Ответы к экзамену, страница 49
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология личности" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 49 страницы из PDF
Выготский. Как известно, одна их основных идей его заключалось втом, что психическая деятельность человека в процессе культурно-исторического развития начинает104опосредоваться психологическими орудиями. Л.С. Выготский отмечал, что главное его применение естьпрежде всего «область социально-исторической и этнической психологии, изучающей историческоеповедение, отдельные его ступени и формы». Здесь важно подчеркнуть, что под этническойпсихологией он понимал «психологию примитивных народов», подразумевая под этим сравнительныйанализ психической деятельности культурного человека и «примитива».
Таким образом, предметомэтнопсихологии Л.С. Выготский считал кросскультурные исследования, и прежде всего межэтническиесравнительные психологические исследования представителей «традиционных» и цивилизованныхобществ, а основным методом этнопсихологии — инструментальный.С позиции культурно-исторической концепции Л.С.
Выготским было подготовлена программа научноисследовательской работы по педологии национальных меньшинств. Специфика его подхода кизучению детей различных народностей заключалось в том, что в противовес принятым тестовымиспытаниям он предлагал в центр исследования поставить изучение национальной среды, ее структуры,динамики, содержания, всего того, что и определяет этническое своеобразие психических процессов.Еще одна особенность этого подхода — изучение психики детей не в сравнении с психикой«стандартного» ребенка, а на основании сравнительного анализа с психикой взрослого той жеэтнической группы, принадлежащего к той же культурной среде.Экспериментальная проверка идей культурно-исторического подхода была осуществлена в ходеэкспедиции в Узбекистан и Кыргызстан (1931-1932 гг.).
Задача психологов, возглавляемых А.Р. Лурия,заключалась в анализе социально-исторического формирования психических процессов. Былавыдвинута и, в результате проведенного исследования, доказана гипотеза, согласно которой измененияобщественно-исторических укладов, характера общественной практики вызывают кореннуюперестройку психических процессов кыргызов и узбеков, происходит переход от непосредственныхпсихических процессов к опосредованным формам психической деятельности. Материалы этойэкспедиции были опубликованы только через 40 лет.
Начавшиеся в начале 30-х годов гонения напсихологию прервали естественный ход развития этнической психологии на несколько десятилетий.Теперь несколько слов о наиболее распространенных в современной этнопсихологии концепцияхнационального характера. Более подробный обзор этих концепций дан в книге Х. Дуйкера и Н. Фрийды«национальный характер и национальные стереотипы». Авторами этническая психология сводится ктем характеристикам и образцам личности, которые логически возможны, модальны (типичны) увзрослых членов данной нации и народности. Она связывается с частотой повторяемости определенныхобразцов личности внутри нации, народности.
Категория людей (данных образцов), включающаянаибольшее число взрослых членов общества, определяется как модальная личность. Каждаяконкретная «структура модальной личности» может встречаться в любой нации. Но она может бытьпреобладающей лишь в одной нации. Значит, необязательно, чтобы нация была одномодальной,нередко она оказывается многомодальной, то есть включает в себя несколько «модальных личностей».Если понятие «национальный характер» в его традиционном значении охватывает специфическиечерты духовного склада, являющиеся общими для всех членов данной нации, то «модальная личность»имеет дело со своеобразными чертами, характерными только для определенной категории людейвнутри нации. Таким образом, из социально-этнической, в известной степени и психологическойобщности нация превращается в конгломерат «модальных личностей» или множество различныхкатегорий «образцов личности».В современной этнопсихологии развивается концепция, связанная с изучением влияния культуры наформирование народного характера.
Детерминантом национальной психологиипризнается культура,действующая на личность и формирующая ее. В качестве одного из ярых проповедников этойконцепции выступает американский этнограф А. Кардинер, считающий, что культура порождает те типыкультуры и личности, которые необходимы для ее продолжения. Концепция «личности» сводитизучение национального характера к «психологическому» анализу культуры или «культурногоповедения» нации, к изучению народных обычаев и обрядов, к выявлению данных об «общественнокультурной среде», в которой протекает жизнь индивидуума, формируются его поведение, привычки и105т.
д. Согласно учению А. Кардинера, психика различных «культурных» типов личности обусловливаетсяпрактикой воспитания детей в самом раннем возрасте — продолжительностью и частотой кормленияребенка молоком матери, способами пеленания и купания детей, колыбельной песней и т. д. Именно отэтих так называемых «опытов раннего детства» зависит то, насколько у детей подавляются илисублимируются бессознательные импульсы, инстинктивные желания и эмоции, что, в свою очередь,определяет черты характера индивидуума, которые окончательно формируется в детстве и застывают вэтом состоянии до конца его жизни.
Конкретные формы и степень совершенства «опытов детства»зависят от содержания и уровня развития культуры.Национальность — это социальный фактор, результат воспитательного влияния родителей исоциального окружения. На ребенка с первых дней существования воздействует среда и, прежде всего,конкретные приемы ухода за младенцем в каждом данном обществе: способы кормления, ношения,укладывания, позже — обучения ходьбе, речи, навыкам гигиены и др. Эти уроки раннего детстваналагают свой отпечаток на личность человека на всю жизнь. Так как в среде каждого народа приемыухода за ребенком в принципе одинаковы (но между разными народами в этом отношении имеютсяразличия), то члены каждого общества имеют многие общие свойства личности, но зато нормыличности в каждом обществе различаются между собой.
Отсюда произошло понятие, ставшиекраеугольным камнем для всей этнопсихологии Запада, — понятие «основной личности» Вот эта«основная личность», то есть некий средний психологический тип, преобладающий в каждомконкретном обществе, и составляет, как считалось в то время, базу конкретного общества, базу егокультуры.Многие западные психологи считают, что одной из особенностей русского национального характераявляются смирение и послушание. Связывают это с тугопеленанием малышей, принятым в русскихсемьях.
На Кавказе же велико почитание старших по возрасту, и детей здесь кормят всегда послевзрослых. Прав был философ Джон Локк, когда говорил, что ребенок приходит в этот мир настолькочистымдушой, что его можно назвать “tabula rasa” — «чистая доска». Ребенок, как губка, впитывает все,с чем сталкивается в юном возрасте. Первые «проблески» национального самосознания большинствоученных обнаруживает у детей в возрасте 3-4 лет.Известный психолог Ж. Пиаже, например, считает, что первые, фрагментарные и несистематическиезнания о своей этнической принадлежности ребенок получает в 6-7 лет, а в 8-9 лет уже четкоидентифицирует себя со своей этнической группой на основании национальности родителей, местапроживания, родного языка; примерно в это же время просыпаются национальные чувства; в 10-11 летнациональное самосознание формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народовребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
Взрослым жеостается поражаться осведомленности своих детей относительно различий между своим и другимиэтносами, о социально желательных ответах, которые они нам дают на наши вопросы. Вот у нас многиедети стесняются говорить на родном языке, петь песни своего народа и быть просто довольными тем,кем являются на самом деле.
Здесь-то и переплетаются такие науки, как этнопсихология иэтнопедагогика. Педагогика как наука, претендующая на раскрытие сущности, закономерностей ипринципов воспитания и обучения, не может не учитывать особенностей «духа» народа, национальногохарактера его представителей. Исходя из этого положения, этнопсихологии и этнопедагогикивырабатывают конкретные рекомендации, нацеленные на обеспечение эффективной воспитательнойработы. Всем известно, что дети настолько разные и не похожи друг на друга: один ребенок усваиваетматериал в считанные минуты, а другой еще раскачивается.
Видимо, это тоже результат воспитания ивлияние национально-культурной среды.Границы культуры, по мнению Х. Дуйкера и Н. Фрийды, в современных условиях не всегда совпадают сграницами наций. Под влиянием одной культуры может формироваться характер не одной, анескольких наций. Исходя из этого они предлагают заменить термин «национальный характер»термином «культурный характер». Стереотип поведения — изменяющийся по ходу времени комплексстандартов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.Каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю структуру и свой неповторимый стереотип106поведения.
Иногда структура и структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводитжизненный цикл предшествовавшего. Такие этносы можно назвать персистентами, т. е.«пережившими». Кыргызы, проживающие в Китайской Народной Республике, сохранились как субэтноснесмотря на густую населенность этой страны, не утратили свой национальный язык, у них естьсвоеобразие психических черт, культуры и обычаев, привязанность к родной земле, духовнымценностям своего народа, они сознают себя кыргызами.Но в условиях такого большого государства, как Китай, не исключена возможность, что со временем,через ряд поколений, маленькая народность растворится в огромной массе господствующей нации ибудет поглощена этой массой.