[006].17_03_05(2.1) (Лекции в электронном виде)
Описание файла
Файл "[006].17_03_05(2.1)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Гришунин С.И. lection 6 (17.03.2005) ver. 2.1 (not edited) page 1 of 9_SetiИспользование терминов. Древние греки учили и разрабатывали две формы мышления. Одна из них– наведение (переход от частного, единичного к общему), названная Аристотелем эпагогия.Впоследствии в латинском языке эта форма мышления получило название индукция (лат. inductio).Термин дедукция также имеет латинское происхождение, хотя дедуктивную форму мышленияразрабатывал еще Аристотель.В античной Греции не было также термина логика. В своих трудах Аристотель использовалтермин аналитика.Платон (продолжение).Платон, возвратившись от тирана Сиракуз Дионисия Старшего, основал в 386 г.
дон.э. в Афинах свою школу. Впоследствии она получила название Академия. Такоеназвание случайно: Платон занимался со своими учениками в роще, рядом спамятником античному герою Академу. Эта школа существовала и долгое времяпосле смерти Платона – в общей сложности она просуществовала 915 лет.Философия Платона. Истинным бытием, по мнению Платона, обладают идеи.Истинное бытие – это идеальное бытие. Однако идеи, которые представляютотвлеченные от человеческого сознания понятия и их гипостазирования – неединственный род сущего. Сами идеи пассивны и безжизненны. Идеальное бытие неможет само по себе породить конкретную чувственно воспринимаемую вещь.Поэтому, согласно Платону, есть и другой род сущего – хора (перевод.
бесформенное пространство). Хора – эквивалент латинского понятия материя.Именно хора-материя является источником множественности вещей, единичностивещей, вещности, а также естественной необходимости, зла и несвободы. Хорадостаточно пластична – она может принимать определенные формы, в ней могутвоплощаться те или иные идеи, например, идея прекрасного вообще (как такового),идея блага так такового, идея доброго, идея четвероного и т.д.Платон отличает хору (бесформенную материю) от физической материи.Физическая материя представляет собой четыре природные стихии (огонь, вода,земля, воздух). Но это не протоматерия, а вещная материя, поскольку она воспринялаидею воды, идею воздуха, идею огня и идею земли.
Мир вещей – мир возникновенияи уничтожения, мир временности, преходящности.Утверждение Платона о том, что истинное бытие – это бытие идей, входило впротиворечие с картиной, которые получали люди с помощью органов чувств. Длядоказательства существования идеального бытия (мира идей) Платон использовалаллегорию пещеры. Платон говорит, что наивные реалисты, которые верят в картину,создаваемую органами чувств, находятся в заблуждении.
Он уподобляет этих людейузникам, находящимся в пещере, в которую проникает слабый свет. Наивныереалисты видят только тени на стенах пещеры, которые образуются от истинныхвещей. Они не верят тому, кто выбрался из пещеры и увидел истинные вещи.Представим себе, что пещера – это окружающий нас мир, узники – это все люди,вместо слабого источника света пусть будет солнце. Человек, который выбрался изпещеры – это философ, идеалист (сторонник философской концепции Платона).Платон говорит, что люди живут в кажущемся мире, а не истинном мире (миреидей).Аллегория пещеры используется Платоном для психологическогообоснования своего учения об идеях.
Итак, с точки зрения Платона, вещи – это всеголишь тени идей, а идеи – это прообразы, образцы.Взаимоотношение между идеями и вещами. Платон не приводит ясного ответа овзаимоотношениях между идеями и вещами. Он приводит лишь следующиесоображения: вещи, с одной стороны, подражают идеям; с другой стороны, вещипричастны к идеям (т.е. вещи – некоторые подобия идей).
Таким образом, мирчувственных вещей – это мир теней; вещи – это всего лишь тени, бледныеотображения идей, а идеи – некоторые стандарты, образцы вещей.Гришунин С.И. lection 6 (17.03.2005) ver. 2.1 (not edited) page 2 of 9_SetiПо мнению Платона, три рода сущего (идеи, чувственно воспринимаемыевещи и хора) – не единственно возможные роды сущего. Идеи и хора (материя), сточки зрения Платона, пассивны и безжизненны. Поэтому необходимо допуститьеще один род сущего, активное начало.
Этим активным началом, по мнениюПлатона, является душа космоса, или мировая душа. Функции мировой душиследующие: она является источником движения, одушевленности конкретных тел,источником сознания и источником познания. При этом мировая душа объемлетсобой как мир идей, так и мир чувственно воспринимаемых вещей. Следовательно,она должна состоять из противоположного.
По мнению Платона, мировая душасостоит из тождественного, иного и смеси тождественного и иного. Тождественное –это причастное идеи, иное – это причастное материи (хоры).По мнению Платона, существует еще один (уже пятый) род сущего - бог. Впроизведениях Платона нет однозначной трактовки, что такое философский бог. Всвоем произведении «Государство» Платон говорит о боге как о боге-футургосе. Сточки зрения Платона, именно бог-футургос создал идеи. В диалоге «Тимей»вводится еще один бог – демиург (перевод.
- устроитель, ремесленник, архитектормира). Именно демиург творит космос (мироздание).В произведениях Платона нет четкого различия между онтологией, физикой икосмологией. Однако большинство исследователей сходятся на том, что обонтологии следует говорить, когда речь идет о существовании родов сущего вневремени (по Платону, время существовало не всегда, а появилось вместе ссотворением неба демиургом. В связи с этим можно произнести следующийафоризм: было время, когда не было времени).Вопрос из зала: Каковы основные роды сущего?Ответ: 1)идея 2)хора (материя) 3)вещи 4)мировая душа, душа космоса 5)богВопрос из зала: Одинаковы ли эти роды сущего по значимости?Ответ: У эти пяти родов сущего разные функции. Функция идеи – быть прообразами,образцами вещей. Функция хоры – быть источником множественности и единичности, вещности,естественной необходимости, зла и несвободы.
Без хоры не было бы чувственно воспринимаемыхвещей. Мировая душа потребовалась для объяснения движения как такового (в частности,возникновения и уничтожения вещей) и возникновения одушевленности, сознания и познания. Крометого, мировая душа требовалась как активное начало, поскольку идея и хора – пассивные ибезжизненные начала. Кроме мировой души, есть еще два активных начала: бог-футургос и богдемиург. Мировая душа не существовала изначально, а была сотворена богом-демиургом.
Богдемиург создал также других богов.Физика и космология. Физика, с точки зрения Платона – это учение о вещах.Поскольку вещи абсолютно изменчивы и являются всего лишь подобиями идей, тоПлатон называет физику «правдоподобным мифом». Суть этого «правдоподобногомифа» заключается в телеологии (перевод. – учение о целях).Исходная, первая причина – это целевая причина, все остальные причины –вторичные, поскольку они необходимы лишь для осуществления целевой причины.С точки зрения Платона, задачи физики заключается в том, чтобы не толькообъяснить, ради чего создавался мир (космос), но и объяснить, почему он устроеннаилучшим образом. Для этого ему потребовалось придумать архитекторамироздания – бога-демиурга. Бог-демиург посредством ума, воли и желания создатьмир, который был бы наиболее подобен как ему, так и идеям, создает космос(мироздание).
При этом в процессе создания космоса у демиурга, с одной стороныесть целевые причины - идеи как образцы, на которые следует равняться притворении; с другой стороны есть причины естественной необходимости – материя(хора). Таким образом, бог-демиург создает из первичной материи по идеямобразцам как космос, так и все части этого космоса, в т.ч. и конкретные чувственновоспринимаемые вещи.Гришунин С.И. lection 6 (17.03.2005) ver.
2.1 (not edited) page 3 of 9_SetiКосмос, по мнению Платона, - это живое существо, живой организм, укоторого есть тело, ум и душа. Ум находится в душе космоса. Тело творится изфизической материи богом-демиургом: из воды, огня, воздуха и земли.По мнению Платона, вода, огонь, воздух и земля состоят из частицопределенной геометрической формы (аналогичного мнения придерживалсяПифагор). Земля состоит из частиц-шестигранников, воздух – восьмигранников, вода– двадцатигранников, земля – двенадцатигранников.
Космос конечен и замкнут.Космос шарообразен; внутри шара есть ось, в центре которого находится Земля. Веськосмос вращается вокруг Земли.Бог-демиург создал также и душу космоса (перед тем, как создать телокосмоса). Душа космоса была создана из тождественного и иного (в своихпроизведениях Платон не объясняет, откуда они возникли). Бог-демиург частичноперемешал эти две сущности, а затем из смеси тождественного и иного итождественного-иного сотворил мировой дух. Впоследствии эта мировая душа быларазделена на отдельные души, поскольку, по мнению Платона, у всякого объектакосмоса есть своя душа.Основные функции мировой души – это движение и познание.
Мировая душаосуществляет как внешнее движение (движение звезд, находящейся за пределамисолнечной системы), так и внутреннее движение (движение Земли, Луна, планет иСолнца.С помощью иного душа познает хору (материю), а с помощью смеситождественного-иного – вещи.Учение о душе. Платон не давал определений основным понятиям, хотя в егопроизведениях Сократ (как основной персонаж) страстно стремится к определениями понятиям. Но Сократ не обладает ими, поскольку не занимается какой-либоопределенной специальностью. Поэтому он и говорил: «Я знаю, что я ничего незнаю».Платон разделяет три части души: разумная часть (ее добродетель – вмудрости), яростная часть (ее добродетель – в мужестве) и низшая (низменная,вожделеющая) душа. Платон считал, что тело смертно, а душа (в первую очередь,разумная часть души) – бессмертна.Душа творилась богами.