Диссертация (Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств". PDF-файл из архива "Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Припомощи понятий «найти себя» и «быть собой» индивид может обосноватьпричины своих действий либо бездействия, но сами эти понятия вобосновании не нуждаются. На сегодняшний день они являются такими жеестественными, которыми были 70 лет назад принципы послушания впроцессе воспитания детей.
В итоге оказалось, что такой резкий переход отсистемы послушания к «поиску себя» стал в своем роде переворотом личнойжизни, в результате чего образовались не только новые возможности, но иновые противоречия. Исходя из того, что основная задача индивида сводится к«поиску себя», он уже не обязан следовать четко прописанным нормам,однако должен сам делать выбор норм и ценностей, опираясь на одобрениедругих индивидов.
Следствием того, что разнообразие в настоящее времямногократно возросло, сделать это теперь достаточно трудно.В сущности таких процессов можно разглядеть новую уязвимость ивозможности ошибок. В 1930-х гг. для Норвегии был характерен процесс61Gullestad M. Changing relations of neighborhood service, sociability, and social control in Oslo. Oslo:Scandinavian University Press, 2008. P.
98.63ранней индоктринации, когда происходила беспрепятственная передачасемейных ценностей от родителей к детям. В настоящее же время, когдаосновная задача детей сводится к тому, чтобы «быть самим собой», передачаценностей должна осуществляться при помощи более тонких форм. Гуллестадотмечает, что современное скандинавское общество относится к пожилымлюдям, воспитание которых происходило с учетом традиционных семейныхценностей,каккнедостаточносамостоятельныминеспособнымкдемонстрации своего характера, а также готовым приносить себя вбессмысленную жертву.62Происходитнеизбежноестолкновениеновойвоспитательнойидеологии с противоречиями вроде «быть самим собой» и «быть послушным».Если ребенок проявляет слишком серьезное послушание, общество оцениваетэто как негативное явление.
Если до этого воспитательная идеологияосновывалась на противопоставлении таких понятий, как «своеволие» и«послушание», то сейчас акцент уже более смещен в противопоставления«послушания» понятию «быть собой». Несмотря на содержательную близостьпонятий «быть самим собой» и «делать все по-своему», они оцениваютсяобществом по-разному. Первое понятие оценивается положительно, второе –отрицательно. Если ребенок будет воспитываться послушным, он получитдоступ к социальным нормам, если делать все по-своему – он получитсянегибким и маргинальным.При крайне высоком значении, придаваемому идеалу «быть самимсобой», происходит перенос центра тяжести на конкретного отдельно взятогоиндивида, однако учитывая то, что большинство людей считают важным«быть самим собой», данное появление характеризуется как коллективныйидеал. Основная воспитательная деятельность в школах в 1930-1960-х гг.
быланаправлена на то, чтобы сформировать в детях покладистость и доброту. Внастоящее же время на первый план школьных ценностей выходит62Gullestad M. Changing relations of neighborhood service, sociability, and social control in Oslo. Oslo:Scandinavian University Press, 2008. P. 107.64самореализация. «Поиск себя» требует от индивида выбора ценностей, онсамостоятельно отвечает за выбранные им убеждения морали.
М. Гуллестадопределилтипичногопредставителянорвежскоймолодежи,которыевоспринимает очень близко к сердцу суждения других индивидов, а такжепроявляет зависимость к поиску похожих на него «особых» и «необычных»людей, готовых оказать ему поддержку.Согласно Й.-П. Блуму, скандинавское общество характеризуетсялояльностью к своему диалекту, а также вкладыванием особого смысла в то,чтобы подчеркнуть свои диалектические различия. Используя «домашний»диалект, скандинавы, таким образом, самоутверждаются и укрепляютидентичность, несмотря на то, что лингвисты в свою очередь отмечаютминимальность различий между норвежскими диалектами.
Другая ситуация вШвеции – ученые отмечают многообразность шведского языка, а такжесущественные отличия в различных регионах страны. С самого детства шведызанимаются усвоением различных языковых форм, которые в разговорнойречи могут широко варьироваться. При этом подтекст высказыванияпередается при помощи варьирования локальных и нормализованных форм, врезультате чего происходит сокращение социальной дистанции во времяобщения63.Основнойморалью в скандинавских странах является моральсекулярной религиозной культуры, которая требует от индивидов поступать сдругими гражданами таким образом, как они хотели, чтобы поступали с ними.Главная ценность традиционной морали отображается при помощи понятияsnill (добрый).
Критикуя социальную норвежскую политику, Р. Герхардсен,возглавляющийРабочуюпартию,назвалееdumsnill,т.е.«наивноблагородной».Учитывая то, как государство всеобщего благосостояния относится кодиноким матерям, иммигрантам и неблагополучным слоям общества,63Blom J-P. Sprak og grenser II Pa norsk grunn: sosialantropologiske studier av Norge, nordmenn og det norske. Oslo: AdNotam, 2009. 230 s. S. 150.65Герхардсен заявил, что это является наивным благородством, а такжебессмысленной заботой, которые заметно контрастируют с ценностямиавтономии. Кроме того, политик считает, что такие группы в первую очередьдолжны уметь оказывать помощь себе, а не получать слишком большуюпомощь извне. То есть, по мнению Герхардсена, отношение к таким группам истало причиной их маргинальности.
Опираясь на вышеизложенное, можноконстатировать, что вопрос ценности доброты в современном скандинавскомобществе является остро дискуссионным.Скандинавское общество обеспокоено своей фрагментированностью, атакже нехваткой целостности и социального единства. С другой стороны вобществе позитивно оценивается широкий социальный плюрализм. В этихусловиях такие понятия как долг и ответственность приобретают инуюинтерпретацию – происходит смещение акцента с внешней дисциплины навнутреннююпосредствомэкспрессивности.Изменяетсяипарадигмаценностей в воспитательном процессе.
Под «послушанием» понимаетсяпоследовательность и открытость получения ценностей детьми от родителей,а в основе понятия «быть собой» лежит отдаленность, а также прерываниеконтинуума. Это стало результатом изменений, касающихся не толькоценностей, но и способов их передачи. Во время поиска «быть самим собой»происходит появление более тонких и острожных форм взаимодействия. Еслираньше индивидом игралась роль ресурса для семьи, то сейчас семья сталаресурсом для индивида, опираясь на который он формирует свое собственное«Я».
Только анализ своих ценностей, опираясь на позицию индивидуальныхпредпочтений и убеждений, может позволить детям достичь идеала «бытьсамим собой». В свою очередь, родители должны передавать детямспособности, которые помогут в развитии и поиске «самого себя», а незаниматься передачей каких-либо конкретных идей или ценностей. Под66воспитаниемтеперьпонимаетсявозможностьпредоставлениядетямсвободного неограниченного выбора.64Ценности в нынешнем мире представляют собой объект напряженныхпереговоров, конфликтов, компромиссов и дискуссий.
Дети, вдохновленныеродителями, начинают «поиск себя», опираясь на факторы, ограниченныепредставлениями родителей. В семье ребенок учиться обсуждать что-либо,вести переговоры, акцентировать внимание на различные намеки, обретая приэтом чувствительность, необходимую для дальнейшей жизни. В ходеэкспериментов человек хочет найти новые границы, а не устранить ужесуществующие. Общество перестало понимать ситуации, когда индивидприносит свои интересы в жертву ради интересов другого индивида. Дляскандинавского человека характерно ограничение себя, но никак несамопожертвование. Данный аспект касается и семейной жизни. Реализацияиндивидуальной автономии происходит путем появления новых способоворганизации семейных отношений.Кажущиесянапервыйвзглядэгоистическимилибоматериалистическими поступки, на самом деле могут быть попыткой поискасмысла,атакжеинтеграциипосредствомматериальныхотношений,актуальных в настоящее время решений культурных дилемм между такимипонятиями как индивидуализм и равенство, а также свобода и общность.Человек стал самовыражаться в более тонких формах, перестав бытьзависимым от потребительской стоимости предметов.По большому счету, скандинавская культура представляет собойиндивидуалистическую культуру, однако наблюдается сосуществованиеформы индивидуализма с представлениями о равенстве, которые успеликрепко устояться в сознании общества.
Происходит возникновение конфликтамеждуценностьюравенстваистремлениемнаакцентированиииндивидуальности. Процесс построения социального взаимодействия, сАринин Е. И. Соборность и индивидуализм: уровни системного отношения // VI Ломоносовские чтения –Архангельск: Изд-во Помор, междунар. пед. ун-та им. М.В.Ломоносова, 2004. С. 110.6467учетом различий, представляется достаточно трудной для норвежцев задачей.Во время рабочего процесса их сознание соглашается с основанной напрофессиональной квалификации иерархией. В частной жизни происходитприспособление женщин и мужчин друг к другу, а также к друзьям,родственникам и соседям.При этом в основе подобного «приспособления» лежит выбориндивида с похожими свойства, при помощи которых представляетсявозможнымподтверждениеидентичностидругдруга,аотношенияотображаются в виде переговоров об идентичности.