Диссертация (Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ". PDF-файл из архива "Генология А.Ф. Лосева историко-методологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Лосева:антропный принцип: дис. … канд. филос. наук. Мурманск, 2011. 200 с.52Ряснова О.В. Понятие личности в историко-философской концепции А.Ф. Лосева: дис. ...канд. филос. наук. М, 2019. 194 с.53Гусев Д.В. Влияние исихастских традиций на философскую антропологиюП.А. Флоренского и А.Ф. Лосева: дисс ... канд. филос.
наук. Орел, 2001.1351Цель и задачи исследования.Целью исследования является реконструкция учения А.Ф. Лосева оПервоначале в антиковедческой и философско-методологической перспективе.Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:‒выявить монистические и символические основания категориидосократического Единого в трудах А.Ф. Лосева;‒проанализироватьинтерпретациюА.Ф.Лосевымплатоно-аристотелевой эйдетики;‒раскрытьчертыпониманияА.Ф.Лосевымэманациинеоплатонического Единого;‒осуществитьсопоставлениеязыческогоихристианскогонеоплатонизма в категориях генологии А.Ф. Лосева;‒определить методологические основания генологии А.Ф.
Лосева;‒рассмотреть особенности абсолютной диалектики А.Ф. Лосева;‒проанализировать софийные и ономатические определения Абсолютав религиозно-философской системе А.Ф. Лосева;‒обосновать специфику персонологии А.Ф. Лосева как системывыразительно-коммуникативного антропо-космизма.Теоретико-методологическаяоснова.Теоретическойбазойдляисследования служат труды А.Ф. Лосева, а также работы отечественных(А.И. Резниченко, Л.А.
Гоготишвили, В.П. Троицкий, А.Л. Доброхотов,В.И. Постовалова, В.В. Бибихин и т.д.) и зарубежных (Тереза Оболевич, МаризаДенн, Хенрике Шталь и т.д.) исследователей его творчества, в которыхпредставлены интерпретации его философской системы. Данные работыспособствовали формированию собственного подхода к постижению иистолкованию генологических воззрений русского мыслителя.Анализ генологии А.Ф.
Лосева осуществляется в контексте общихпредставлений о нем как религиозном философе, совершившем синтез научнофилософского и богословского интеллектуального наследия, а также вконтекстеизученияистоковформирования14специфическогометодаконструирования Абсолюта в рамках антиковедческих штудий мыслителя.Важнойинтенцией,оказываетсяопределяющейвосточнохристианскаяхарактертворчествааскетическаяпрактикамыслителя,ивыработкаспецифического философского метода для ее логического обоснования.
Дляреализациипоставленныхвдиссертационномисследованиизадачиспользуются следующие методы:Методисторико-философскойреконструкциииинтерпретации,позволяющий дать целостное представление о предмете исследования.Компаративный метод при анализе историко-философского материала,дающий возможность оценить преемственность развития идей русскогомыслителя.Диалектический метод использовался для раскрытия особенностей этаповконструирования Абсолюта А.Ф. Лосевым.Герменевтико-феноменологический метод применялся для описанияисходных мировоззренческих установок мыслителя.Междисциплинарныйподход,обусловленныйсопряжениемвдиссертационном исследовании ряда областей знаний: философии, истории,лингвистики, логики, космологии.Научная новизна исследования состоит в следующем:– осуществлен комплексный анализ генологии А.Ф. Лосева в историкометодологической перспективе, обнаруживающий базово-смысловой характер сточки зрения конструирования его диалектической системы;– проанализирована рецепция античного платонизма в трудах А.Ф.
Лосевас позиции формирования истоков генологической традиции (от наивногореализма досократиков до иерархийной диалектики Единого у неоплатоников);–выявленаспецификагенологическойконцепциихристианскогонеоплатонизма А.Ф. Лосева по отношению к структурно исходному языческомунеоплатонизму,установленасущественнаяразницаданныхучений,принципиально важная для Лосева как христианского мыслителя с точки зрениятео- и антропоцентрической (христианство) и космоцентрической (язычество)15составляющих;– определены методологические основания генологии А.Ф. Лосева,представляющиесобойтрансцендентализмавгенеративныйсинтезэйдетическуюфеноменологиидиалектику;иохарактеризованиспользуемый Лосевым метод конструирования Абсолюта как триаднопентадного моделирования модусов выразительного становления его самости;–исследованы(выразительноесофийныеимя)(ставшийопределенияфакт)АбсолютавиономатическиефилософскойсистемеА.Ф.
Лосева, являющиеся выразительно-коммуникативными категориями связиабсолютногоиотносительногодиалектико-смысловаяструктура,бытия,которымлежащаявсвойственнаоснованиисходнаясистемыегоабсолютной мифологии;–раскрытаспецификавосточнохристианскойперсонологиивфилософской концепции А.Ф. Лосева, репрезентирующая его систему вантропологическойперспективе,гдеподчеркиваетсякоммуникативно-энергийный характер общения человека как образа с Первообразом.Положения, выносимые на защиту.1. Генологический метод А.Ф. Лосева имеет своим источником античносредневековую диалектику, сформировавшую базовую категориальную основудля позднейших христианских исследований. Античная эстетика в данномслучае обнаруживает себя как выразительная иерархическая система, существокоторойскрываетсявсимволическомпредставленииокосмосекаксамополагающемся Абсолюте или Благе (высшем эстетическом начале),выступающим и как апофатическая первично надбытийная категория, и каксимволическое единство мирового целого.2.
Антично-языческие и христианские неоплатонические положения,лежащие в основе лосевской системы, оказываются сопоставимыми вметодологическом аспекте и несопоставимыми в телеологическом отношении,поскольку первые обнаруживают безлично-космоцентричный подход в отличиеот персоналистичного.163. Оригинальнымсвойствомлосевскойгенологииявляетсядиалектический метод пентадного конструирования смысла (от сущности в себедо ее выразительных имен), который носит парадигмальный характер дляабсолютного и всякого инобытия. Так называемая абсолютная диалектика(мифология) – система категориального становления триадного смысла (в-себе,для-себя, в-себе-и-для-себя) и тетрактидно-пентадного (для-себя-и-для-иного,для-иного) в свете самого себя, имеющая следствием своего выражения винобытии разнородность относительных диалектико-мифологических систем.Она образует определенную методологически окрашенную структуру, котораяоказывается онтологической метапарадигмой, но не статичного, а динамичноготолка, раскрываемая в интерсубъективном акте.4.
Генология Лосева обнаруживает себя как не субординационнаятриадология, коррелируя тем самым со святоотеческой мыслью. Абсолютнаядиалектика демонстрирует базовую парадигму христианского мышления.Категории софии (смысловое тело) и имени (коммуникативный символ) входятв систему Абсолютной диалектики как выразительные ступени самораскрытияПервотриады, подчеркивающие ее реальный, а не абстрактный характер.Проблематика софиологии и ономатологии в творчестве Лосева актуализуетреалистический дискурс в новом изводе – с точки зрения динамическиэнергийной, а не статично-сущностной онтологии.5. Исходным моментом учения о первоначале А.Ф.
Лосева являетсяутверждение специфически личностного образа бытия. Это подчеркиваетонтологическийстатускатегорииличность,вкоторойзаключенателеологическая интенция общения Абсолютной и относительной личности ивыразительно-коммуникативный характер лосевской эпистемологии.Теоретическая и практическая значимость исследования.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что онообращено к решению проблемы, связанной с разработкой генологическойпроблематики в трудах А.Ф. Лосева, представляющей собой попыткуфилософского осмысления системы христианской метафизики и антропологии.17Данная концепция, в свою очередь, влечет за собой возможность критическогоанализа как фундаментальных, так и прикладных аспектов современныхфилософских знаний с точки зрения выработанной Лосевым базовойметодологии конструирования сущности.Практическая значимость исследования определяется возможностьюиспользования полученных результатов в различных прикладных целях.Содержание диссертационного исследования может быть включено в составлекционных и практических занятий по истории русской философии,философской антропологии, античной философии, культурологии, философиирелигии, философии языка и других специальных дисциплин.Апробацияработы.Положениядиссертацииизлагалисьнавсероссийских и международных научных конференциях (Международнаянаучнаяконференция«ЕвразийскоепространстводиалогаБеларуси,Казахстана, России, Армении, Кыргызстана: культура, философия, экономика»(17 марта 2016, г.
Минск); Международная научная конференция XV Лосевскиечтения «А.Ф. Лосев и культура серебряного века: К 100-летию философскогодебюта» (12 сентября 2016, г. Москва); Всероссийская научно-практическаяконференция «Духовно-нравственное воспитание в системе среднего и высшегообразования: традиции и инновации» (12 октября 2016, г. Тамбов); VВсероссийская научная конференция «Принцип целостности в современнойфилософии: теоретико-методологические основания и исследовательскиепрактики» (17-18 ноября 2016, г. Липецк); Международная философскаяконференция «Русский логос: горизонты осмысления» (25-28 сентября 2017, г.Санкт-Петербург);Международнаянаучнаяконференция«Философскаяметодология и научное познание» (17 ноября 2017, г.
Тамбов); Международнаянаучная конференция XVI Лосевские чтения «Философ и его время: к 125летию со дня рождения А.Ф. Лосева» (17-20 октября 2018, г. Москва),Международнаянаучнаяконференция«Гуманистическиетрадициифилософской и социально-политической мысли России» (16 ноября 2018, г.Тамбов).18Исследования, посвященные генологии Лосева, получили поддержку вформе трэвел-гранта академической мобильности на поездку в г. Москву дляработы с фондами «Библиотеки русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева»,НО«Фондблаготворительныхинициатив(ФондМихаилаПрохорова)», трэвел-гранта академической мобильности на поездку в г. СанктПетербург для участия в Международной философской конференции «Русскийлогос:горизонтыосмысления(25-28сентября2017),НО«Фондблаготворительных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)», трэвел-грантаакадемической мобильности на поездку в г.
Москву для участия вМеждународной научной конференции XVI «Лосевские чтения» Философ и еговремя: К 125-летию со дня рождения А.Ф. Лосева (17-20 октября 2018), НО«Фонд благотворительных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)».По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, в том числе тристатьи в изданиях, входящих в Перечень российских рецензируемых научныхжурналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результатыдиссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав,восьми параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений.19ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГлава 1.Интерпретации античной генологии в работах А.Ф. Лосева1.1 Монистические и символические основания категории ЕдиногодосократиковДосократики для Лосева, безусловно, те самые фигуры, которые впервыепопытались дать логическое описание мифопоэтического мышления, темсамым встав в определенную первично-рефлективную оппозицию к нему.Невзирая на это, натурфилософия, исходя из позиций классическогорационализма, воспринимается как крайне наивная попытка осмыслениядействительности.Мистерииикультыопределяютдуховнуюжизньдревнегреческих городов, во многом обуславливая и характер философскогомышления.