Диссертация (Дворянский род Ивашинцовых и его участие в жизни российского государства в XVI–XX вв)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Дворянский род Ивашинцовых и его участие в жизни российского государства в XVI–XX вв". PDF-файл из архива "Дворянский род Ивашинцовых и его участие в жизни российского государства в XVI–XX вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательноеучреждение высшего образования«Санкт-Петербургский государственныйуниверситет аэрокосмического приборостроения»На правах рукописиМаньков Сергей АлександровичДВОРЯНСКИЙ РОД ИВАШИНЦОВЫХ И ЕГО УЧАСТИЕ ВЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVI–XX ВВ.Специальность 07.00.02 – Отечественная историяДиссертация на соискание ученой степеникандидата исторических наукНаучный руководитель – доктор исторических наук,профессор Михайлов Вадим ВикторовичСанкт-Петербург20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 4ГЛАВА 1.
СТАНОВЛЕНИЕ ДВОРЯНСКОГО РОДА ИВАШИНЦОВЫХВ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ........................................................... 231.1. Переезд Якуба Ивашинцовича в Россию ................................................. 231.2. Родоначальники ветвей генеалогического древа дворянского родаИвашинцовых ................................................................................................... 371.2.1.
Рязанская ветвь ...................................................................................... 371.2.2. Костромская ветвь ................................................................................ 411.2.3. Другие ветви рода Ивашинцовых .......................................................... 44Выводы по главе 1 ............................................................................................
49ГЛАВА 2. РОД ИВАШИНЦОВЫХ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ........................................................................ 522.1. Костромская ветвь Ивашинцовых ............................................................ 522.2. Рязанская ветвь Ивашинцовых .................................................................
82Выводы по главе 2 ............................................................................................ 95ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ РОДА ИВАШИНЦОВЫХ В ОБЩЕСТВЕННОЙЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ......................................................... 973.1. Ивашинцовы на государственной службе ............................................... 973.2. Известные ученые и деятели культуры из рода Ивашинцовых ............ 115Выводы по главе 3 ..........................................................................................
126ГЛАВА 4. РОД ИВАШИНЦОВЫХ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ МОНАРХИИ ВРОССИИ ........................................................................................................ 1304.1. Участие Ивашинцовых в революционных событиях 1917 г. игражданской войне .........................................................................................
1304.2. Ивашинцовы в советское время: социалистическое строительство иуправление ...................................................................................................... 13634.3. Ивашинцовы в советское время: культурная и научная жизнь ............ 1514.4. Известные представители рода Ивашинцовых в эмиграции ................ 157Выводы по главе 4 .......................................................................................... 163ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 165ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ................................................................... 172СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 174ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................ 1974ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследованияБережное сохранение памяти о предках является одной из наиболеевсеобщих и стойких традиций человечества. Однако десятилетиямигенеалогия как специальная историческая дисциплина подвергалась в СССРнегласному запрету.
Теория исторического материализма, утверждавшаяпримат производственных отношений над жизнью семьи и рода, ставившаяперед властью задачу «освободить» трудящийся класс от буржуазныхценностей и, в первую очередь, от традиций, формировавшихся в семье исемейном кругу, способствовала тому, что в первые годы советской властипоощрялись и героизировались кровавая борьба друг против друга отцов,детей,братьевисупругов.Советскийпроектполнойпереоценкитрадиционных ценностей, замены естественных родовых и семейных связейна трудовые и другие коллективистские, в начале привел к трагедиям, когдаодно лишь «непролетарское» происхождение служило основанием дляюридических преследований, репрессий, поражения в правах, различныхформ социальной дискриминации, вплоть до смертной казни, а затем вызвалк жизни уродливые явления насильственного изъятия детей из семей, отказадетей от родителей и родителей от детей, роста разводов и абортов,пренебрежения элементарной сексуальной гигиеной.
Попытки советскихидеологов бороться с негативными социальными последствиями разрушениятрадиционной семьи, декларативные заявления о «семье как ячейкеобщества», замена «стахановского» героико-идеологического мифа столь жемифическими «трудовыми династиями» успеха не имели, и в конечномитоге, общество потеряло не только семейные ориентиры, но и ориентирысоциальныеиполитические.Приэтомнегативныепоследствияпренебрежения традиционными ценностями семьи и рода проявляются не5сразу, их выявляет дистанция в поколения, когда недостаток естественныхродовыхисемейныхтрадицийформируетуцелогопоколениябезответственное отношение к тому, что веками позволяло человечествуразвиваться и противостоять агрессивным вызовам среды, как внутренней,так и внешней.Такпровалилсясоветскийпроектформирования«новогоинтернационально-коммунистического человека», для которого ценностиколлективные стали бы выше индивидуальных.
В результате подавляемыеприродные, родовые инстинкты привели к тому, что в советском обществеразвилась клановость, политическая и экономическая коррупция, основаннаянавыгодных«связях»,аидеологическиподдерживаемаяпрактика«производственной преемственности», осмеивалась. Идеология, основаннаяна подмене традиционных ценностей ценностями «светлого будущего», непомогла власти утвердить идеальный тип советского человека в его реальнойжизни, формировала не оптимистический социальный характер, а лишьвызывала внутреннее недовольство, чувство лишенства, диссидентство,направленные и на общество в целом, и на его руководителей и идеологов.
Вконечном итоге рост этих настроений привел к тому, что и политическаяверхушка СССР оказалась ими поражена, а уникальное объединение массы ивласти в деле разрушения собственного государства, не могло не привести кновым трагедиям для миллионов граждан.В современном мире, несмотря на казалось бы преодоленныйнегативный советский опыт, происходят схожие процессы.
Глобализациярынков и производств, за которой стоят экономические интересы иработающиенатерриториальнойэтииинтересысоциальнойидеологии,мобильноститребуетработников,повышенияачасто,пренебрежения интересами семьи и личности в угоду карьеристскимкорпоративным интересам. В отличие от советского «прямого» социальногопроекта формирования радикально новой коммунальной личности, идеологиглобализации проводят разрушение традиционной семьи и родового чувства6под знаменем развития имеющих долгую историческую жизнь понятийполитической демократии и либерализации общества.
Тем не менее сегодняможно видеть, как во имя демократии и свободытрадиционная,«нуклеарная»,вновойдискредитируетсятерминологии,семья,пропагандируются толерантность к извращенным формам сексуальности,прививание безответственной сексуальности с детства, замена реальногосочувствующего общения, формируемого в семье, на виртуальное, обменноинформационное общение. Именно поэтому в нашей стране, недавноиспытавшей, хотя не во всем преодолевшей трагедию полного сломатрадиций, вопрос о сохранении семейных ценностей, истории родов и памятио предках чрезвычайно актуален.
Противодействие западному глобализмуявляется сегодня естественной реакцией российского общества на новыепопытки разрушения традиций, а генеалогические исследования становятсяодной из научных форм реализации этого противодействия.При этом актуальными являются как теоретические исследования вобласти генеалогии, так и практическое изучение конкретных родов и семей.О значимости разработки теоретических аспектов генеалогии в последниегоды пишут многие ученые. Так, культуролог Е.А. Тарасова утверждает, что«генеалогия вышла за рамки вспомогательной исторической науки, занявдостойное место в ряду интегративных дисциплин. Перспективностьинтеграции генеалогии и современной культурологии обусловлена, с однойстороны, потребностью расширения сферы генеалогии и тесной связи ее скультурологией, с другой - необходимостью обращения к прикладнымаспектам генеалогии, связанным с сохранением и передачей культурныхценностей в рамках родовой традиции»1.
Социолог Ю.О. Баикина отмечает:«…актуальность разработки проблем генеалогической культуры связана сдемографическим кризисом в России, с разложением института семьи,1Тарасова Е.А. Генеалогия как сфера и метод исследования культурно-историческогопроцесса: автореф. дис.
… канд. культурологии. Киров, 2012. С. 3.7искажением его духовного содержания, с кризисом морали, разрушениемтончайшего механизма духовного единения народа… Разработка проблемгенеалогической культуры, выявление, изучение и использование семейнородовогоопыта,социальнойпоискижизни…нравственнойдуховногоспособныпрофилактикисмысла поколенческого измерениястатьчастьюобщества»2.механизмаВпрочем,духовно-реализацияэтойтеоретической программы развития генеалогической культуры происходит визучении конкретных семейных и родовых историй, кропотливой работе повыявлению корреляций значимых событий семьи и рода с событиями вобществе, истории страны и мира.