Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (1158957), страница 91
Текст из файла (страница 91)
появиласьего знаменитая книга «Феноменология социального мира»,в которой, по существу, были сформулированы основныеположения принципиально новой социологической парадигмы — феноменологической социологии. В ней социологосуществил синтез философских идей Э. Гуссерля и «понимающей» социологии М. Вебера, предложив оригинальныйметодологический подход для анализа социальных действийиндивидов в контексте мира значений повседневной жизни.Однако приближалась Вторая мировая война и А.
Шютцв 1939 г. эмигрировал сначала во Францию, а затем —в США, где преподавал философию и социологию, продолжая сочетать научную деятельность с работой банкира.И все же социология взяла верх над банковской деятельностью, которую он окончательно оставляет в 1956 году.Вокруг А. Шютца формируется авангардная социологическая школа с множеством учеников и последователей, которые впоследствии продолжили самостоятельную работув русле его идей.Предложенная А.
Шютцем парадигма позволяет изучать,как представители разных социальных групп через призмусвоего субъективного видения мира интерпретируют объективные объекты и явления, к каким потенциально социальным действиям и конфликтам ведет несовместимостьмножественных субъективно сконструированных образовсоциальной реальности.Среди других работ социолога: «Возвращающийся домой»,«Формирование понятия и теории в общественных науках»,«Структуры жизненного мира» (в соавторстве с Т. Лук414маном), «Феноменология социального мира», «Смысловаяструктура повседневного мира», на русском языке такжеиздан сборник «Избранное: Мир, святящийся смыслом», кудавошли такие важнейшие работы, как «Размышления о проблеме релевантности», «О множественных реальностях»и «Символ, реальность и общество».Умер А. Шютц в 1959 году.12.1.
Èäåéíî-òåîðåòè÷åñêèå èñòîêèА. Шютц — создатель оригинального теоретико-методологического инструментария, направленного прежде всегона понимание социальных феноменов повседневного «жизненного мира» как объектов осознания людей, которые конструируются в процессе их непрерывной жизнедеятельности.Свою задачу социолог видел в том, чтобы дать болееполное представление о сложности мира через пониманиепротивоположных точек зрения на социальные феномены,выясняя то, как они субъективно конструируются и воспринимаются на уровне обыденного сознания самых обычныхлюдей в процессе их взаимодействия.Своими корнями феноменологическая социология уходитв социальную философию Э.
Гуссерля, его учение о «жизненном мире» как мира нашего субъективного повседневного опыта, который предшествует научной объективности.Для Э. Гуссерля философское осмысление жизненногомира является предпосылкой выработки общего представления о системе человеческого знания, включая и знание научное. По его мнению, индивиды видят мир упорядоченным.Для них социальный мир предстает хорошо организованными структурированным. Однако люди не осведомлены о том,что именно они его упорядочивают определенным образом.
Феноменология же как раз изучает, какими предстаютобъективные реалии — события, социальные ситуации,действия — в сознании индивидов. Как считал Э. Гуссерльсознание всегда представляет собой сознание конкретныхжизненных реалий.Необходимость изучения собственно жизненного мирапродиктована, полагал Э. Гуссерль, тем, что реальная картина мира искажается в результате научных идеализаций.В итоге люди сталкиваются как бы с двумя мирами: миром415повседневной жизни и миром формализованным в результате его научного описания. Причем мир научный обычновоспринимается людьми как «объективный», а жизненныймир — как «субъективный».
Философ пытался преодолеть это противопоставление «субъективной жизненности»и «объективной научности»1.А. Шютц взял у Э. Гуссерля идеи субъективного упорядочивания людьми объективного социального мира, а такжевзаимосвязи научной теории с жизненным миром, видя в этомоснову принципиально новой социологической парадигмы,которая помогает глубже понять природу конструируемыхлюдьми социальных феноменов, исходя из относительности как социальной реальности, так и знания о ней.
Однаков отличие от Э. Гуссерля, который сосредоточился на исследовании собственно сознания, А. Шютца интересуют жизненные миры, точнее систематизированные знания о них,выраженные в теоретических моделях, которые можно проверить и эмпирическим путем.А. Шютц также обращается к «понимающей» социологии М. Вебера, к его видению социального действия и методологическому инструментарию, выраженному в идеальныхтипах. Однако, по мнению А. Шютца, М.
Веберу не удалосьпровести различие между объективным и субъективным значением контекста, что крайне важно для более углубленногопонимания социального действия.Предложенная А. Шютцем методология как раз позволяетпонять социальное действие с учетом «жизненного опыта»нашего сознания и, соответственно, субъективного восприятия социального контекста, в котором оно происходит.12.2. Ôåíîìåíîëîãè÷åñêàÿ ïàðàäèãìà: ïðåäìåò è ìåòîäûКак считал А. Шютц, предметом феноменологическойсоциологии является все то, что считается «знанием» в обществе, делая акцент на том, что люди «знают» как «реальность».
«Мы будем придерживаться той точки зрения, —пишет социолог, — что социальные науки должны изучать1Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологическойфилософии. Т. 1. М., 1999; Его же. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философиякак строгая наука. Минск, 2000.416человеческое поведение и его повседневные интерпретациисоциальной реальности»1.Социолог полагал, что мир состоит из множества реальностей — реальностей науки, религии, снов, искусства и т.д.Но главной реальностью является наша повседневная жизнь.В работах А.
Шютца речь идет об изучении обыденного,повседневного знания, исследовании того, как эти знаниясоциально распределяются в конкретных группах людейв особой исторической и культурной обстановке и, конечно,того, как, полагаясь на эти знания, люди конструируютсоциальную реальность.«Под термином «социальная реальность», — пишетА.
Шютц, — я понимаю всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденногосознания людей, живущих своей повседневной жизньюсреди себе подобных и связанных с ними разнообразнымиотношениями интеракции. Это мир культурных объектови социальных институтов, в которых все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения»2.Благодаря своему социологическому воображениюА. Шютц первым предложил изучать то, как представителиразных социальных групп через призму своего субъективного видения мира интерпретируют объективные объектыи явления, к каким потенциальным конфликтам ведет несовместимость множественных субъективно сконструированных образов социальной реальности.Естественно, люди из разных социальных групп конструируют свою социальную реальность.
К примеру, одно делознание российской молодежи военных лет о таком социальном феномене как «немцы» и совсем другое представлениеоб этом феномене у наших молодых современников.Феноменологов интересуют не только эти очевидные различия, но и то, как реальность («немцы») конструируется,исходя из соответствующего знания и повседневных человеческих взаимодействий. Иначе говоря, социологи этой1 Шюц, А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия // Избранное : Мир, святящийся смыслом.
М. : РОССПЭН, 2004.С. 35.2 Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках //Американская социологическая мысль. М. : МГУ, 1994. С. 485.417парадигмы занимаются изучением социальных интеракцийи феноменов как «жизненного опыта» нашего сознания.«Исследование основных принципов, в соответствиис которыми человек в повседневной жизни организует свойопыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук»1.Типизация и конструирование идеальных типовКак же у людей складывается запас повседневного знания?С помощью каких методов его исследовать?Согласно феноменологической традиции, индивиды входят в контакт с окружающим миром прежде всего посредством чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса.С их помощью начинается познание мира.Однако простое наличие чувств недостаточно для осмысления мира.
Если люди будут воспринимать их чувственныеощущения такими, какими они лежат на поверхности, то онистолкнутся с неупорядоченной массой впечатлений от цветов, звуков, запахов, ощущений.Чтобы разрешить эту проблему, люди организуют окружающий мир в явления, классифицируют их чувственныйопыт в виде вещей, обладающими типичными характеристиками. Используя типизации, люди могут вступать в общеес другими людьми, будучи уверенными, что они видят миртаким же образом.Постепенно член общества создает запас того, чтоА.
Шютц назвал знанием здравого смысла, которое разделяюти другие члены общества, что позволяет им жить и общаться.Знание здравого смысла, по А. Шютцу, состоит из конструктов первого порядка (идеальных типов) — обыденныхинтерпретаций социальных реалий.Социолог считал, что эти конструкты первого порядкакрайне важны для выполнения практических задач повседневной жизни. При этом А. Шютц особо подчеркивал, чтознание здравого смысла не является раз и навсегда данным,неизменным. Напротив, знание здравого смысла постоянноизменяется в процессе интеракции.
Социолог признает, чтокаждый индивид по–своему интерпретирует мир, воспринимая его несколько своеобразным образом, но запас зна1 Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках //Американская социологическая мысль. М. : МГУ, 1994. С. 491.418ния здравого смысла позволяет понимать, по крайней мере,частично действия других.На основе интерпретаций и систематизаций этих конструктов первого порядка социологи могут сформулироватьконструкты второго порядка (идеальные типы научныхпонятий), составляющие собственно научное знание.«”Скачок” в области теоретического мышления предполагает решение индивида приостановить свою субъективнуюточку зрения»1 Так становится возможной объективная,рациональная наука о субъективном знании.