[006].17_03_05(2.1) (Лекции в электронном виде), страница 4
Описание файла
Файл "[006].17_03_05(2.1)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Такие сущности, помнению Аристотеля, существуют, ибо если бы их не было, то тогда и науки никакойбы не было и быть не могло. Если были бы только чувственно воспринимаемыесущности, то тогда все знание воспринималось бы непосредственно органами чувств,и никакая наука, которая основана на разуме, была бы не нужна.Предметом философии, по мнению Аристотеля, являются также высшиепричины (первоначала сущего, бытия). Одним из этих начал является бог какперводвигатель. Поэтому философия Аристотеля – это в т.ч и теология (тео - бог).Кроме того, «первая философия» является также «началом для всех других аксиом»,поскольку форма мышления есть суть формы бытия.Основной закон бытия.
Учение о противоположностях и противоречиях.Гераклит задолго до Аристотеля учил о тождестве противоположностей (живое имертвое, прекрасное и безобразное – это одно и то же). По мнению Аристотеля,противоположности не могут существовать сами по себе; для их наличия необходимсубстратный носитель. По мнению Аристотеля, высказывание Гераклита о том, что водном и том же может наличествовать прямо противоположное – неверно.Учение Аристотеля о противоположностях и противоречиях основано на идеео различении между собственно противоположностями и противоречиями.Аристотель утверждает, что противоположности не могут наличествовать, если нетразличия.
Между различием и противоположностью он ставит противолежащее –предельно законченное, предельно завершенное различие. Противолежащее можетбыть двух видов: противоположностью и противоречием. Итак, противолежащее –это виды, роды противолежащего.Различие между противоположностью и противоречием следующее: еслимежду противоположностью может быть что-то среднее, то ничего среднего междупротиворечием быть не может.
Пример: человек может быть добрым или дурным. Ноесли человек не дурён, то это вовсе на значит, что он должен быть добрым – онможет быть нечто средним между. Здесь речь идет о противоположностях. Другойпример: четные и нечетные числа – это не просто противоположности, это предельнозаконченные различия (противоречия). Ничего среднего между четным и нечетнымбыть не может; любое число либо четно, либо нечетно.Гришунин С.И. lection 6 (17.03.2005) ver. 2.1 (not edited) page 9 of 9_SetiИспользуя различие между противоположностью и противоречием,Аристотель формулирует основной закон бытия (и начало для всех других аксиом).В краткой форме этот закон звучит так: вместе существовать и не существоватьнельзя. В широкой формулировке: невозможно, чтобы в одно и то же время одно ито же было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле. Помнению Аристотеля, этот закон универсален: он справедлив для бытия и справедливв качестве начала всех других аксиом.
Всякий, кто пытается нарушать илиигнорировать этот закон, неизбежно впадает в противоречие и затруднение.Закон справедлив только для актуального бытия. Он несправедлив длявозможного бытия, потому что в возможности любой предмет может быть и небыть. Он несправедлив также для будущего бытия: будущее чревато различнымивозможностями..