Диссертация (Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века), страница 11

PDF-файл Диссертация (Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века), страница 11 Филология (52322): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века) - PDF, страница 11 (52322) - СтудИз2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века". PDF-файл из архива "Мифотворчество и религиозно-философские искания Максимилиана Волошина на перепутьях Серебряного века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Сам М.А. ВолошинвписьмекАделаидеГерцык пишет: «Объясните же мне, в чем мое уродство? Все мои словаи поступки бестактны, нелепы; всюду, и особенно в литературной среде,я чувствую себя зверем среди людей, — чем-то неуместным…» [95:155].Редактор журнала «Аполлон», поэт и критик С.К. Маковский признавал: «Среди сотрудников «Аполлона» он оставался чужаком по своему складу мышления, по своему самосознанию и по универсализму художнических и умозрительных пристрастий» [213:314].Однако, будучи чужим и прохожим, он сумел удивительным образом запечатлеть свой творческий лик в русской литературе Серебряного века, ставее неотъемлемой частью, предлагая нам, читателям, по-новому взглянуть назагадочную эпоху рубежа веков, когда в лету уходили старые эстетическиеценности и рождались новые, осмыслением которых будет заниматься живаямысль ХХ века.Максимилиан Волошин тонко чувствовал мир искусства, но, обращаяськ искусству, к культуре, он чутко улавливал голос, обнаженный нерв эпохи итворческой индивидуальности.

Для него были близки все эпохи, в которыхчеловек творил свой миф о себе. Хорошо о Максимилиане Волошине сказалаМарина Цветаева: «Макс о событиях рассказывал, как народ, а об отдельныхлюдях, как о народах. Точность его живописания для меня всегда была внесомнения, как несомненна точность всякого эпоса. Ахилл не может быть не52таким, иначе он не Ахилл. В каждом из нас живет божественное мерилоправды, только перед коей прегрешив, человек является лжецом. Мистификаторство, в иных устах, уже начало правды, когда же оно дорастает до мифотворчества, оно – вся правда» [37:247].У каждого поэта есть свои отправные точки постижения мироздания.Особо следует обратить внимание на влияние античной культуры на творчество поэта, античность явила близкий ему аполлинический дух, суть которого заключается в том, что «несокрушимая власть Аполлона таится в тойтворческой силе, что всегда дает новый росток; силе, которая клокочет ибьется в стройном согласии девяти муз» [86:110].Античность для художника выполняет функцию, связующую пути мифаи слова: «Горькое сознание своей мгновенности, своей преходимости лежит вглубине аполлинического духа, который часто и настойчиво в самые ясныемоменты свои возвращается к этой мысли» [86:102 ].Но не только античность, но каждая эпоха для поэта не только учитель,но и часть его мифа о себе.

На это указывал сам художник: «Называя в поздней «Автобиографии» своих учителей, М.А. Волошин отдавал предпочтениене людям, а книгам. По его определению, он учился: «художественной форме– у Франции, чувству красок – у Парижа, логике – у готических соборов,средневековой латыни – у Гастона Париса, строю мысли – у Бергсона, скептицизму – у Анатоля Франса, прозе – у Флобера, стиху – у Готье и Эредиа….»» [86:560].Подводя итоги о месте мифопоэтического сознания Волошина в системеценностей культуры Серебряного века, следует указать:1) М.А. Волошину свойственно погружение в античную мифологию,образы которой становятся частью его художественного мира; 2) мифопоэтическое сознание М.А.

Волошина было близким мифотворчеству поэтовсимволистов и философов, живших на рубеже веков, у каждого из которыхбыл свой миф: у Андрея Белого это миф об аргонавтах; для А.А. Блока этомиф о Прекрасной Даме; для К.Д. Бальмонта – это миф о Солнце, преобра53жающем мир; для Вяч. Иванова миф о «Дионисийстве»; для С.М. Городецкого – возврат к старой русской славянской традиции; для М.И.

Цветаевой –весь мир есть миф, иносказание, символ. Последняя наиболее близкаМ.А. Волошину, для Марины Цветаевой процесс мифологизации и мифопоэтичности есть процесс духовного преображения мира и человека; 3) мифотворчество М.А. Волошина представляет собой акт грандиозной драмы человеческого духа, в котором поэт имеет несомненное право голоса, что является ярко выраженным интенсионалом символизма.Такое понимание истории роднит Максимилиана Волошина с философскими поисками Ф.

Шеллинга, Влад. Соловьева, Ф. Ницше [см.: 222:188-189].И в этой истории «Максимилиан Волошин являет собой редчайшийпример жизнетворчества: основа жизни и линия поэзии сливаются у него водно целое, и целое это – подвиг христианской любви к людям, к России»[253:647].Нелишним будет напомнить, что это была эпоха, когда творческая индивидуальность стала показателем своего времени и мироздания в целом, когда резко выдвинулось вперед и углубилось именно личностноеначало творчества, став в центре аксиологической шкалы ценностей эпохиСеребряного века, эволюционно разветвляясь внутри литературного и культурологического процесса.

Художественный же образ моделирует индивидуальное или коллективное сознание, состояние личности или состояние миракак в их данности, так и в их потенциальности [см.: 132:463].54Глава II.Мифотворчество Максимилиана Волошина как путь постижениямира и человека§1. Начало пути: «Быть заключённым в темнице мгновенья»Любая творческая индивидуальность находит свое воплощение в миретех явлений, которые стремится или отразить, или преобразить, или оставитьих незыблемыми. Для М.А.

Волошина характерна жажда преображения мира, восстановление в нем божественного лика. Этот процесс он понимал двусторонне: преображая мир, поэт преображал себя. В одной из статей оннапишет: «В других познавай свой лик и сам будь зеркалом для других»[86:593]. Понятие Лика для волошинского мифотворчества основополагающее.

Он пишет: «К лику стремится искусство. К лику стремится красота».«Во всех исканиях безобразного… Ликом познается безликое». Человек – тамгновенная точка, через которую одна вечность перетекает в другую, мгновение становится вечностью и вечность мгновением». Отсюда следует, что «влике - высшая тайна» [86:594].Обретение лика для Максимилиана Волошина есть вочеловечение в человеке человека, его приближенность к божественной ипостаси, что помогаетосознать фундаментальность человеческой сути, что соответствует в полноймере, на наш взгляд, христианскому пониманию личности.

Но путь постижения себя и мироздания у М.А. Волошина носит особый характер. Характерназапись поэта: «Общего критерия нравственности не существует и существовать не может: он изменяется сообразно духу времени и индивидуальныхособенностей отдельного человека. Единственное правило нравственности –это страстное познание истины и стремление честно провести то, что считаешь истиной, в жизни» [85:40].В русскую литературу Максимилиан Волошин входил постепенно.«Первые стихи Волошина, написанные во время учебы в гимназии, носят отпечаток увлечения Пушкиным, Некрасовым, Майковым, Гейне.

<…> Однакоуже в 1899 г. происходит открытие импрессионистов, а в литературе – Г.55Гауптамана и П. Верлена; в 1900-м юноша видит в символизме «шаг вперед»по сраснению с реализмом. А в январе 1902 г. в лекции «Опыт переоценкихудожественного значения Некрасова и Алексея Толстого», Волошин ужевыступает как горячий приверженец «нового искусства» (презираемого«публикой» как декадентство)» [17:7].Однако первый сборник стихов вышел 27 февраля 1910 года. Это былсвоеобразный итог начала творческого пути, который прошел поэт, охарактеризовав его как «блуждание духа» [17:4].

Для данного исследования интересны два первоначальных цикла.Примечательно название первой книги стихов Максимилиана Волошина«Годы странствий», вышедшей в свет в 1910 году. В ней странствие во времени и пространстве представлено как попытка постижения себя и мира,своеобразное создание мифа о поэте и личности, а время и пространство воспринимаются автором как категории духовные и незыблемые, в которых совершается акт творчества и самосознания.

Максимилиан Волошин считал:«<…> все, что есть во времени, осуществляется лишь однажды и в течениеодного мгновения. Пророчество – только намек на возможность события, если же слово равносильно тому, о чем повествует, то оно перестает быть пророчеством, а становится произведением поэзии и этим устраняет возможность иного осуществления» [16:125].Мифопоэтическое миросозерцание Максимилиана Волошина зиждетсяна понимании: а) полноты бытия времени и пространства; б) мгновения какэлементарной частицы времени, в которой запечатлено вечное; в) преодолетьвремя можно, возвращая прошлое или устремляясь в будущее.

Примечательны строки из стихотворения «В вагоне»: «Ропот вечный, / Шепот сонный / Вмир бездонный / Мысль унес…» [22:26]. Поэт осознает себя странником, верящим в счастье: «Странником вечным / В пути бесконечном / Странствуюцелые годы, / Вечно стремлюсь я, / Верую в счастье…» [22:27].56Сборник открывается характерной для М.А. Волошина строфой: «… Имир, как море пред зарею, / И я иду по лону вод, / И подо мной и надо мною /Трепещет звездный небосвод…» [253; 287].Поэт создал удивительной «образ замкнутой души», по выражению ВячИванова. «Это лирика ума, лирика эмоций и созерцаний, схваченных рассудком» [116: 287].

«Это бессмертный, неугомонный дух в его земной ипостаси,«себя забывший бог», тоскующий по Вселенной и вечности, но обреченныйземным путям и трагедиям» [253: 287].Высшая точка соприкосновения времени и пространства – человек, который творит миф о себе. Поэтому уже в первой книге «Годы странствий»ряд стихотворений посвящен людям, с которыми конкретно был близокМ.А.

Волошин. В них он стремится открыть лик, срывая всяческие маски.Так, в стихотворении «В цирке» Максимилиан Волошин воссоздает образпоэта Андрея Белого – клоуна-мифотворца, соприкоснувшегося с пошлостьюжизни, но огненным и живым [22:27-28].В принципе лик Андрея Белого, представленный в данном стихотворении, соответствовал мифопоэтизму творческой личности, о чем свидетельствует мысль, что поэт должен сгореть в мире ради красоты и любви, и длятого, чтобы найти себя в ближнем. Эти изначальные концепты, ставшие сущностными для поэта, волновали его с самого начала творческого и жизненного пути.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее