Диссертация (Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект". PDF-файл из архива "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Антроповой о том,что на современном этапе соборность утратила свою значимость для русскойнациональной личности, в отличие от более раннего периода, где онаобладала большей культурологической ценностью. Подтверждением мыслислужитнемногочисленностьдериватовдоминантноговербализатора[Антропова В.В, 2004]. Однако следует оговориться, что в настоящий моментнеактуально слово-вербализатор «соборность», тогда как соборный принципэтической концептосферы остается действующим.Д.Н. Ушаков определяет соборность как всеобщее, совместное,совершаемое всеми вместе; публичное, общественное участие в чем-нибудь,обсуждение [Ушаков Д.Н.].Слово «соборность» в словаре С.И.
Ожегова не зарегистрировано.В нем описаны «собор» (собрание; главная церковь в городе) и «собрание»(присутствиегде-нибудьлюдейчем-либообъединенных;названиенекоторых выборных учреждений; совокупность собранного). Ни одноиз значений приведенных слов не обладает высокой степенью этическойнагрузки.По данным 17-ти томного словаря русского языка (БАС), соборность –свойство соборного; общность, объединенность. В словаре фиксируетсяболее распространенное словообразовательное гнездо, чем в словареС.И. Ожегова.Соборный (совершаемый всеми вместе; всеобщий, совместный;относящийся к собору), соборно (при участии многих священнослужителей,всем собором; все вместе, сообща).
Особенно разветвленным оказываетсясемантическое наполнение лексемы «собрание», отразившей в XX векесмену этического «соборность» политическим «коллективизм», которыйпроявлялся не в соборе, но в собраниях: совместное присутствие где-либогруппы людей для развлечения, отдыха и т.п.; увеселительный, музыкальный68и т.п. вечер; группа людей, собравшихся где-либо; собравшееся общество;помещение, здание, где собирается какое-либо общество; совместноезаседание членов какой-либо организации, коллектива для обсуждения чеголибо; члены какой-либо организации, собравшиеся для обсуждения чеголибо; участники заседания; название некоторых выборных представительныхучреждений, организаций; и т.п.) [БАС: Т.14, 1963.].В Малом академическом словаре слово «соборность» не встречается.Вербализатором концепта выступает лексема «собор» (в дореволюционнойРоссии собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения иразрешения вопросов организации и управления; собрание высшегохристианского духовенства; главный христианский храм города илимонастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх,епископ, архимандрит), которая лишь косвенно намекает на идею соборностикак духовного единения людей [МАС: Т.4, 1988].Этическая смысловая доля концепта «соборность», реализуемаяв языке чаще через неоднокоренные лексемы, не являющиеся и языковымисинонимами (общность, мир, артель, Церковь, семья), и отраженнаяв древнерусском языке, может быть сформулирована следующим образом:соборность – это духовное единение людей и Бога, неслиянное единствов духе.В настоящее время слово «соборность» стало философским понятием,четко обозначающим саму идею русской культуры.
Это не просто концепт,это, скорее, принцип объединения концептов в этическую концептосферу.В распространенных определениях соборности отражается основной(внутренний) круг концептов: соборность – свободное духовное неслиянноеединство людей и Бога.Соборность включает в себя все три уровня объединений этическихконцептов. Абсолютные: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух, Богородица;69высокие «человеческие» ценности: смирение, любовь, радость и земные:семья, дом, отец, мать, сын, дочь, брат, сестра.Соборность можно представить в виде трех столпов единения,повторяющихся в своеобразной проекции: 1) Церковное единение, Церковь,Архипастырь – батюшка, православное братство и сестричество; 2) семья, тоесть отец, мать, сын, дочь и др. По такому же принципу строилисьизначально отношения в государстве: 3) царь (помазанник божий, батюшка)и народ.Надо полагать, что в советские времена соборность, собор (собор всехсвятых) была заменена сборами (пионерскими, комсомольскими и др.), в чемотразилась идея единения, которая без Бога превратилась из неслиянногодуховногоединствасвободныхлюдей(личностей)вбезликийиподневольный коллектив.
Хотя, следует отметить, что для тех, кто «верилв идею коммунизма», дух соборности как единения был понятен.В речевом воплощении соборность реализуется в таких близкихпонятиях, как «скрытая полнота патриотизма», «чувство локтя», патриотизм,любовь к Родине, Родина-Мать, Отечество и др.Таким образом, в отличие от других базовых этических концептов,концепт соборности практически не отражен в дериватах, однако, именноидея соборности пронизывает всю русскую этическую концептосферу,объединяя семью, государство, Церковь земную с Церковью Небесной,с представлениями о Святой Троице.Связующую функцию в построении здания этических ценностейрусской ментальности, каркасом которого выступает соборность, выполняетконцепт «святость» как вершина всех человеческих добродетелей.СвятостьВ нравственной литературе существует несколько определенийсвятости.
Для нас важно святоотеческое ее понимание как высшего,70героического идеала духовного подвига, ведущего к богоуподоблению.Понятие святости уходит своими корнями в дохристианский период. Так,в славянском язычестве святость связана, по В.Н. Топорову, с таинственнымизбытком жизненной силы [Топоров В.Н., 1995: 32]. Однако, как считаетВ.Н. Топоров, представление о святости в ее христианском понимании могловозникнуть не ранее принятия христианства на Руси, а востребовано ономогло быть не ранее первых примеров канонизации.В.Н.
Топоров установил, что в пределах славянского словарявыделяется обширный самодовлеющий «подсловарь» (svęt-словарь), которыйпередаетнаиболееважныеконцептуально,оценочно,догматически,ритуально и глубокие смыслы славянской языковой, культурно-историческойи религиозной традиции, то, что является святыней, с чем связываютсядуховные ценности [Топоров В.Н., 1995, с. 478].
Данному svęt-словарюсвойственна тенденция к универсальному захвату всей переживаемойреальности,все,попавшеев«полесвятости»становитсясвятым,освященным и по сути дела и на языковом уровне. По В.Н. Топорову, этотsvęt-словарь самодостаточен и независим как ядро, но не отделен от широкойсферы сакрального и сакрализуемого в языке, через него раскрываютсяключевые понятия, обозначающие существенные черты модели мира, иликартины мира, знание которых позволяет говорить о мировоззрении людейсоответствующей эпохи.В словаре Г.
Дьяченко высказывается предположение, что у нашихпредковслово«святой»означало«сильный,крепкий,рослый».Подтверждением этому служит, по нашему мнению, русское представление о«былинной», «богатырской» святости.Условием богоподобия в христианстве является жизнь по принципуХристовой любви. В общехристианском смысле святость можно определитькак существенное, необходимое условие богообщения, предполагающего71свободную деятельность человека по совершенствованию в добродетелях,достигаемом в аскетическом подвижничестве. Однако нравственный обликсвятого неразрывно связан с национальной культурой и выражаетсущественные черты духовного самосознания народа.
Особенностью русскойсвятости является «светлая мерность» (Г.П. Федотов). Русский святойгармонично соединяет в себе внутренний подвиг единения с Богом и путьдеятельного милосердия к ближним, нравственного участия в духовномпреображении всего тварного мира. Это глубоко выразилось в феноменестарчества как особого института преемственности святых даров и служениямиру. В философской этике понятие святости чаще всего употребляется какобозначение сверхэтического предела нравственного совершенствования,в отличие от невинности, обозначающей доэтическое исходное состояниеэтого процесса [Энциклопедический словарь Этика, 2001].Обратимся к толкованию святости, зафиксированному в словарецерковнославянского языка Г. Дьяченко, где встречается 72 слова с корнем св#т-.
Большое количество сложных слов с корнем -св#т- говоритоб особой значимости концепта, с одной стороны, а с другой–свидетельствует о существовании в средневековой культуре стойкогопредставления(веры)(св#тоблаженный,отом,чтосв#товhmанный,святоеосвящаетсв#тогорецъ,всевокругсв#тоградецъ,св#тодhланный и др.), что еще раз подтверждает мысль В.Н. Топоровао существовании svęt-словаря в славянской языковой и культурной традиции.Доминантнымвербализаторомконцепта«святость»в церковнославянском языке является прилагательное св#тый (то же, чтоизбранный, право верующий, так называются иудеи в отличие от язычников,христиане в отличие от иудеев и язычников; отделенный на священноеупотребление, освященный; посвященный; всесовершенный, праведный;72живущий по правилам, предписанным верою; о действиях: основанный направилах веры; святой, угодник Божий, наслаждающийся вечнымблаженством), в значении которого зафиксированы основные этическиесмысловые доли.
Этические смыслы содержатся практически во всехдериватах с корнем св#т-: св#та# св#тыхъ (неприкосновенный, чистый,святой), св#тилище (священное место богослужения, храм), св#титель(архиерей), св#тоблаженный (ублажаемый, чествуемый за святость),св#товhщанный(изреченныйповдохновениюотДухаСвятаго),св#тоградецъ (урожденец или житель святаго града, т.е. Иерусалима),св#тодhланный(святосозданный,насвятоеупотребленный),св#тожительный (провождающий святую жизнь), св#тозрачный (имеющийвидсвятой),св#топервый(первыйизсвятых),св#топомазанный(освященный помазанием), св#топочитаемый (ублажаемый ради святыни,святости), св#топочити (умереть блаженною кончиною), св#топhвець(поющий в храме), св#тын# (части жертвенных животных с хлебнымиприношениями жертв о грехе и преступлении; хлебы предложения), св#тьба(освящение),к освящению,св#тье(святыня,освящающий),храм),св#щательныйсв#щенникъ(служащий(священнослужитель,получивший чрез святительское рукоположение благодать Св.