[006].17_03_05(2.1) (Лекции в электронном виде), страница 3
Описание файла
Файл "[006].17_03_05(2.1)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Стражи получают два вида воспитания и обучения: духовное(мусическое) и телесное (гимнастическое) воспитание. Для надлежащего воспитаниястражей и философов необходимо подвергнуть ревизии все существующееискусство. Из музыки необходимо убрать неритмичность и дисгармонию. Измузыкальных инструментов, по мнению Платона, следует оставить только лиру икифару, а флейту – уничтожить. Также Платон считал, что необходимоликвидировать драматическое искусство (в котором один человек можетпредставлять различных людей из разных сословий). Необходимо также подвергнутьревизии древнегреческую мифологию: убрать те места, где боги карают людей измщения и ненависти, поскольку боги могут карать людей только за их порочные,вредные деяния. В искусстве не следует допускать изображения порочных и злыхлюдей счастливыми.В своем идеальном государстве Платон проводит идею социальногоравенства, прежде всего, в двух сословиях: стражей и философов. Платон,фактически, строит казарменный социализм.
С его точки зрения, причиной всехсоциальных конфликтов и раздоров является частная собственность, поэтому устражей и философов не должно быть частной собственности; тем более у них недолжно быть золота и серебра, поскольку философам при рождении и такпримешали золото, а стражникам – серебро.Платон в своем идеальном государстве упраздняет не только частную, но иличную собственность. Стражи не имеют ничего, кроме своего тела; за своювоинскую деятельность они получают раз в год вознаграждение в виде продуктовпитания и одежды.
Это нужно, по мнению Платона, для того, чтобы стражи непревратились во владельцев (имущих граждан); если же у воинов появитсясобственность в виде денег, дома или земли, то из союзников всех граждан онипревратятся во врага, противника и соперника всех граждан и утратят свою функциюкак стражников государства.По мнению Платона, высшее, что может быть воплощено на земле –справедливое и идеальное государство.
В этом казарменном социализме счастьечастей целого необязательно, ибо счастье целого (государства) не предполагаетсчастье частей (граждан государства). Человек (индивид) живет для государства, а негосударство для человека.В целях блага общего (блага государства) Платон упраздняет семью, в первуюочередь у двух высших сословий (философов и стражей). Более того, он пишет, чтожены стражей-мужчин должны быть общими.Не следует понимать под этим беспорядочные половые отношения.Согласно Платону, наиболее хорошие в физическом и умственном отношениимужчины должны сходится с наиболее хорошими женщинами, а худшие – схудшими. Женщины могут иметь детей в возрасте от 20 до 40 лет, а мужчины – от 25до 55 лет.
Дети, родившиеся вне этих возрастных рамок, подлежат уничтожению.Отец и мать не должны знать, кто их ребенок, как впрочем, и сам ребенок недолжен знать, кто его отец и кто его мать. После рождения ребенка он передавалсялюдям, которые занимались его воспитанием. Это нужно было для того, чтобы матьне знала, кто ее ребенок и любила всех детей – сверстников своего ребенка.
Дети недолжны были знать, кто их отец и мать, чтобы они уважали и любили всех старшихкак возможных родителей. Тогда якобы не будет конфликтов в идеальномгосударстве Платона. Наличие у каждого человека своей семьи приводит кГришунин С.И. lection 6 (17.03.2005) ver.
2.1 (not edited) page 7 of 9_Setiвозникновению индивидуальных, особых радостей и печалей, а это способствуетразобщению людей и вредно для блага государства.Правители и философы. Философов выбирают из стражей. Трудно определить, ктопо своим природным задаткам способен к умственной деятельности и бытьправителем и философом, а кто способен быть стражем. Поэтому в первые годыжизни дети правителей и философов обучаются вместе с детьми стражей. Детямдают зачатки наук – элементарный счет, элементарные геометрические знания; ихтакже обучают воинскому искусству.
При этом дети, еще не достигшие 20 лет,берутся на войну, где они проявляют способности к воинской доблести. В возрасте20 лет производится первичный отбор – выбираются самые способные в воинскойдеятельности и самые способные к учению различных наук. После этогопреподаются общие науки с обоснованием. Второй уровень отбора осуществляется в30 лет. В возрасте 30-35 лет они изучают диалектику. По достижении 35 лет онимогут стать правителями и философами.Итак, с точки зрения Платона, высшие государственные должности можно занимать с 35 лет(В настоящее время в России можно избираться президентом тоже только с 35 лет).Принципиальное отличие философов от других людей заключается в том, чтофилософам присуще прирожденная склонность к знаниям; они характеризуютсяправдивостью, неприятием любой лжи.
Только философы занимаются познанием(постижением истины). Постижение истины заключается либо в созерцании душойидей, либо в диалектическом припоминании этих идей. По мнению Платона,философы, созерцая с помощью своего ума истины (идеи справедливости, идеиблага) будут реализовывать эти идеи в общественном быте людей. Платон надеялся,что когда-нибудь среди потомства правителей, современных ему или позже, родитсяребенок, который окажется философом. Он якобы и будет способен реализоватьпроект идеального государства Платона.
Платон пытался трижды осуществить этотпроект, для чего ездил в Сиракузы (Сицилия), хотя и все три раза неудачно (егопытались продать в рабство).Аристотель.(384-322 гг. до н.э.)Аристотель родился в полисе Стагира, который был расположен рядом сМакедонией (и был зависим от Македонии). Аристотель был сыном придворноговрача (правителя Македонии) и сверстником будущего царя Македонии Филиппа.В 17-летнем возрасте Аристотель пришел в философскую школу Платона(Академию). Но уже тогда он понял, что учение Платона об идеях имеетопределенные изъяны.
Аристотелю приписывается выражение: «Платон мне друг, ноистина дороже» (хотя в произведениях Аристотеля есть несколько другоевыражение: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдатьпредпочтение истине»). После смерти Платона Аристотель покинул академиюВопрос из зала: Кто возглавил Академию после смерти Платона?Ответ: Теофраст (Это неверный ответ. После смерти Платона Академию возглавил Свевсипп- племянник Платона, а Теофрасту Аристотель, покидая Афины, завещал управление Ликеем – прим._Seti).Аристотель странствовал по различным полисам древней Греции, и, вконечном счете, его пригласил царь Македонии Филипп II для воспитания своегосына (будущего Александра Македонского).
Аристотель воспитывал и обучал его втечение четырех лет. Впоследствии Александр Македонский сказал: если отцу яобязан своей жизнью, то Аристотелю обязан тем, что дает цену этой жизни. Однакопосле того, как Александр Македонский стал царем, его отношения с Аристотелемрезко охладели (хотя они и не были теплыми). Аристотель был вынужден покинутьМакедонию.Гришунин С.И. lection 6 (17.03.2005) ver. 2.1 (not edited) page 8 of 9_SetiВ возрасте 50-ти лет Аристотель приехал в Афины и основал свою школу,которая получила название «Ликей» (школа была расположена вблизи Ликейскогохрама Аполлона).Основные произведения Аристотеля. Собственно философские произведенияназываются «Метафизика». Это название дал не сам Аристотель, а АндроникРодосский в I в.
до н.э. когда он систематизировал рукописи Аристотеля. Андроникпоставил философские труды Аристотеля после физики. Отсюда и появился терминметафизика, т.е. то, что после физики. На самом деле у Аристотеля собственнофилософия – это «первая философия», а физика – «вторая философия».Аристотелю принадлежат также произведения по логике: «Перваяаналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории», «Опровержениесофизмов». Основные сочинения по физике: «Физика», «О небе»; по биологии –«История животных», «О происхождении животных». Аристотелю принадлежатсочинения по экономике («Экономика») и политике («Политика»).
Ему такжепринадлежат произведения по этике - «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и«Большая этика».Предмет философии. Точно так же, как и у Платон, Аристотель считал, что природа– не единственный род сущего. По мнению Аристотеля, должен существовать такжесверхприродный род сущего. И если физика должна изучать подвижные предметы ичувственно воспринимаемые сущности и материю, то собственно философия,«первая философия» («Метафизика» в терминологии Андроника Родосского) должнаизучать вечные неподвижные сверхчувственные сущности.