Диссертация («Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)". PDF-файл из архива "«Наполеоновский комплекс» в русской классике первой трети XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
В эпических произведениях («Борис Годунов»,«Медный всадник») наполеоновский комплекс возникает как своеобразныйзнак, который маркирует ту или иную историческую ситуацию. Внаполеоновском комплексе проявляются такие семы, как самозванство(параллель с Лжедмитрием), волевое начало (Петр I).3. В лирике Лермонтова образ Наполеона дан в первую очередь исходяиз романтической парадигмы, то есть осмысляется в семиотическихкоординатах сильной, волевой личности, укрощающей социальные стихии,гения, ниспровергателя основ и т.п. Ключевую роль в лермонтовском тексте,связанном с Бонапартом, играет байронизм.
Такая двойственность ипричастность лирическому Я Лермонтова обосновывается целым рядомсемиотическихкорреляций:мотивсудьбы,мотивгероя(мифологизированный «сверхчеловек»), мотив преодоления, мотив изгнания.Вромане«Геройнашеговремени»наполеоновскийтекстрассматривается в первую очередь с позиции «высокого демонизма»:11метущаяся личность, не способная найти свое место в своем времени.Лермонтов показывает социальную и онтологическую несостоятельность«наполеоновских» притязаний Печорина, но, с другой стороны, поэтотмечает и логичность появления такого общественного типа: печорины инаполеоны есть квинтэссенция современного Лермонтову поколения.То есть наполеоновский комплекс у Лермонтова состоит из двухсоставляющих: с одной стороны, это мифологизированный образ–символ,трансформирующийсявлирикевсоответствиисромантическимиустановками и динамикой развития лермонтовской идиопоэтики; с другой,перед нами особый социально–психологический тип, который исследуетсяхудожественными средствами реалистического направления.4.
Сниженный образ Бонапарта явлен в гоголевском наполеоновскомсемиотическом комплексе. Однако не всегда французский императорвыступает как конкретная историческая личность: особенность гоголевскогоподхода заключается в некотором «развоплощении» Бонапарта, превращенииего в некое стихийное онтологическое начало. Военная кампания 1812 годаявляется тем героическим событием, на фоне которого гораздо болееотчетливо видны пороки современного писателю общества. Таким образомГоголю удобнее говорить о пошлости – на контрасте с народнымиподвигами.Наполеон является важной вехой при выстраивании образа Чичикова идругие героев «Мертвых душ». Наполеоновский семиотический комплекссвязан с системой персонажей поэмы – «мертвых душ» – почти каждый изкоторых несет в себе те или иные «бонапартические» черты, поведенческиеаспекты Наполеона, даже его чисто внешние характеристики. Ироническо–инвективная подача этих образов свидетельствует о новом типе осмыслениянаполеоновского текста – с позиции традиционалистских установок,свойственных мировоззрению Гоголя.Научная новизна работы состоит в том, что впервые былапредпринята попытка исследования наполеоновского комплекса в русской12литературе первой трети XIX века как образного и сюжетного пространствапроизведения.
Были выявлены особенности художественной интерпретацииисторической личности в романтической и реалистической парадигме,вычленен ряд литературных типов, ориентированных на «наполеоновский» и«антинаполеоновский» архетип.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работеметодологическиэксманентная)разработанаконцепцияоригинальнаяличностногобинарная(имманентно–семиотическогокомплекса;исследование позволило расширить и углубить сложившееся в наукемеждисциплинарное представление о Наполеоне как о знаковой фигуре врусской и мировой культуре, а также выявить механизмы трансформацииисторических реалий в художественные образы.Практическая значимость исследования состоит в том, что егоматериалыиполученныерезультатымогутбытьпримененыдлякомплексного изучения русского романтизма и реализма, в практике изданияи комментирования сочинений А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя; аналитические методы обработки обширного объема информации,апробированные в данном труде, могут быть применены при изучениитворчества других авторов, а также при исследовании образно–сюжетнойсистемы произведений. Выводы, полученные в ходе исследования, могутиспользоваться при разработке учебных курсов по русской литературе XIX в.длясреднейивысшейшколы,спецкурсах,занятиях,семинарах,посвященных творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.
Гоголя.Апробацияработы.Основныеположениядиссертациинашлиотражение в докладах, представленных на Всероссийской конференциимолодых ученых (филологов и журналистов) «Грибоедовские чтения» 2016г.,на Всероссийской научно–практической конференции «Патриотизм всистемеобеспечениянациональнойбезопасностиРоссии.Основныенаправления и пути повышения эффективности работы по сохранениюисторической памяти, увековечению подвигов защитников Отечества»132016г., на XLIV Международной научной конференции «Болдинские чтения»2016г., на XХII Царскосельской научной конференции «Россия – Франция.Alliance культур», на IV Всероссийской научно–методической конференции«Филологическиеоткрытия»Международной2016г.(Владивосток,научно–практическойДВФУ),конференциина(Пенза)«Филологическая наука на современном этапе: проблемы и перспективы»2016г.,наМеждународной«Эйхенбаумовскиечтения»научнойконференциив130–летиячестьмолодыхсодняученыхрожденияБ.М.
Эйхенбаума, 7–8 апреля 2017г., на Международном молодежномнаучном форуме «Ломоносов–2017», МГУ им. М.В. Ломоносова, 10 – 14апреля 2017г., в XI Межрегиональной научно–практической конференции"Провинция в контексте истории и литературы", Крапивенский музей, отделМузея–усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 27–28 апреля 2017 года, наXIII международной конференции молодых ученых «Язык, миф, фольклор,литература»: пересекаем границы, Латвийский университет, Рига, 9–10ноября2017г.,наМеждународноммолодежномнаучномфоруме«Ломоносов–2018», МГУ им. М.В.
Ломоносова, 9 – 13 апреля 2018 г.Результаты диссертации также получили апробацию в ходе проведениялекционных и практических занятий в рамках курсов «Классический исовременный фольклор» и «Миф и мифотворчество» в ИМПЭ им. А.С.Грибоедова в 2017–2018 учебном году.Структура диссертации.
Данная работа состоит из введения,четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Метасюжетработы и структура изложения материала по главам определяетсяпоставленными задачами.Во введении представлено обоснование актуальности выбранной темыисследования, объект, предмет, цель, задачи, методология исследования,обзор научных трудов по теме и разделам диссертации, уточнениетеоретических понятий, которые используем в работе.Впервойглавевводятсяосновныетеоретическиепонятия,14обосновывается методология и описываются предпосылки и историко–литературные особенности формирования «наполеоновского комплекса» вевропейской и русской культуре.Вовторойглаве«Наполеоновскийкомплексвпространствепушкинских текстов» проводится целостный анализ произведений А.С.Пушкина разных лет с точки зрения преломления в них наполеоновскогокомплекса: так, в поле зрения попадает лицейская патриотическая и «южная»вольнолюбивая лирика, драма «Борис Годунов», роман «Евгений Онегин»,поэма «Домик в Коломне», повести «Пиковая дама» и «Медный всадник».В третьей главе «Наполеоновский комплекс в лермонтовском тексте»рассматривается несобранный цикл стихотворных произведений разныхпериодов творчества поэта, посвященных французскому императору, а такжероман «Герой нашего времени».
Подробная трактовка мотивно–сюжетнойсистемы произведений дается в сопоставлении с пушкинскими текстами.В четвертой главе «Наполеон в оценке Н.В. Гоголя: разоблачениегероического мифа» рассматриваются механизмы формирования русскойвариации наполеоновского мифа в проекции на систему персонажей – отпрямого обращения к его судьбе до поведенческой типологии героев, а такжепроявление «наполеоновского хронотопа» в пространственно–временномконтинууме гоголевских произведений.Заключение содержит основные итоги исследования.Приложениясодержатиллюстративныйматериал,поясняющийнекоторые тезисы второй главы работы.В списке литературы представлены источники, теоретические,историко–литературные, исторические и пр.
труды, использованные впроцессе работы.15ГЛАВА 1. «К ПОНЯТИЮ МИФА В ЛИТЕРАТУРЕ: ПРОБЛЕМАТРАНСФОРМАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ В ЛИТЕРАТУРНЫЙСЕМИОТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС»1.1. К понятию семиотического комплексаНаука стремится к построению аналитических моделей, которые быобладали достаточной верифицируемостью, то есть были бы адекватны дляизучения целого класса объектов. Проверка любой теоретической идеи естьэмпирика.Адлятого,чтобысоздатьдействительноработающийинструментарий, необходимо подняться до масштабных обобщений.Подобный же подход со всей очевидностью должен использоваться и вслучаерассмотрениятакогосложногообъекта,каклитературнаяинтерпретация различных культурных текстов, связанных с Наполеоном.Ведь если мы говорим о реально существовавшем человеке и о том образе,который начал формироваться вокруг его фигуры во множественностисемиотических текстов, то должны выбрать адекватный для подобногоисследования подход.
Потому что если мы будем основываться только налитературоведческих методологических концепциях, то можем упустить рядтекстов, безусловно, важных для формирования наполеоновского комплекса– в том числе и в рамках литературных произведений. Но при этом нужнопонимать, что именно «узко литературоведческая» теория есть ядро нашегоисследования, так как оно, безусловно, вписано в соответствующийлитературоведческий шифр.Кроме того, любой узкий подход чреват тем, что будет отображатьинтересный объект лишь с одной стороны. Собственно, в таком решениизадачинетничегопротиворечащегобазовымнаучнымустановкам:ограничить сферу применимости своего методологического аппарата стольже важно, как и изложить саму суть данного подхода.