Диссертация (Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов), страница 8

PDF-файл Диссертация (Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов), страница 8 Филология (55389): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов) - PDF, страница 8 (55389) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов". PDF-файл из архива "Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Она нетолько возвела китайские постройки на территории Царского села и Ораниенбаума,но и уделяла внимание изучению культуры Востока. Особый интерес у неевызывала форма правления, трактуемая в конфуцианстве как оптимальная, а также100101102Ломоносов М.В. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2.

М.: Наука, 1986. С. 234.Там же. С. 236.Там же. С. 236.35средства, которые в данном учении предлагалось использовать для того, чтобывоспитывать подданных.В написанном Екатериной в качестве поучения для своих внуковпроизведении «Бабушкина азубука» присутствуют соображения, соотносящиеся скитайской мудростью. В частности, подобные положения встречаются в «Сказке оЦаревиче Февее», «Китайских мыслях о совести». В них налицо мотивное иафористическое сходство с содержанием притч Конфуция, а также егопоучительных высказываний. Афоризмы Екатерины, ее аллегории содержатсходные с высказываниями Конфуция соображения «о том, как возвыситьдобродетель и обнаружить заблуждения»103.

Также в текстах присутствуют правил,которые следует рассматривать как руководящие при воспитании детей, указаныценности, которые им следует прививать. «Сказка о Царевиче Февее» содержитпритчу, посвященную происходящему из рода «Китайских Уанов» сыну«сибирского» правителя, обстоятельствам его зачатия, рождения и воспитания.Здесь представлены соображения относительно правил, в соответствии скоторыми следует воспитывать личность, ориентированную на добродетель как наее основное предназначение. Данные мысли в значительной мере близки кконфуцианским – речь идет о моральных аспектах поступков, поведения, оботношении подданных к правителю, правителя к подданным, отношении к себе, кокружающим, о добром и дурном.Екатерина не только изучала конфуцианскую доктрину, не толькоиспользовала изречения Конфуция в воспитательных целях, но и стремилась кразвитию дипломатических отношений с китайской династией Цинн.

В то же время,в силу противоречия интересов, которые неизбежны между столь обширнымиимпериями, выработка компромиссов представляла собой сложный процесс. ДляЕкатерины имели важное значение и колониальные устремления монархов Европы.При этом определяющим в политическом отношении для нее было увлечениекитайской культурой, воспринятое ею еще в период жизни в Германии иКонфуций. Добродетель и заблуждение.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://pritchi.ru/id_6491 (дата обращения: 03.07.2017).10336впоследствии, под влиянием мыслителей Просвещения. Идеализация всего, что такили иначе было связано с Китаем, в период екатерининского царствованиясущественно укрепилась.Екатерина стремилась создать впечатление о своем правлении как оправлении «философа на троне».

Русские писатели, как верные подданные, чуткоулавливали стремление Екатерины к идеалу правителя, принятому в конфуцианстве.Императрицу в подобном образе воспевал Г. Р. Державин в созданной в 1772 г. оде«Фелица»:Вещай, премудрая Фелица!Где отличен от честных плут?Где старость по миру не бродит?Заслуга хлеб себе находит?Где месть не гонит никого?Где совесть с правдой обитают?Где добродетели сияют?У трона разве твоего!104Более позднее произведение – «Видение Мурзы», созданное Державиным в1791 г., прославляло Екатерину как носительницу «венценосной добродетели».

Наданное стихотворение поэтессой М. В. Сушковой было написано «Письмо китайцак Татарскому Мурзе…», в котором в явном виде была выражена мысль обустремленности Екатерины к конфуцианскому идеалу:В Пекине, о Мурза, стихи твои читаем,И истину любя, согласно говорим:На троне Северном Конфуция мы зрим105Очевидно, что указанное произведение составило основу появления жанра«китайского анекдота». Жанровая особенность соответствующих произведенийсостояла в том, что в них от имени «китайца», выступавшего инкогнито,Державин Г.

Р. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота: в 9 т. Т. 1.СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1864. С. 148.105Проскурина В. Ю. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерин II. М.: Новоелитературное обозрение, 2006. С. 225.10437высказывались едкие сатирические замечания о русской действительности.Г.

Р. Державиным в произведении 1897 г. «Развалины» упомянутыцарскосельские постройки в «китайском вкусе»106:Здесь, был театр, а тут – качели,Тут – азиатских домик нег107…Таким образом, к концу периода правления Екатерины II в российскомобществе китайская культура была представлена уже не только предметамироскоши, но и архитектурными творениями, построенными в китайском стиле.Использование данного стиля при постройке ряда сооружений в Царском Селеявляется свидетельством того, что увлечение Китаем было не только данью моде,пришедшей из Европы.Царскосельский ансамбль отражал, как представляется, не только увлеченияи устремления Екатерины, но и новые эстетические и философские запросы ееобразованных подданных.

Композиция ансамбля, включавшего «домик нег»,«качели», «театр», объединенная общим замыслом и вписанная в общий ландшафт,должна была удовлетворять более высокие эстетические потребности в сравнениис простым обладанием предметами обихода, пусть и изысканными.«Домик нег», китайская беседка, воспринималась, очевидно, поэтом нестолько в виде места, где происходили романтические встречи, но и в качествеместа душевных наслаждений иного рода.Здесь видится необходимым отметить, что увлечение китайской культуройсопровождалось и интересом к созерцательной философии.Появилось стремление к эстетическим переживаниям в новых формах, киному ощущению собственной встроенности в реальность, к единению с мировойкультурой как источником творчества.Согласно комментарию Я. Грота в Царском Селе «в 1778 был построен театр или оперныйдом; как он, так и многие другие постройки около него — «в китайском вкусе ».

См. примечанияк стихотворению «Развалины» (Державин Г. Р. Сочинения Державина с объяснительнымипримечаниями Я. Грота: в 9 т. Т. 2. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1865. С.96.).107Державин Г. Р. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота: в 9 т. Т. 2.СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1865. С. 96-97.10638Знакомство с китайской культурой не только способствовало обогащениюрусского культурного сознания новыми знаниями, но и расширению представленийо гармонии в природе и искусстве, что было весьма значимым для русскойлитературы.«Не в «безмолвии» ли этих садов, «весной, при кликах лебединых» явиласьмуза Пушкину-юноше?..

Не по этим ли садам ходил он с книжкою Вольтера вруках?», – писал М. П. Алексеев, ссылаясь на И. Анненского, еще раньшепредположившего, что «китайские» сады Царского Села могли быть источникомпушкинского вдохновения 108. По обоснованному предположению М. П. Алексеева,образ «соловья китайского», использованный Пушкиным в «Руслане и Людмиле»,сложился под влиянием поэтической атмосферы китайского уголка ЦарскогоСела109.Таким образом, китайский ансамбль Царского Села стал местом обитания нетолько китайской мудрости, но и китайской музы. Но она заявила о себе не толькотам, но еще раньше в поэзии пушкинского «экзаменатора» Г. Р.

Державина.Первые строфы произведения поэта «Памятник герою», датой созданиякоторого является 1791 г., содержат восторженную оду «Кунгдзея Музе», споэтическим перечислением достоинств конфуцианской этики. Поэт восхищаетсядобродетельностью, рассудительностью, правдивостью произведений Конфуция,его оценкой человека по глубинным чертам, а не внешним проявлениям:Всегда разборчива, правдива,Нигде и никому не льстива,О! строгого Кунгдзея Муза,Которая его вдыхалаИграть на нежном, звонком кинеИ трогать поученьем сердце!110Образ Конфуция, созданный Державиным, достаточно необычен. КонфуцийАлексеев М.

П. Пушкин и Китай // Пушкин и мировая литература. Л.: Наука, 1987. С. 321.Там же. С. 322.110Державин Г. Р. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота: в 9 т. Т. 1.СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1864. С. 428-431.10810939играет на старинном китайском музыкальном инструменте - «кине».

Очевидно, чтоподобныйхудожественный элементвыполнялроль формированияболеерельефного образа певца истины. Исследователи отмечают, что Конфуцийдействительно с удовольствием играл на музыкальных инструментах 111 , что,видимо, было известно Державину. Поэт, очевидно, был знаком со звучанием кина,или имел представление о его музыкальных особенностях со слов тех, кто егослышал.

При чтении произведений Конфуция Державин уловил требовательностьмыслителя к слову, проникновенное, ясное и четкое выражение мысли. В«поученьи» Конфуция поэт ощутил торжество правдивости, идущей от чистогосердца, которой были созвучны «звонкие», и в то же время «нежные» звуки кина.«Муза» Конфуция призывается русским стихотворцем, чтобы помочь ему«зрить» «текущи годы, обратность вечную природы»112 и возвестить о нетленностиизбранного им героя. Державин рассматривает Конфуция как мыслителя в качественравственного идеала, как поэта - в качестве образца для художественногоподражания. Черты, присущие «китайскому уму», которые акценрирует Державин,а именно философскую и художественную одаренность, выступают у поэта какосновные составляющие мифологического образа просвещенного и мудрого Китая.Развитие указанного мифа можно увидеть и в произведениях современникаДержавина А. Н.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
425
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее