Диссертация (Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект". PDF-файл из архива "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Верещагина, В.Г. Костомарова, однако в применении к концептамв связи с их сверхнаполненностью смыслами стали выделять смысловыедоли. Для полноты описания нами использовался системный подход(изучение лингвокультурологических объектов в единстве семантики,синтагматики, синтактики и прагматики), описанный В.В. Воробьевым.Методика описания этических концептов предполагает 4 этапа:1) выделение этических смысловых долей на основе анализа лексическогозначения всех дериватов доминантного слова-концепта, а также на основеанализа их синтагматических и парадигматических связей (устойчивыхсочетаний, синонимических и антонимических отношений); 2) обращениек внутренней форме слов, вербализующих концепт, и установление ихпервичных этических значений, то есть обращение к церковнославянскому(иногда старославянскому) языку, сыгравшему ключевую роль в становлениирусской этической концептосферы; 3) обращение к толковым словарямразных эпох, зафиксировавшим «состояние» концепта (прежде всегодоминантных дериватов) на определенном этапе; 4) изучение «живого»понимания слов-вербализаторов концепта, то есть обращение к даннымлингвистических опросов и к ассоциативному словарю; 5) исследованиеоблигаторного корпуса прецедентных текстов.622.2.
Ментальные доминанты как принцип организации этическихконцептов в концептосферу (соборность, святость)Опираясь на мнения авторитетных исследователей и данные нашегоисследования, можно с уверенностью сказать, что формирование русскойэтическойконцептосферыначалосьспринятиемхристианстваипродолжалось потом на основе каноничных христианских заповедей,отраженных в церковнославянских текстах.
Усваивая ресурсы лексики,фразеологии и словообразовательных средств церковнославянских текстов,русский язык адаптировал и их ментальные особенности, связанныес духовными и нравственными традициями христианства [Хоанг В.Т., 2008].К середине XIX века сложилась глубоко христианская русская системаценностей, которая была сильно деформирована в последующие столетия, ноне потеряла связей с исконными этическими представлениями.В основе русского самосознания, по мнению В.Н.
Топорова, «лежалитесно связанные друг с другом ключевые идеи-концепты, ставшиесо временем своего рода нравственными императивами русской жизни»[Топоров В.Н., 1995, с. 437]. Эти идеи исследователь сформулировал как1) единство в пространстве и в сфере власти (подтверждением В.Н. Топоровсчитает «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве»), 2) единствово времени и в духе, то есть идея духовного преемства («Слово о законе иблагодати») и 3) святость как высший нравственный идеал поведения,жизненной позиции, точнее особый вид святости, понимаемой какжертвенность, как упование на иной мир, на ценности, которые не от мирасего.63Идеи единства, как, впрочем, и идея святости, иначе могут бытьосмыслены как соборность, которая и есть единство в пространстве, власти,духе и святости.По мнению ученого, каждая из этих идей дала богатые положительныеплоды и открыла возможность для утверждения отрицательных начал.
Так,идея единства в пространстве и власти привела к предельной централизациии гипертрофии аристократического начала. С идеей преемства в духе связанонекритичное усвоение чужого и пренебрежение к своему. Выше ужеговорилось о полярности или антиномичности как язывковой картины мира,так и, в частности, этических концептов.Если подходить к анализу указанных идей-концептов, цементирующихсистему духовно-нравственныхценностей, характернуюдлярусскойкартины мира, с этической точки зрения, то следует заметить, что примеромвысшей святости для русского человека всегда служили крестные муки идобровольная смерть Иисуса Христа ради спасения человечества, егожертвенная любовь.
Сам пример максимален, выбор между жизнью исмертью относится к крайним ситуациям, следовательно, в идее святости немогло быть «среднего пути», «подконтрольного максимализма», отсюдаполярность и антиномичность этических концептов.Каркасом этической концептосферы в русской языковой картине мираслужит принцип, обоснованный А.С. Хомяковым и обозначенный им словом«соборность». При всей «молодости» доминантного вербализатора концепта– лексемы соборность, принцип, заключенный в структуре концепта,существует еще с дохристианской эпохи.
Это принцип глубокой внутреннейсвязи членов рода, племени, связи живых и предков. С принятиемхристианства идея соборности в ее этическом значении реализуетсяв поклонении Святой Троице, в понимании соборности святой православнойЦеркви, как единства Бога-Троицы, ангельских чинов, почивших святых,64священства и паствы. В более «земной» сфере соборность проявляется в идееСвятой Руси, понимаемой как единство людей, живых и предков, живущихна одной земле и одной верой. Далее соборность являет себя в семье,общине, в миру. С этой позиции русскую соборность можно представитьв виде пирамиды (см.
рис. 1).Проанализируем доминантные вербализаторы концепта «соборность»в толковых словарях.СоборностьВ церковнославянском языке слово «собор» омонимично. Первоеобозначает «собрание; верховное иудейское судилище», второе – «собраниеверующих для прославления». Соборнh (вместе, совокупно, во множестве),соборный (общий, ко всем относящийся). Позднее собором стали называтьсобрания глав духовенства (Вселенские соборы), на которых принималисьсамые важные церковные решения.В Словаре русского языка XI–XVII веков слово «соборный» имеетнесколько значений, первые из которых относятся только к материальной,практической сфере: относящийся к сбору налогов, податей; получаемыйпосредством сбора с населения; собирающийся в каком-либо количестве в65результате постепенного накопления; неоднородный по происхождению илисоставу, сборный; собравшийся в одном месте; предназначенный для сбора,скапливания какой-либо жидкости.
Однако, начиная с пятого значения,встречаем сходные с церковнославянским толкования: общий, относящийсяковсем;всеобщий;совершаемыйприбольшомстечениинарода,общественный; составляющий общину, общество; групповой, стадный;вселенский, всеобщий (в отличие от сектантского, раскольнического);принадлежащий к вселенской церкви; предназначенный для собраний, длясбора людей; предназначенный для появления в общественных местах,на общеймолитве,праздничный;относящийсякобщественномубогослужению, литургии; относящийся к собранию высшего духовенства,церковному собору; относящийся к собранию представителей сословий;относящийся к назначаемому игуменом совету из членов монастырскойбратии; относящийся к главной церкви города или одной из крупныхцерквей; главный; избранный, лучший; общий [Словарь XI – XVII вв., вып.23, 1996].
При этом отметим, что большая часть значений связана с жизньюцеркви.В русском языке XIX века слова «соборовать, соборъ, соборный» (отсобирать) означают: сносить, свозить, созывать в одно место; отыскивать исоединять, совокуплять, приобщать одно к одному; скоплять; принять,убрать; снаряжать, готовить все нужное; ходить по миру, нищенствовать,просить; врать вздор, бредить, лгать или хвастать; совокупленье чего-либооднородного в одно место с какой-либо целью; сходбище людей.
Соборно(сообща, общими силами, содействием, согласием) [Даль В.И., 2011, т.4.].Очевидно, ко второму пониманию слова восходит философскоепредставление о соборности как духовном единстве, встречающееся в трудахмыслителей в качестве черты русского менталитета. Так, В.В. Воробьевуказывает «соборность» в числе важнейших доминант концепта «русский66национальный характер», справедливо считая ее тесным образом связаннойс понятием «религиозности» [Воробьев В.В., 1997, с. 102]. В словареВ.И. Даля можно увидеть связь этического и нейтрального значений словс корнем «собор». «Соборно», по данным словаря, означает «сообща,общими силами, содействием, согласием».
Кроме того, на примереоднокоренных слов ясно прослеживается определенность соборностирелигиозным чувством. Сравните: «соборянин» – священник соборнойцеркви, «собор» – большой храм, где могли собраться все верующие дляпринятия общего (соборного) решения. По определению В.В. Воробьева,соборность – добровольное соединение, собор индивидов на основе любвик Богу и друг другу.
Дух соборности понимается им широко как «чувстволоктя», «артельности», коллективной близости, соединения личного иобщего в преодолении трудностей [Воробьев В.В., 1997, с. 104.]. Как чертарусского характера, соборность коренится в коллективном бессознательном.Согласно Н.А. Бердяеву, «русский народ всегда любил жить в теплеколлектива, в какой-то растворенности в стихии земли» [Бердяев Н.А, 1992,с. 298]. Соборность в русской ментальности пронизывает все сферы, так какв течение тысячелетия восточные славяне привыкали осознавать, что «разуми чувство, голова и сердце не враги друг другу, они в одном теле и служаттебе верно» [Колесов В.В., 2006, с.
13]. Анализируя русский фразеологизмкак ментально-языковое средство концептуализации сферы моральныхкачеств личности, Л.Ю. Буянова и Е.Г. Коваленко выделяют коллективизмкак название идеографической группы положительных качеств и приводятфразеологическиеединицы,отразившиеисконнуюэтическуюнаполняемость, свойственную концепту «соборность»: всем миром, плечом кплечу, рука об руку, все как один, жить одним домом и др. [Буянова Л.Ю.,Коваленко Е.Г., 2012].67Нельзя не согласиться отчасти с утверждением В.В.