Шпоргалки по социологии, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпоргалки по социологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Хозяйственная этика мировых религий и проблема становления капитализма.Концепция Вебера роли религии в развитии общества.В социальных действиях люди следуют тем или иным общественным образцам поведения ("идеальным типам"). Если поведениеориентировано на определенный смысл, то это значит, что эти "смыслы" регулируют социальные действия людей, определяют то, что Веберназывал "рационализацией" различных видов деятельности.
Если это так, значит решающие факторы социальной деятельности и развитияобщества коренятся в ценностях, нормах, в культуре, в религии.С тем, чтобы выяснить воздействие религии на историческое развитие, Вебер обратился к изучению "мировых религий". Вебер изучалхристианство, буддизм, ислам, иудаизм, даосизм и индуизм, выявляя связь этих религий с социокультурными процессами в соответствующихобществах.Способы отношения к мируРелигии приспособления к миру: конфуцианство, даосизм;Религии бегства от мира: индуизм, буддизм;Религии овладения миром: иудаизм, христианство:§ православие,§ католицизм (воплощает традиционный для западного общества тип рационализации),§ протестантизм (превращение религиозной картины мира в нерелигиозную, светскую),· лютеранство,· кальвинизм.open in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comПуть рационализации.Первым историческим актом рационализации был переход от магического воззрения (которому еще не было свойственно сколько-нибудьотчетливое разделение на посюстороннее и потустороннее, разделение между людьми и сверхъестественными божественными существами,т.е.
раздвоение мира — на мир реальный и мир идеальный) к религии. Произошло удвоение мира, он раскололся на мир земной и мирнебесный. Этот шаг стал решающим фактором, движущей силой последующей дифференциации различных типов религиозно-этическогоотношения к миру. Тем самым происходит религиозное обесценение мира — святое уходит из него, предоставляя посюсторонний мир враспоряжение человека.
В иудеохристианской традиции Бог — это действующий Бог, Бог-творец. Человек соответственно этомурассматривается как орудие божественного действия, божественного промысла, и отсюда — установка на активное действие, этическаяустановка, побуждающая к действию в мире, а не бегству от него.Но эта традиция, этот тип религии — не вся религия.
От этого типа существенно отличаются восточные религии, в которых божественноеслито с миром и человек понимается не как орудие, а как сосуд, вместилище божественного начала; отсюда мистически-созерцательнаяустановка на уклонение от мирских забот и деятельности, побуждение к пассивности.Таким образом, изучение вклада протестантизма в капиталистическое развитие Запада для Вебера — только часть анализа влияния разныхрелигий на экономическое развитие и социальную жизнь в целом в разных культурах.
Анализируя восточные религии, Вебер приходит квыводу, что они послужили тем барьером, который помешал индустриальному развитию западного типа в таких странах как Китай и Индия,базировавшихся на иных ценностях по сравнению с теми, которые стали господствующими в Европе.9. Вильфредо Парето. Теория социального действия и круговорота элит.Парето (1848-1923) представляет теорию того, что основной движущей силой являются иррациональные мотивы.
Парето предлагаетразделение обоснования человеческих поступков на два типа:1. Рациональные, имеющие под собой объяснимую необходимость.2. Иррациональные, мотивация может быть личной/бессознательной. При этом человек пытается объяснить свои действия задним числом так,чтобы это выглядело правдоподобно, хотя его мотивация может быть совсем иной.Делил общество на два типа: на элиту(высший слой) и не элиту(низший слой). Не элита приспосабливается к элите. В элиту входят наиболеевыдающиеся и одарённые представители общества из всех областей.
Наиболее одаренные представители низших слоев поднимаются вверх,становясь элитой, и наоборот. Таким образом воспроизводится циркуляция, круговорот элит.Элита представлена 2-мя группами. Правящая элита или правящий класс – непосредственно участвует в управлении обществом.Неуправляющая элита представлена выдающимися деятелями науки и искусства. Элиту характеризуют 2 основных качества: умениеубеждать, манипулируя эмоциями населения; и умение применять силу там, где необходимо. Неспособные к применению силы и насилияправящие классы загнивают и уступают место другим, более решительным, напористым и агрессивным.
Чем более правящий класс открытпритоку новых, здоровых сил, тем длительнее он сохраняет свое господство. Чем более замкнут, тем более склонен к упадку. Циклы подъема иупадка элит – неизбежны и необходимы. Смена элит – основной управленческий закон общества.open in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comВкратце: "остатки"~немотивированные убеждения, "комбинации"~манипуляция людьми, "постоянство агрегатов"~консерватизмПравителей, у которых преобладают «остатки» «комбинаций», Парето называет «лисицами». Они хитроумны, коварны, вероломны.
Те же, укоторых преобладают «остатки» «постоянства агрегатов» - демонстрируют силу, непримиримость, упорство и насилие. Парето называет их«львами». В области хозяйственной и финансовой деятельности «лисицам» и «львам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье».«Спекулянт» – образ бизнесмена, предпринимателя, стремящегося к наживе и достижению успеха любой ценой. «Рантье» –робкий вкладчик,живущий на фиксированный доход и опасающийся экспериментировать.Преобладание в обществе «рантье» – показатель его стабильности, а затем и загнивания.
«Спекулянты» - форсируют развитие в социальной иэкономической жизни.Парето представил предельно циничный образ истории, состоящий из вереницы афер и преступлений претендентов на власть. Он доказывал,что гуманизм и либерализм в этих условиях – лишь идеологически воспроизводимые предрассудки, маскирующие действия рвущихся кбезраздельной власти политиков.10. Питирим Сорокин. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализу иерархическойструктуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическомуи профессиональному признакам.
Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Меняться могут формы ипропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе “процветающейдемократии”. Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальной мобильности двух типов – вертикальной игоризонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный “лифт” для перемещениякак внутри социальной группы, так и между группами.
Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что людине равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д., а кроме того, самим фактом их совместнойдеятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных.Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этоммогут наука и чутье масс, а не революции. В работе “Социология революции” (1925) Сорокин называет революцию великой трагедией.Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуруобщества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса.
Единственным способом улучшения и реконструкциисоциальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должнопредшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно “тестироваться” в маломсоциальном масштабе.11. П. Сорокин о типологии и динамике культуры.Проблема типологии культуры занимает значительное место в современной социологии. Изучая типы культур авторы называли её Н.Данилевский "культурно-историческими типами", О.Шпенглер - "высокими культурами", А.Тойнби "цивилизациями", П.Сорокин "социокультурными суперсистемами", Н.Бердяев "великими культурами", Ф. Нортроп - "культурными системами" или "мировымиopen in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comкультурами" и т.п. Понятие культуры в широком смысле можно определить как способ организации и развития человеческойжизнедеятельности и результат его использования.