которая не дает возможности анализировать социальную действительность со сложными и быстрыми изменениями45.
А. Турен считает необходимым описать тип анализа, в центре которого находится социальноедействие. Он призывает стремиться отделить культуру, эволюцию и социальную организацию друг от друга, для создания проблемного социологического пространства.Ученый также утверждает, что нет необходимости противопоставлятьК. Маркса М. Веберу. Он предлагает комбинировать идею первого о том,что общественная жизнь основана на отношениях господства и подчинения, с идеей второго, что действующее лицо ориентируется на ценности.Из этого сочетания он выводит дефиницию общественного движения,которую можно понимать так: в рамках отношений господства и подчинения индивиды отчуждены от самих себя и от друг друга, а значит, находятся в отношения обоюдного противопоставления и конфликта.
В целяхменьшего отчуждения они стремятся в некой общественно-политическойобщности, у них схожие культурные ориентации. Они борются за участиев общественном управлении данной культуры и диктуемыми ею формамидеятельности 46.Рассматривая основные подходы к анализу общественных движений,А. Турен задается вопросом о том, являются ли общественные движенияособым объектом или центральной проблемой социологического анализа,может ли социология, в основном определяемая, как анализ социальнойсистемы, уделить внимание общественным движениям47.
Решение уже бы-45Турен А. Возвращение человека действующего очерк социологии. М.: «Научный мир», 1998. c. 14.Там же. c. 15.47Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: «Научный мир», 1998. c. 55.4623ло предложено в виде двух основных подходов к изучению общественныхдвижений.Исследователи, принадлежащие к Чикагской социологической школе,среди которых Г. Блумер, Р.
Парк, Э. Берджес предложили концепциюколлективного поведения, в качестве модели изучения общественных движений. По Г. Блумеру, общественные движения – это коллективное стремление к изменению социального положения данной общности48. Позднее,одни из наиболее видных сторонников этой теории Р. Тернер и Л.М. Киллиан предложили более развернутое определение: ―Общественноедвижение представляет собой коллективное образование, действующее втечение достаточно длительного времени, целью которого является содействие или сопротивление социальным изменениям в обществе или группе,частью которой оно является‖ 49.