Глава 1 (Учебник в PDF), страница 3
Описание файла
Файл "Глава 1" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и зазлые, но зло – признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо бытьдобрым, но чтобы ее удержать, надо быть жестоким.Закон третий: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат,когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественногодоговора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: “Каквозможно общество? ” – и ответил на него так: во-первых, люди рождаютсянеспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результатевоспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом однихперед другими.
Естественное состояние людей, согласно Гоббсу,– это “война всех противвсех”, абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Это естественноесостояние общества порождает у людей страх друг перед другом. Именно страхзаставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое надоговорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность отвраждебных действий других. Страх не разъединяет, а напротив, соединяет, побуждаетзаботиться о всеобщей безопасности.
Государство – наилучший способ удовлетворениятакой потребности.Гражданское общество – высший этап развития; оно покоится на юридических нормах,признаваемых всеми. В гражданском обществе возможны три формы правления:демократия, аристократия, монархия. В результате общественного договора прекращаетсявойна всех против всех: граждане добровольно ограничивают личную свободу, получаявзамен надежную защиту.Джамбаттиста Вико (1668-1744) в эпоху Просвещения разрабатывал принципыисторического метода и познания “гражданского мира”, полностью сотворенного людьми.По Вико, происхождение всех общественных учреждений следует искать в“модификациях сознания” людей, а не в какой-либо внешней силе, управляющей людьмикак марионетками.
Причем социальный порядок возникает и развивается “естественнымпутем... при известных обстоятельствах человеческой необходимости или пользы”.Поскольку история, гражданский мир полностью сотворены людьми по их разумению, топодлежат систематизации, а если создать соответствующий метод, можно и историюпревратить в науку, не менее точную, чем геометрия. Вико предложил ряд правил: еслипериоды в истории тождественны, то можно говорить об аналогии одного периодадругому, но не следует распространять на отдельные эпохи представления и категориисовременности; сходные периоды чередуются примерно в одном и том же порядке;история движется по спирали, а не по кругу, вступая в традиционную фазу в новой форме(закон циклической эволюции). Подчеркивая специфику исторических эпох, Вико видитединство мировой истории, стремится найти общее, повторяющееся и существенное вистории разных народов и стран.
Каждое общество совершает эволюционный цикл,состоящий из трех последовательно сменяющих друг друга стадий (“века богов”, “векагероев” и “века людей”) и завершающийся кризисом и гибелью данного общества.Специфика “внутренней” истории каждой эпохи зависит от особенностей “нравов” (подними Вико понимает не только моральный и традиционный уклад жизни нации, но иэкономический), правовых установлений, формы правления и способов легитимациивласти, межличностной коммуникации и характерных стереотипов мышления. Этифакторы проявляются в конкретно-событийном течении истории как “борьба сословий” исоответствующая ее перипетиям динамическая логика социально-политических формобщественной жизни. Фиксируя состояние современных ему европейских наций в фазе“века людей” (“гражданской эпохи”), Вико обнаруживает основной импульс историческихизменений в противостоянии плебеев и аристократии.
Их борьба (плебеи стремятся кизменению социальной организации, аристократы – к ее сохранению) приводит кпоследовательной смене властно-организующих форм от аристократии через демократиюк монархии. Разложение монархии сопровождается разложением всего социальногоорганизма и разрушением цивилизации.
Исторический цикл возобновляется, начинаясьвновь с религиозной стадии развития. Но абсолютной повторяемости в истории нет и небудет, поскольку имеет место свобода человеческого решения. Если конкретные событияциклического “движения наций” могут различаться, то сам закон циклическоговоспроизводства сущностных форм культурно-исторических целостностей являетсяединым и универсальным, поддерживая важный для Вико тезис о “возвращении вещейчеловеческих” (укоренившийся затем в философии Ф. Ницше и О. Шпенглера).Социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические событияФранцузской революции, оказавшей существенное влияние на дальнейшее развитиечеловечества.
Здесь следует назвать таких мыслителей, как Вико (1668-1744), Монтескье(1689–1755), Вольтер (1694-1778), Руссо (1712-1778), Гельвеции (1715-1771), Тюрго(1727-1781), Кондорсе (1743-1794).Шарль Луи Монтескье сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основысоциологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается цельюпонять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различныхсоциально-политических институтов определенный порядок. За цепью событий,кажущихся случайными, он пытается увидеть закономерности, которым эти событияподвластны. Многие вещи, отмечал он, управляют людьми: климат, религия, законы,принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат этого образуетсяобщий дух народа.В своих произведениях Монтескье уделял особое внимание политическим игосударственным институтам.
Особый интерес представляют его идеи о разделениивластей и трех видах правления (демократия, аристократия, деспотия), которыевпоследствии были положены в основу политического устройства современныхбуржуазно-демократических государств.С именем Монтескье во многом связано возникновение теории географическогодетерминизма. Он изучал влияние климата, географической среды, численностинаселения на различные аспекты социально-политической и экономической жизни.
По егомнению, характер политического режима зависит от размеров территории, занимаемойгосударством. Например, Монтескье считал, что республика по своей природе требуетнебольшой территории, монархическое государство должно быть средней величины, аобширные размеры империи – предпосылка для деспотического управления.Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию “ordre naturel” (естественногопорядка), который благодаря общественному договору превращается в “ordre positif”(“порядок позитивный”).
В отличие от Гоббса Руссо не считает, что люди от природывраждебны друг другу. В его понимании человек по своей природе добр, свободен исамодостаточен. Первобытное состояние человеческого сообщества характеризуетсясвободой и равенством всех. Период выхода из состояния дикости, когда человекстановится существом общественным, представлялся ему самой счастливой эпохой –“золотым веком”. Дальнейшие беды человечества возникают по мере усилениясоциального неравенства.
Вследствие разделения труда происходит присвоение всегонемногими, которые заключают с неимущими общественный договор, основанный нанеравенстве и несвободе неимущих. Так с помощью договора закрепляется неравенство.Оно может быть устранено только путем передачи прав всех отдельных людей обществу входе процесса голосования, когда интересы отдельных лиц нейтрализуются иобосновывается общая воля. В этом общественном договоре положение людей двояко: содной стороны, они независимы как части суверена, а с другой – как подданныевынуждены подчиниться общей воле. Руссо обосновывает законность революционногопереворота: народ имеет право “сбросить с себя ярмо” и “вернуть себе свободу”,поскольку рабство противно самому естеству человека. Основой политической теорииРуссо является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли.
Она всвою очередь выступает источником законов, мерилом справедливости и главнымпринципом управления.Становление социологии как наукиПолитические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. ипродолжавшиеся в течение всего XIX в., послужили импульсом для социологическихразработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывалиностальгию по спокойной и относительно упорядоченной жизни. Однако было ясно, чтоневозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядкав обществе.Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привелак тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, нафабрики и мануфактуры.
Возникли новые социальные и экономические структуры,необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннегоэтапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, кпримеру Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных иэкономических институтов и предложили альтернативные варианты социальногоустройства.Представим “социологические портреты” ученых, заложивших основы социологии ивнесших наибольший вклад в ее развитие.Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборотсам термин “социология”. В своем главном произведении “Курс позитивной философии”(1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания,переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии историичеловечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческийдух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, илипозитивная.На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиесявокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил.
(Этотпериод разделяется на три этапа: фетишизм с высшей формой – поклонением небеснымсветилам; политеизм (наибольший расцвет воображения – античная Греция); монотеизм,когда признание единого духовного принципа ведет к единству многообразных формдуховной жизни, но приглушает воображение.) На второй стадии, метафизической,антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного родаабстракциями, воплощенными в разных сущностях мира.