10.Глава 8. Природа и культура (З. Бауман - Мыслить социологически), страница 5
Описание файла
Файл "10.Глава 8. Природа и культура" внутри архива находится в папке "З. Бауман - Мыслить социологически". PDF-файл из архива "З. Бауман - Мыслить социологически", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Принуждение подчиниться нормам,навязываемым культурным обучением, обычно сопровождается попыткамидискредитировать, принизить нормы других культур, равно как и их продукты —альтернативные порядки. Другие культуры представляются как проявляющиеотсутствие культуры, как “нецивилизованный”, грубый, неприятный и жестокийобраз жизни, больше напоминающий скотский, чем человеческий. Другие культурыпреподносятся как результат вырождения: нездоровое, зачастую патологическое,отклонение от “нормального”, разрушение, аномалия. Даже если другие способыжизни признаются как культуры в рамках их порядка целостные и жизнеспособные,то все равно их пытаются представить странными, низшими и смутно опасными:приемлемыми, возможно, для других, менее требовательных людей, но никак не длянас — людей достойных. Подобные реакции являются различными формамиксенофобии (боязни чужих) или гетерофобии (боязни других).
Это различныеспособы защиты того неустойчивого и непостоянного порядка, которыйподдерживается исключительно общим культурным кодом: воинствующейдвусмысленностью.Можно сказать, что различия между “мы” и “они”, “здесь” и “там”, “внутри” и“вовне”, “родной” и “чужой” являются едва ли не самыми важными различиями,устанавливаемыми и поддерживаемыми культурами. Посредством этих различий онипроводят границы территории, над которой провозглашают свое безраздельное правои которую охраняют от какой бы то ни было конкуренции.
Культуры склонны бытьтерпимыми к другим культурам только на расстоянии — только при условииисключения какого бы то ни было обмена или ограничения его строгоконтролируемой областью и ритуализированной формой (например, торговые сделкис “иностранными” торговцами и владельцами ресторанов; использованиеиностранцев на подсобной работе, которая предполагает лишь минимумвзаимодействия и строго ограничена одной сферой жизни; восхищение“иностранными” продуктами культуры в надежном убежище музея, сцены, экранаили эстрадной площадки; отдых или развлечение — как досуг, отдельный и несмешиваемый с “нормальной” повседневной жизнью).Описывая иными словами направленность культурной деятельности, можносказать, что культуры, как правило, стремятся к гегемонии, т.е.
к монополии норм иценностей, на которых воздвигнут их собственный особый порядок Культурыстремятся также к единообразию в области, подчиненной их гегемонии, и в то жевремя резко отделяют эту область от остального человеческого мира. Тем самым имвнутренне присуще неприятие равенства форм жизни, они отдают предпочтениеодному выбору перед остальными возможными. Большей частью культура являетсяобращением в свою веру (миссионерством). Она побуждает своих приверженцевотказаться от старых привычек и убеждений и воспринять вместо них другие. Своимострием она направлена против ереси, рассматриваемой как “инородное влияние”.Она уязвима, поскольку представляет внутренний порядок как произвольный,допускающий выбор, и тем самым ослабляет давление господствующих норм,подрывая их монопольную власть. Когда несколько культурных устройствсосуществует без четких разграничительных линий, обозначающих области ихвлияния (т.е.
в условиях культурного плюрализма), тогда насущным становитсяотношение взаимной терпимости (взаимного признания самоценности другойстороны), однако его не так-то просто достичь..