Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (1158957), страница 100
Текст из файла (страница 100)
М. : Юрист, 1994.457данных утверждений, а также в актуальности анализа факторов,определяющих ход событий. Основные изменения, свидетелямикоторых мы сегодня являемся, в конечном итоге объясняются темфактом, что мы живем в массовом обществе. Управление массамине может осуществляться без ряда изобретений и усовершенствований экономической, политической и социальной технологии.Под «социальной технологией» я понимаю совокупность методов,оказывающих влияние на поведение человека и служащих в рукахправительства сильным средством социального контроля.Что касается этих усовершенствованных социальных методов,то их характерная черта не только в том, что они в высшей степени эффективны, но и в том, что эта эффективность благоприятствует правлению меньшинства.
Так, новая военная техника делаетвозможной большую концентрацию силы в руках меньшинствапо сравнению с любым предшествующим периодом. В то время какв XVIII и XIX веках армии были вооружены винтовками, в нашевремя они оснащены бомбами, самолетами, газом и механизированной техникой. Человек, вооруженный винтовкой, представляетопасность лишь для нескольких человек, человек, вооруженныйбомбой, угрожает жизни тысяч людей. Таким образом, модернизация военной технологии в наш век увеличивает шансы правленияменьшинства.Аналогичная концентрация произошла и в области управления.Телефон, телеграф, радио, железные дороги, автомобили и, наконец, научное управление с помощью крупных организаций ускорили централизацию управления и контроля. Подобная же концентрация имеет место и в области формирования общественногомнения.
В этом направлении действует механизированное массовое производство идей с помощью прессы и радио. Если добавитьк этому возможность контролировать школу и всю сеть образования из единого центра, то станет ясно, что происшедший в недалеком прошлом переход от демократической формы правленияк тоталитарной объясняется не столько изменением идей в умахчеловечества, сколько изменением самих принципов и методовуправления обществом.Новая наука о человеческом поведении дает в руки правительства знание о человеческом разуме, которое можно либо использовать для увеличения эффективности управления, либо превратитьего в инструмент, играющий на эмоциях масс.
Развитие социальных служб позволяет оказывать давление на нашу частную жизнь.Таким образом, появляется возможность сделать объектом общественного контроля психологические процессы, которые ранее считались сугубо личными,Я уделяю так много внимания этой социальной технологии, ибосчитаю, что она ограничивает возможности развития современногообщества. Характер социальной технологии для общества даже458более важен, нежели его экономическая структура или социальнаястратификация. С ее помощью можно затормозить или изменитьфункционирование экономической системы, разрушить одни социальные классы и поставить на их место другие.Я называю эти методы технологией, поскольку они сами по себене могут быть ни хорошими, ни плохими. Все зависит от того, какзахочет использовать их человек. Главная особенность современной технологии состоит в том, что в ней содержится тенденцияк усилению централизации и, следовательно, к укреплению власти меньшинства и диктатуре.
Имея в своем распоряжении бомбы,аэропланы и механизированную армию, а также такие средствасвязи, как телеграф и радио, крупные промышленные предприятия и иерархическую бюрократическую машину в целях производства и распределения товаров и управления людьми, можно с этихключевых позиций принимать важнейшие решения. Постепенноеустановление этих ключевых позиций в современном обществесделало планирование не только возможным, но и неизбежным.Все происходящие в обществе процессы и события — это не чтоиное, как результат естественного взаимодействия между малымисамостоятельными единицами. Отдельные индивиды и небольшиепредприятия сейчас уже больше не стремятся достичь равновесияс помощью конкуренции и взаимного приспособления.
В различных областях социальной и экономической жизни существуютогромные комбинаты, сложные социальные единицы, которыенедостаточно гибки, чтобы самим провести свою реорганизацию,и потому должны управляться из центра.Значительная эффективность тоталитарного государства объясняется не столько его более эффективной и крикливой пропагандой, как обычно считают, сколько пониманием того, что массовоеобщество не может управляться грубыми доморощенными методами, которые годились в эпоху ремесленников.
Террористическая эффективность тоталитарного государства заключается в том,что, координируя методы управления, оно порабощает большуючасть населения и навязывает ему убеждения, мнения и поведение,не свойственные истинной природе гражданина…После такого описания социальной технологии вы можетепо праву сказать: «Что за мрачная перспектива? Есть ли у наскакой-то выход? Или же мы просто жертвы слепого процесса,который сильнее всех нас?» Ни один диагноз не является совершенным, если он не предлагает какого-то лечения- Нужно изучатьобщество таким, как оно есть, для того, чтобы наметить меры, которые могли бы сделать его таким, каким оно должно быть.
Дальнейшие исследования позволяют нам, к счастью, освободиться от чувства отчаяния и призывают нас к действию.459Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿВалидность — validity / accuracy — 1) достоверность, надежность(собранных данных); мера соответствия социологического инструментария тому, что измеряется.
Будучи социальным конструктом,достоверность изменяется во времени и пространстве, в силу чегов принципе не может быть одного, «универсального», подхода к валидности.Идеология — ideology — 1) по мнению идеологов Французской революции, которые ввели данный термин в политический дискурс, —наука об идеях, способных совершенствовать человеческую природу,которую необходимо ввести в национальную систему образования;сила социальной трансформации; 2) по К. Марксу — ложное сознание,дающее извращенное представление об обществе в силу классовогопристрастия; 4) по К. Маннгейму — субъективное отражение современной действительности конкретными социальными группами,которое своими корнями уходит в систему идей, относящуюся к прошлому (в отличие от утопии, интерпретирующей настоящее черезпризму будущего).
Выделяются частная и тотальная идеологии.Кризис знания — knowledge crisis — по К. Маннгейму — резкоеизменение знания, влекущее перемены в характере мышления, чтоможет быть вызвано вертикальной мобильностью или радикальнымитрансформациями социокультурных реалий.Ложное сознание — false consciousness — 1) по Г. Гегелю — сознание, находящееся в диалектическом движении от наивного созерцания к разуму; 2) по К. Марксу — форма классового сознания,которое не адекватно «объективному» положению социальнойгруппы, что проявляется в неспособности социальной группы илииндивида представлять свои объективные интересы в системе общественных отношений; 3) по Д. Лукачу — извращенное восприятиедействительности проявляется в том, что отношения между людьмиприобретают фантастическую форму отношения между вещами;4) по К. Маннгейму — «причиной “односторонности” и “ложности”является не намерение скрыть подлинную ситуацию, а различиев структуре сознания различных по своему положению в социальноисторической сфере субъектов».Релятивизм — relativism — 1) по О.
Конту — «в абсолютном смысленет ничего хорошего и нет ничего плохого; единственный абсолютсостоит в том, что все относительно»; 2) методологический принцип, используемый в феноменологии, признающий качественнуюотносительность социокультурных реалий, представляющих собойсоциальный конструкт; 3) по К. Маннгейму — отсутствие абсолютныхстандартов, универсальных идей и знаний, того, что можно считатьправильным или нет.Рефлексивность — reflexivity — 1) по Дж.
Миду — способностьакторов бессознательно ставить себя на место других и действовать460так, как они; 2) по К. Маннгейму — обращение наблюдения илидействия на самого себя с целью самопреобразования.Саморационализация — self-rationalization — по К. Маннгейму —«систематический контроль над влечениями, который индивиддолжен заранее произвести, если он хочет осуществить объективнуюфункционально рациональную систему действий или включитьсяв неё».Социальная утопия — social utopia — по К. Маннгейму — интерпретация настоящего через призму будущего: «Утопичным являетсято сознание, которое не находится в соответствии в соответствиис окружающим его “бытием”». Утопии, как правило, порождены сознанием угнетенных классов и маргинальных групп.Социология знания — sociology of knowledge — 1) отраслеваясоциология, основателем которой считается М.
Шелер, опубликовавший в 1924 г. книгу «Социология знания». В ней под «знанием» понималось знание конкретного времени и обстоятельств;2) по К. Мангейму — систематическое изучение знаний, идей,интеллектуальных явлений в контексте широкого разнообразиясоциальных позиций в обществе, влияющих на характер мышленияи поведения людей.Субстанциальная иррациональность — substantial irrationality —по К.
Маннгейму — иррациональность, основывающаяся на влечениях, импульсах, желаниях, чувствах, как на уровне бессознательного,так и на уровне сознательно прослеживаемого функционирования.Субстанциональная рациональность — substantial rationality —1) по М. Веберу — рациональность, основанная на ценностныхкритериях; 2) по К. Маннгейму — рациональность, предполагающаямыслительный акт, который стремится постигнуть ситуативные события и в большей или меньшей степени достигает этой цели.Толерантность — tolerance — 1) по П. А. Кропоткину — взаимная помощь представителей разных классов и социальных групп;2) по К. Маннгейму — «Идея толерантности не что иное, как мировоззренческая формулировка тенденции исключить из публичнойдискуссии всякое субъективное или связанное с определеннымигруппами содержание веры, т.е. субстанциональную иррациональность и утвердить оптимальное в функциональном отношенииповедение».Тотальная идеология — total ideology — по К.