Диссертация (Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов), страница 29

PDF-файл Диссертация (Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов), страница 29 Филология (55389): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов) - PDF, страница 29 (55389) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов". PDF-файл из архива "Мифологизация образов Китая и китайцев в русской прозе 1920-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 29 страницы из PDF

«Мы ведь соседи, это почтикомпатриот...» 336 В своем внутреннем монологе рассказчица так обращается ккитайцу: «…даже если бы ты мог меня понять, дорогой почти-соотечественник»337,«бог их знает, почти-компатриотов»338.В образе китайца проявляются те черты, которые так ценит автор. Вначальном монологе автор признается, что за границей у нее появилась любовь киностранцам, потому что «у него на всякий случай голова втянута в плечи, или –что то же и на тот же случай – слишком уж высоко занесена».

В конце рассказа, вотличие от прежнего деликатного поведения, китаец взнес «в небо деревянноеизделие своего лица»339. Русский вольный характер проявляется в словахпочтальона: «Я знаю русских, они делают все, что им приходит в голову, и не терпят,чтобы им противоречили»340. Все эти черты автор представляет в образе китайца,описывая свой последний с ним диалог. Китаец видится автору не просто «желтым»,но «лошадо-волосым, бегущим». В этой образной контаминации нетрудно угадать333334335336337338339340Там же. С. 148.Там же.

С. 150.Там же. С. 148.Там же.Там же.Там же. С. 149.Там же. С. 147.Там же. С. 150.136историософско-мифический мотив мчащейся вскачь блоковской России – «степнойкобылицы» из цикла «На поле Куликовом», где лошадь предстает символомвольных кочевых народов. Таким образом, китайцы не просто вписаны в русскийконтекст, но предстают его восточной ипостасью. Образы «уродливых» азиатскихсоотечественников наполняются ностальгическим чувством согласия и любви,которое, на наш взгляд, является главным мифообразующим средствомизображения.В процессе общения с китайским продавцом рассказчица нашла большесходств русских с китайцами, чем с французами.

После того, как рассказчица икитаец расстались на дороге, «прощаясь за руку, отмечаю, что жмет, как мы, жмет,а не отсутствует, как француз»341. У французов «незнакомым – не дарят, а если дарят– пугаются»342, а китаец подарил сыну игрушку, которая его обрадовала. «Мама, анасколько китайцы больше похожи на русских, чем французы»343, – этими словамисына рассказчицы заканчивается произведение, они и являются выводом: китайцы,как представители восточной культуры, более близки русским, чем французы –представители европейской культуры.Несмотря на существующие недостатки образа китайцев, в данном рассказеэти недостатки перестали быть чужими.

От внешних признаков до внутреннегосостояния души автор показала свое сходство с китайцами, близость китайцев ирусских. И со всеми своими недостатками китайцы, как представители Востока,стали родными, своими для русских.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3Продолжая скифскую традицию, Б. А. Пильняк обращался к китайскойтематике в романе «Голый год», где наметилась мифопоэтическая концепцияРоссии, как символического подобия, новой «маски» Китая, которому, благодаря341342343Там же.Там же.

С. 151.Там же.137мессианской роли революции, предстоит будущее духовное преображение. Врассказе «Санкт-Питер-Бурх» мифопоэтическое подобие Китая и Россииизображается как свершившийся факт тождественной общности их историческогопути. В «Китайской повести» Пильняк увидел Китай другими «масштабами иаршинами», что подсказало ему не только пространственное, но культурноисторическое подобие между Россией и Китаем: восприятие добровольнойевропеизации, как глубокого увечья, способность преодолеть это заблуждение иоказаться «по одну сторону» цивилизации.Рассказ М. И. Цветаевой «Китаец» стал художественным откликом на«российско-восточную» мифологию евразийцев. Несмотря на то, что в евразийскойпарадигме Китай не играл значительной роли, в мифологизированных образах егопредставителей Цветаева сумела органично выразить восточную «ипостась»России.

В образной системе рассказа традиционно неоднозначное мифологическоепредставление о китайском присутствии и роли китайцев в русской жизни получаетновое художественное освоение и становиться едва ли не основой образа Родины ирусской национальной идентичности. Китайская тема в рассказе объединяетРоссиюиВостоквединоеродственноепространство,ностальгическиотзывающееся в сердце русской эмиграции.

В русской мифопоэтической традицииКитай всегда рассматривался как символ Востока. У Цветаевой китайцы измалопривлекательных инородцев превращаются в символы родной национальнойжизни.Исследование произведений Б. А. Пильняка и М. И. Цветаевой показывает,что евразийские идеи разделяли не только его теоретики-вдохновители, но и многиеинтеллигенты-писатели, заботившиеся о судьбе своей Родины. «Исход к Востоку»как одна из популярнейших идей самоопределения России в начале XX века, внессвои изменения в миф о Китае и китайцах. Сближение России и Китая стало важнойособенностью рецепции китайской темы в русской литературе. В произведениях Б.А.

Пильняка и М. И. Цветаевой тоже возникает образ мифической «китайскоймаски», «китайского лика» России, которые должны были символизировали еепринадлежность «восточной судьбе». В контексте евразийских представлений оба138писателя занимали различные позиции, но произведения Б. А. Пильняка и М. И.Цветаевой объединяет общая мысль о том, что восточное происхождение России исвязанные с ним помыслы в конечном счете определят ее будущее. И поворотРоссии к Китаю в современной новейшей истории может служить ярким примеромсимволического провидения, которое русская литература продемонстрировалапочти сто лет назад.139ЗАКЛЮЧЕНИЕОсвоение китайской тематики русской литературой началось в серединеXVIII века и с разной степенью интенсивности продолжается до сих пор.Исторический обзор художественного изображения китайской темы в русскойлитературе позволяет говорить о двух этапах восприятия: репрезентативного, когдаинтерпретация явлений, предметов и образов китайской культуры основываласьпреимущественно на европейских представлениях и «прямого», связанного с ихнепосредственным художественно-творческим воспроизводством.

В процесседлительнойхудожественнойпрактики,присущиедвумэтапамсвойстваизобразительности, взаимодействовали и коррелировались, в результате чегоевропейские стереотипы китайской культуры были творчески переработаны ивосполнены этико-эстетическим комплексом русского самосознания. К началу ХХвека в русской литературе сформировался свой образ Китая и китайцев,основанный на национальных духовных и культурных интенциях. Возрастающийнепосредственный интерес к Китаю, сопровождающийся свойственными русскомухудожественному сознанию проникновенной созерцательностью и эмоциональнойактивностью, создал почву для мифологизации китайского образа жизни,мышления и поведения и, как следствие, для возникновения мифопоэтическихпредставлений о характере китайцев.Анализ исследуемых текстов показал, что инонациональный культурныйобраз Китая и китайцев складывался в русской литературе не столько на основелитературно-художественного материала, сколько в более широком контексте,включающем общественно-исторические, политические и цивилизационныереалий китайской жизни.

Поэтому к изучению и анализу избранных произведенийбыл привлечен метод имагологического исследования, которым были дополненыподходы и методы философско-эстетического и мифологического изучения, а такжеметод понимания «другого», разработанные российскими учеными. Предложенныеевропейскими и российскими исследователями подходыобнаруживают однообщее свойство: инонациональный образ складывается на основе субъективного140восприятия воспринимающей стороны, подвергается интуитивно-чувственномупереживанию, фиксирующему те его свойства, в которых эта стороназаинтересована и которые обеспечивают «встречное движение» к воспринимаемымсмыслам этого образа.

Именно во «встречном движении», сопереживании иэстетической сопричастности инонациональный образ начинает преображаться,дополняться новыми смыслами и значениями и, в целом, приобретать новоесмысловое единство и качество, которые обнаруживают в нем мифотворческийпотенциал. При определенных общественно-исторических обстоятельствах иэстетических целях, которые ставят пред собой писатели, этот мифотворческийпотенциал способен к порождению мифического содержания и мифопоэтическихверсий усвоенного инонационального образа.Именно таким образом, с нашей точки зрения, в русской литературескладывался устойчивый миф о Китае и китайцах, который в процессе своегоразвития выразился в различных художественных версиях. Первая возникла в XVIIIвеке в символическом образе «китайского ума», который в произведениях А. Д.Кантемира, М.

В. Ломоносова, Екатерины II, Г. Державина, А. Н. Радищева получилсамые восторженные оценки. Вторая версия возникла в начале XIX века. Онаразвивалась наряду с первой, но в противоположность ей, содержала, попреимуществу, отрицательные коннотации китайского примера. У Ф.

В. Булгарина,В. Г. Белинского, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского и других писателей китаецпредстал существом недалеким, замкнутым в пространстве своих внутрикитайскихпредставлений и ритуалов. Отличительными оценочными характеристиками этогомифа о китайцах и в целом о Китае стали отсталость, мертвящая церемониальность,непредсказуемость, опасность. Если в первой версии мифа за китайцем закрепиласьрепутация искусного ремесленника, ученого и философа-мудреца, то во втором этобыла хитроватая, чужеродная и сомнительная личность, не склонная к душевнымоткровениям и традиционно сосредоточенная на своих нуждах.Наблюдения над особенностями мифологизации образов Китая и китайцевпозволили сделать вывод, что русские писатели абстрагировались от присущих имреальных свойств, использовали только воспринятую ими идею национального141характера и связанных с ней закономерностей традиционно самодовлеющегообраза жизни.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее