Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 96
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 96 страницы из PDF
Шютц, А. Хорошо информированный гражданин. Очерко социальном распределении знания // А. Шютц. Смысловаяструктура повседневного мира / А. Шютц. — М. : Институт Фонда«Общественное мнение», 2003.25. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц. —М. : РОССПЭН, 2004.26. Шюц, А. О множественных реальностях // А. Шюц. Избранное:Мир, святящийся смыслом / А. Шюц. — М. : РОССПЭН, 2004.27. Шюц, А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия // Шюц А. Избранное: Мир, святящийся смыслом /А. Шюц. — М. : РОССПЭН, 2004.28.
Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках / / А. Шюц // Американская социологическая мысль: Тексты. —М. : МГУ, 1994.29. Шюц А. Чужак. Социально-психологический очерк // А. Шюц.Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц. — М. : РОССПЭН,2004.30. Ferguson, H. Phenomenology and Social Theory / H. Ferguson //Handbook of Social Theory / Edited by G. Ritzer and B. Smart. — London,2001.43631. Ritzer, G. Classical Sociological Theory / G. Ritzer. — McGrawHigher Education, 2000.32. Rogers, M.
Alfred Schutz / M. Rogers // The Blackwell Companionto Major Social Theorists. Edited by G. Ritzer. — Blackwell PublishersLtd, 2000.33. Schutz, A. On Phenomenology and Social Relations / A. Schutz. —The University of Chicago Press, 1970.13.1. Ïðåäìåò è ìåòîäû ñîöèîëîãèè çíàíèÿÃëàâà 13.Ê. ÌÀÍÍÃÅÉÌ: ÈÍÑÒÈÒÓÖÈÎÍÀËÈÇÀÖÈßÑÎÖÈÎËÎÃÈÈ ÇÍÀÍÈßКарл Маннгейм (Мангейм, Манхейм) (Mannheim) —немецкий социолог венгерского происхождения, одиниз создателей социологии знания, родился в Будапештев 1893 году.
На его профессиональную карьеру наложил статус беженца. Образование получил в Будапештском и Берлинском университетах. Его непосредственными научныминаставниками были Г. Зиммель, А. Вебер (младший братМ. Вебера), Д. Лукач.Под влиянием последнего вступил в коммунистическуюпартию, участвовал в становлении Венгерской СоветскойРеспублики в 1919 году. После ее падания началась перваяэмиграция социолога — он переехал в Германию и большеникогда не занимался политикой, всецело посвятил себянауке.До 1933 г. Маннгейм преподавал во Франкфуртском университете. Приход фашистов к власти вынудил социологапереехать в Англию, где он стал преподавать в Лондонскойшколе экономике, а затем в Лондонском университете.Основные работы социолога: «Проблемы социологии знания», «Проблема поколений», «Идеология и утопия», «Проблемы социологии в Германии», «Социология знания», «Проблема поколений: эссе о социологии знания», «Консервативнаямысль», «Свобода, власть и демократическое планирование»,«Человек и общество в эпоху преобразования» и др.Маннгейм родился с пороком сердца, от чего всю жизньсерьезно болел.
Умер социолог от сердечного приступав 1947 году.438Идейно-теоретические источники и новые подходыПонятие «социология знания» было введено в научныйоборот немецким социологом Максом Шелером в 1924 г.,который с феноменологических позиций рассматривал идеюментального мира, как имеющего свою имманентную логикуразвития. Примерно с этих же позиций определенный вкладв социологию знания внес другой немецкий социолог КарлШмитт1, изучавший политическую теологию. Феноменологическая социология А.
Шютца изучала жизненные мирылюдей, то, что люди с позиций своего знания определяли как«реальность»2.Еще до возникновения самого понятия «социология знания» проблематикой идей, в частности, идеологией и утопией занимался К. Маркс, который подходил к их анализус историко-материалистических позиций. В его представлении идеология — ложное сознание, дающее извращенное,искаженное представление об обществе, что обусловленопрежде всего спецификой исторического типа материального производства.Однако именно К. Маннгейм способствовал становлению социологии знания как самостоятельной парадигмы.Он сыграл ключевую роль в институционализации этогосоциологического поля.
При этом социолог попытался своеобразно интегрировать феноменологический и марксистский подходы, соединить идеальное и реальное, утверждая,что знание не может быть самим по себе, представляя «универсальные истины», оно зависит от общественного бытия(здесь социолог использует тезис К. Маркса), всегда обусловлено историко-временным контекстом, на него влияют социальные и культурные факторы.«Социология знания, — пишет он, — стремится понятьмышление в его конкретной связи с исторической и социальной ситуацией, в рамках которой лишь постепенно воз1 Шмитт, К. Политическая теология. М.
: «КАНОН-проесс-Ц», 2000;Его же. Диктатура. СПб.: Наука, 2005.2 Шютц, А. Смысловая структура повседневного мира. М. : ИнститутФонда «Общественное мнение», 2003.439никает индивидуально-дифференцированное мышление»1(здесь и далее сохранено написание фамилии социологапо конкретному изданию).Разумеется, К. Маннгейм критически подошел к наработкам своих предшественников. Он не принял однозначное суждение К. Маркса об идеологии как искаженномпредставлении о социальной реальности, считая, что идеи,будучи обусловленными конкретными секторами социальной жизни, всегда являются ограниченными историческими социальным контекстом.
Ясно, что искажение имеет общественно негативный смысл, в то время как ограниченностьнейтральна, она неизбежно вытекает из конкретного контекста.Кроме того, если, по К. Марксу, идеологии являютсяпродуктом классов, особенно господствующих классов, то,по К. Маннгейму, они имеют более широкие источники —ими могут быть поколения, профессиональные и статусныегруппы, в частности, женщины. Все эти и возможные другие социальные группы имеют специфическое социальноеи культурное существование, они по-своему взаимодействуют друг с другом и, соответственно, у них складываетсясвоеобразное знание и мышление.В свою очередь, у этих социальных групп существуютвнутригрупповые различия в сфере знания, мышленияи поведения.Так, в рамках одного поколения могут существоватьдостаточно различные группы.
Различия в знании и мышлении особо проявляются в профессиональных группах.Поэтому социологу, считает К. Маннгейм, необходимо представление не только об усредненном знание в обществе,но и о его дифференциации и специфике.Он отмечает, что социальные группы не однородны,поэтому их деятельность и мышление своеобразно: «В соответствии со специфической коллективной деятельностью,в которой участвуют люди, они склонны различным образомвидеть окружающий их мир»2.Даже религиозное знание имеет свою специфику у разныхсоциальных слоев.
«Заслуга Макса Вебера состоит в том, —отмечает К. Маннгейм, — что в своей социологии религии онотчетливо показал, как одна и та же религия зачастую различно воспринимается крестьянами, ремесленниками, торговцами, знатью и интеллигенцией»1. Знание разных социальных слоев в контексте их социальной мобильности такжеявляется предметом социологического изучения.Среди других источников социологии знания самК. Маннгейм называет Ф. Ницше, З. Фрейда, В.
Парето,которые рассматривали фактор бессознательного в человеческом мышлении, его роль в производстве знания.По К. Мангейму, предметом социологии знания являютсявсе системы идей, воспроизводящиеся жизненными условиямиконкретных социальных групп.
Эта парадигма изучает взаимоотношения между знанием людей и условиями их существования, стремится разработать учение об «экзистенциальной обусловленности знания».При этом, подчеркнем, социолог далек от механистического детерминизма, будто характер знания всецелоопределяется средой существования, заявляя, что толькоэмпирические исследования может выявить степень этоговзаимоотношения и характер самого знания.
Они имеюттенденцию постоянно изменяться под влиянием социальноймобильности, что в итоге увеличивает многообразие знания.Поэтому предмет социологии знания является исследование изменение знания и мышления в контексте социальнойдинамики.«Господствующую в статичном обществе иллюзию,согласно которой все может измениться, но мышление остается вечно неизменным, разрушает ускорение социальноймобильности, — отмечает К. Маннгейм.
— Более того, двавида социальной мобильности, горизонтальная и вертикальная действуют различным образом, способствуя обнаружению многообразия стилей мышления»2.Специфика социологического воображения ученогов том, что он создал инструментарий, позволяющий исследовать дифференциацию и динамику знания, его амбивалентные последствия.Как считал социолог, горизонтальная мобильность (перемещение индивида или группы в рамках однородной социальной структуры без изменения социального статуса) ведет1 Манхейм, К.
Идеология и утопия // Карл Манхейм. Диагноз нашеговремени. М. : Юрист, 1994. С. 8—9.2 Там же. С. 9.1 Манхейм, К. Идеология и утопия // Карл Манхейм. Диагноз нашеговремени. М. : Юрист, 1994. С. 12.2 Там же.440441людей к осознанию того, что другие люди мыслят и действуют иначе, что есть другое знание. Это другое знание воспринимается как странность, заблуждение или ересь. Покатрадиции национальных и локальных групп не нарушены,связь с привычным типом мышления остается весьма прочной и поэтому их знание не подвергается сомнению.Иная ситуация складывается в условиях вертикальноймобильности (перемещение в социальной структуре с повышением или понижением социального статуса).
Здесь, какправило, возникает кризис существующего знания, и индивид (группа) изменяет свое знания вплоть до усвоения иногопредставления о мире.Инновационность мышления ученого в том, что он речьведет не просто о кризисе знания, а о кризисах знания, имеющих разную природу, но обусловлены усложняющейся социальной и культурной динамикой. Подобного рода кризисызнания, которые неизбежно возникают в обществе такжеявляются предметом изучения социологов, работающихв данной парадигме.Кризисы знания имеют и другую причину: изменяютсяисторические условия, возникают новые социальные и культурные реалии — изменяется и само знание. Как это не парадоксально, но демократизация общества может повлечьза собой кризис знания вплоть до переосмысления мира.«Процесс демократизации, — пишет социолог, — создает возможность того, что образ мышления низших слоев,не имевший ранее общественной значимости, теперь впервые обретает значимость и престиж… Методы мышленияи идеи низших слоев впервые могут быть противопоставлены идеям господствующего слоя на равном уровне значимости, и только теперь эти идеи и формы мышления могутзаставить человека, мыслящего в их рамках, подвергнутьфундаментальному переосмыслению объекты своего мира»1.В связи с этим К.
Маннгейм обосновывает принцип релятивизма знания, согласно которому не может быть абсолютных истин, позволяющих давать определенные ценностныесуждения о конкретных социальных и культурных явлениях,представляя их «правильными» или «неправильными».1Манхейм, К. Идеология и утопия // Карл Манхейм. Диагноз нашеговремени. М. : Юрист, 1994. С. 13.442«Социология знания, подчеркивает социолог, являетсясистематизацией того сомнения, которое в общественнойжизни находит свое выражение в ощущении смутной неуверенности и неустойчивости»1.Исходя из этого принципа, К. Маннгейм призывал социологов к динамичному мышлению, отмечая, что оно не сводится к нигилизму, отрицанию знания вообще.Из маннгеймовской трактовки данного принципа следует, что в одно и то же время могут сосуществовать разныеформы знания, обусловленные исторически сложившимсясоотношением социальных позиций.