Шпоргалки по социологии, страница 4

Описание файла

PDF-файл из архива "Шпоргалки по социологии", который расположен в категории "к экзамену/зачёту". Всё это находится в предмете "социология" из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

В более узком смысле, культура представляет собой совокупность духовных иматериальных ценностей данного общества в данный отрезок времени.Типология культуры П. СорокинаЦентральное положение в его теории отводится проблемам социальной целостности и социальной системы. Сорокин рассматриваетисторическую действительность как сложную иерархию культурных и социальных систем и подсистем. История - последовательная сменасоциокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений.

Под воздействием"двойственной" природы человечества: существа мыслящего и существа чувствующего формируется каждая культурная суперсистема.Критерий - специфика способа восприятия и освоения мира. В основе каждой культуры лежит мировоззрение. В соответствии с различнымивидами мировоззрений Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный - когда мировоззренческие установкиопираются на чувственное постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства иинтуицию.

Каждому типу мировоззрения соответствует три вида истины: чувственная, духовная (интуиция), рациональная. К более низкимуровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.Теория суперсистем. В основе - тип культуры, соответствующий морфологическому началу.Статика.2 основных типа культуры:1). Идеациональный. Идеациональная культура религиозна. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, большедумает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Высшая "истина веры".Источником правовых и этических норм является божественное начало.2) Чувственный - господство чувственности; преобладает "истина чувств". Сенсорность.

Эмпирический опыт. Светскость. Натурализм вискусстве. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье(Европа Нового времени). Опыт выступает единственнымкритерием истины, рациональное познание абсолютизируется. Право понимается как сугубо человеческое установление.

Этика вчувственной культуре базируется на соображениях удобства и комфорта.2 промежуточных(переходных) типа культуры:1. идеалистический (смешанно-гармоничный), Значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходитгармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности иВозрождения).2.

эклектичного (смешанный, негармоничный), примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство иopen in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comязычество).Эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и рациональных элементов мироощущения.В "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются, а меняютсяволнообразно. Центральные темы культур повторяются, но своеобразно в разных культурах.Динамика.

Сорокинская суперсистема не имеет ограничений в пространстве и времени. Культура одного народа не может бытьизолированной от культуры другого народа или цивилизации. Любая культура (если ее естественное существование не прекращается в силукаких-то причин) может проходить в своем развитии эти стадии ( и даже несколько раз - цикличность): идеациональную, идеалистическую(эклектическую), чувственную.Причины смены типов. Движение культур имманентно, оно не зависит от действия посторонних факторов, как это предполагалиэволюционисты. Культуры изменяются в силу их природы.Во-первых, ни один тип культуры не способен создать исчерпывающее описание реального мира и использовать все возможные путичеловеческого творчества.Во-вторых, ни одна культура не является полностью интегрированной.

Периферийные элементы могут стать почвой для формированиянового типа культуры, когда прежний тип исчерпывает свои творческие возможности.В периоды перехода одной формы культуры к другой, количество войн особенно увеличивается.12. Становление и развитие отечественной социологии.Первый этап (20-30 годы ХХ века). Разработка проблематики социологии организаций преимущественно в рамках концепции НаучнойОрганизации Труда (НОТ) и философии. Богданов А.А.- попытка создания всеобщей организационной науки – тектологии. Керженцев П.М. иВитке Н.А.- представители советской концепции НОТ.Второй этап (половина 60-х-середина 70-х годов).

Изучение проблем социологии организаций в рамках исторического материализма,научного коммунизма, общей теории систем, кибернетики, экономики, социологии труда, социологии профессий, теории социальногоуправления и др. Три основных направления: первое- развитие методологических принципов анализа организационных систем; второенаправление-освоение и трансляция зарубежных организационных концепций; третье направление-попытка сочетания положенийисторического материализма и научного коммунизма с некоторыми гуманистическими концепциями (например, школа человеческихотношений в промышленности) и системными концепциями организаций.Третий этап (вторая половина 70-х - середина 80-х). Определение места, проблематики, категориального аппарата, названия социологииорганизаций.

Особенность этапа - доминирование методологии школы социальных систем и социотехнического подхода. Роль ПригожинаА.И. в легализации социологии организаций как особой дисциплины.open in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comЧетвертый этап (с конца 80-х и до настоящего времени).

Теоретико-методологический плюрализм и ориентация большинства исследователейна использование положений социологии организаций в управленческом консультировании. Институционализация социологии организаций.Попытка синтеза рациональной и естественной модели организаций.13. Теоретическая система Т. Парсонса.Наиболее последовательно системный подход к обществу был применен в структурном функционализме -- направлении, выросшем изсоциологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления ТолкотомПарсонсом была создана всеохватывающая системная теория.Функции системы· адаптация к среде,· достижение цели,· интеграция (внутреннее единство),· сохранение существующего порядка и воспроизведение структуры (латентная функция).Общая система действия Парсонса· личностная система,· поведенческая система,· культурная система· социальная система:o экономическая подсистема (обеспечивает адаптацию системы к среде),o политическая подсистема (обеспечивает достижение цели),o социетальное сообщество -- единый коллектив, подчиняющийся определенному принятому нормативному порядку (обеспечиваетвнутреннее единство),o подсистема поддержания институциональных культурных (этнических) образцов -- то есть не вся культура принадлежит социальнойсистеме (отвечает за легитимизацию нормативного порядка и сохранение состояния единства).open in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comОбщество как системаОбщество -- это "элемент из универсума социальных систем, который достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровнясамодостаточности".

Самодостаточность -- это функция от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениямиобщества со средой и от степени его внутренней интеграции; состоит в:o способности общества институционализировать некоторые элементы культуры, заданные культурной системой,o предоставить широкий спектр ролей индивидам,o контролировать экономический комплекс и территорию.Структурный функционализм -- любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействуетна отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние.

Любые дисфункции преодолеваются системой, а каждыйэлемент вкладывает нечто в поддержание ее устойчивости.Системный метод в анализе общества позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человекруководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. И в этом отношении структурно-функциональноенаправление социологии является, вероятно, одним из самых значительных. Оно тесно связано с математическим моделированием ипозволяет выявлять многие закономерности в социальной системе.14.

Цивилизационные модели культуры Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.Н.И.Данилевский и его учение о культурно-исторических типах.Концепция культурно-исторического типа, состоит из четырёх основ:1. религия2. культура (наука, искусство, техника)3. политика4. общественно-экономический укладДанилевский выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных «естественных групп», которыеон обозначает термином «культурно-исторические типы». Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком илигруппою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологическихизысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческомуopen in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comразвитию и вышло уже из младенчества. Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский,ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, и германороманский, или европейский.

Россия с славянством образуют новый, имеющий в скором времени проявиться культурно-исторический тип,совершенно отличный и отдельный от Европы. К этим несомненным, естественным группам он причисляет ещё два сомнительных типа(американский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития».Некоторые из исторических типов сосредоточивали свои силы на одной сфер деятельности (//имеются в виду те 4, что в начале) (так евреи —на религии, греки — на культуре в тесном смысле), другие — проявляли себя сразу в двух или трёх направлениях; но только России иславянству, по верованию Д., дано равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную«четырёхосновную» культуру.Шпенглер предлагает взгляд на мировую историю как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам,периоды зарождения, становления и умирания.

Свежие статьи
Популярно сейчас