Диссертация (Демонология в визуальной культуре Московской Руси), страница 2

PDF-файл Диссертация (Демонология в визуальной культуре Московской Руси), страница 2 История (55992): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Демонология в визуальной культуре Московской Руси) - PDF, страница 2 (55992) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Демонология в визуальной культуре Московской Руси". PDF-файл из архива "Демонология в визуальной культуре Московской Руси", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Наконец, к тому же кругу персонажей принадлежали анонимные грешники,фигурировавшие в учительной, проповеднической и т.п. литературе – соблазненные демонамимонахи, клирики и миряне. Помимо сцен на земле, эти антигерои и сонмы безликих грешниковрегулярно изображались в преисподней – как страдающие после смерти души (малаяэсхатология) и/или казнимые после Второго пришествия узники геенны. Представление омногочисленных врагах как орудиях, а впоследствии жертвах дьявола одновременно служиломоделью интерпретации многих конфликтов и риторическим орудием в религиозной иполитической сфере.Древнерусская иконография дьявола и демонов с одной стороны, и грешников (иноверцев,язычников, еретиков, агрессоров и др.) – с другой, начиная с первых известных примеров XII в.и вплоть до XVIII в.

(а в старообрядческой миниатюре – до начала XX в.), обнаруживаетширокий круг устойчивых черт, которые позволяют говорить о существовании единойсемиотической системы и общих принципов визуального конструирования негативных образов.Эта система иконографических конвенций функционировала в книжной миниатюре, иконах,фресковой живописи и позволяла решить целый ряд актуальных задач: идентифицироватьнегативных персонажей в многофигурных композициях и демонстрировать иерархическиеотношения между ними (важнейшим механизмом обличения грешников всех типов была ихдемонизация, причисление к единой армии дьявола, сближение с падшими ангелами), служитьорудием инвективы и полемики, визуализировать сложные агиографические сюжеты,комментировать и дополнять иллюстрируемый текст, создавать новые контексты, независимыеот книжных и т.п.

Изучение этой проблематики позволяет выявить целый ряд важныхкультурных механизмов, некоторые из которых сохраняют актуальность до сегодняшнего дня.ВиконографииСредневековьяиНовоговремениобраздемоническогоидемонизированного врага формировался с помощью множества взаимосвязанных элементов: отминимальных (маркеры) до максимально широких (гипертемы).

В отличие от образов святых,8эти визуальные фигуры не были столь жестко подчинены устоявшимся образцам, аследовательно оказывались предельно вариативными и пластичными. Иконописцы ииллюминаторы конструировали гибридные образы, экспериментировали с цветами, формами,разработкой новых мотивов и т.п. Развиваясь с веками, демонология стала «пространствомсвободы» средневекового художника, визуальным полем, в котором можно использовать,комбинировать либо изобретать приемы, недопустимые в других областях. Исследованиепозволяет выявить и описать визуальные схемы, которые чаще всего не возникали в другихтипах изображений.Важно при этом, что средневековая иконография была перформативной, нацеленной напрактику, и имела максимально широкий социальный отклик. Находясь в постоянномвзаимодействии с религиозными представлениями и культурными стереотипами эпохи, она нетолько выполняла конкретные функции, предполагаемые заказчиками и иконописцами, ноимела множество регистров эффективности и служила важнейшим каналом формированияментальных образов врага в социуме.

Неудивительно, что демонологические сюжеты и мотивысвободно пересекают границы визуального, книжного и устного пространства, функционируяна стыке культурных пластов – иконографии и фольклора, богословия, книжности имагических практик.Русская иконография эпохи Московского царства (конец XV – начало XVIII в.) активноразрабатывала тему загробных мук. Именно в этот период образы дьявола и демонов, монстровАпокалипсиса и грешников стремительно завоевывают пространство храмовых и книжныхизображений.

Эта «экспансия демонического» с одной стороны отражает важные культурныепроцессы, а с другой, оказывает на них свое влияние. Реконструкция визуального «образаврага» как семиотической системы, изучение особенностей ее функционирования и эволюции вМосковской Руси вплоть до XVIII в. (с учетом как предшествовавшей визуальной традиции, таки дальнейшей ее разработки в старообрядческой миниатюре XVIII – начало XX в.) позволитвыявить и комплексно описать важнейший пласт древнерусской культуры. Исследованиепродемонстрирует,какосуществлялоськодированиекнижныхсюжетовимотивоввизуальными способами, с помощью каких знаков, моделей и приемов формировался образврага, кого относили к нему в разные периоды. Особое внимание уделяется при этом анализувзаимодействия языков визуального и письменного повествования (в т.ч.

способаминтерсемиотического перевода мотивов и сюжетов из текста в изображение и из изображения втекст), а также вопросу о рецепции иконографических образов в книжной и устной культуре.Древнерусская визуальная традиция рассматривается в сопоставлении с византийской иевропейской, что позволяет выявить ее специфику в контексте средневекового христианскогоискусства.9Наконец, актуальность исследования определяется тем, что оно позволяет анализироватьсовременную иконографическую традицию, которая сохраняет и по-своему развиваетдревнерусскую визуальную демонологию.

Третья часть диссертации посвящена вопросам,связанным с бытованием, восприятием и интерпретацией образов, в том числе в современныххрамах. Десемантизация средневековых знаков, фигур и мотивов приводит к рождению новыхобъяснений среди фрескистов и иконопицев, а это, в свою очередь, влияет на особенностицерковных росписей. Проведенная работа дает возможность прослеживать изменения, которыепроисходят в русской иконографии на постсоветском пространстве.Объект и предмет исследованияОбъект исследования – русские миниатюры, иконы и настенные росписи конца XV –начала XVIII в., включающие образы демонических и демонизируемых персонажей.

Предметисследования – визуальная демонология Московской Руси как система знаков, фигур и моделейв ее исторической динамике и во взаимодействии с книжностью и фольклором.Цель и задачиЦель работы – комплексное исследование визуальной демонологии Московской Руси каксемиотической системы, взаимосвязанной с книжной и, в определенных аспектах, с устнойтрадицией.Это предполагает решение следующих задач:1- Систематизация и изучение ключевых мотивов русской книжной демонологиисвязанных с визуальной традицией;2- Анализ визуальных приемов – иконографических знаков и моделей – с помощьюкоторых конструировался образ демонического и демонизируемого врага в русскойиконографии, их генезиса и динамики развития в христианском искусстве;3- Определение круга фигур, маркируемых как «враги» в искусстве Московской Руси,анализ образов и связанных с ними мотивов;4- Изучение эволюции визуальных фигур и моделей в публичном (настенные росписи,храмовые иконы) и частном пространстве (иллюминированные рукописи и личные иконы) напротяжении конца XV – начала XVIII в., с учетом более раннего (XII–XV вв.) и более позднего(XVIII–XX вв.) материала;5- Анализ способов взаимодействия языков книжности и иконографии, особенностейинтерсемиотического перевода сюжетов и мотивов, связанных с образом врага, междуиконографией, книжностью и фольклором.106- Изучение регистров эффективности и особенностей рецепции демонологическихобразов, а также способов интерпретации иконографических фигур и мотивов.Хронологические рамки и специфика демонологии в иконографии Московской РусиВ фокусе исследования – иконография эпохи Московской Руси.

В политическом плане этопериод с конца XV в. до начала XVIII в. Глобальные политические изменения (отприсоединения новых княжеств и начала формирования единого политического и культурногопространства на территориях, подконтрольных «государю всея Руси», до реформ Петра ипреобразования Московского царства в империю), которые в той или иной степени запускаютпроцессы социальной трансформации, безусловно, оказывали свое влияние на культуру «элит»,в том числе и на иконографию.

Однако политические процессы явно играют второстепеннуюроль при изучении визуальной традиции. Хронологические рамки исследования в целомсовпадают с периодом существования централизованной Московской Руси, однако выбраныони не произвольно, но исходя из специфики изучаемого материала. Начиная со второйполовины XV в. «образ врага» в русском искусстве начинает разрабатываться, а в XVII в.достигает расцвета, максимально усложняется и занимает важнейшее место в храмовомпространстве. Ни до, ни после этого он не играл такой роли и не выполнял стольковостребованных функций. Расцвет визуальной демонологии – интереснейшее явление, котороемножеством нитей связано с культурными и социальными процессами этого периода.Во второй половине XV – первой половине XVI в. в русскую иконографию проникаютновые сюжеты и темы, что со временем приводит к существенному изменению визуальнойтрадиции.

Обогащение иконографического языка происходит во многом благодаря влияниюевропейского искусства; уже в середине XVI в. это вызывают споры в кругах московских элит,книжников и знатоков традиции (сомнения высказывал дьяк Иван Висковатый и, вероятно,подобныесомненияразделялиопределенныекругизрителей;решениепоповодуиконографических «новин» выносили на церковном соборе 1553–54 гг). Помимо неизвестныхранее символических композиций, которые вызывали споры (Христос в облике воина илихерувима, фигуры-персонификации пороков и т.п.), во второй половине XV – начале XVI в.возникают или распространяются важнейшие для нашей темы визуальные темы и сюжеты –«змей мытарств», который появляется в русской иконографии Страшного суда, Апокалипсис,впервые изображенный на не сохранившихся фресках начала XV в., а затем представленный наиконе из Успенского собора московского Кремля (ок.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее