Диссертация (Трансформация телеологии в неклассической философии), страница 39

PDF-файл Диссертация (Трансформация телеологии в неклассической философии), страница 39 Философия (49758): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трансформация телеологии в неклассической философии) - PDF, страница 39 (49758) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация телеологии в неклассической философии". PDF-файл из архива "Трансформация телеологии в неклассической философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 39 страницы из PDF

В чем состоит этот внутренний смысл развития? Ответ на этотвопрос очевиден исходя из всего нашего предыдущего рассуждения: смысломпроцесса развития является он сам. В этом отношении цель эволюции полагаетсяне вне нее как некая метафизическая сущность, определяющая предел движения, аостается заключенной в ней самой. Эволюция продвигается вперед в силувнутренней необходимости достичь свой полноты. А коль скоро абсолютнаяполнота недостижима, развитие должно продолжаться в бесконечность, и такимобразом, само бесконечное развитие как таковое становится задачей эволюции, асмыслом стремления, заключенного в жизненном порыве, становится проявитьсебя с наибольшей интенсивностью, не теряя при этом движение.Подчеркнем, что ключевым доказательством и сущностью новой телеологииявляетсявданномслучаецелостностьисходногопорыва,которыйраспространяется на все движение вселенной и не имеет никакой заранееопределенной цели движения. Целесообразность означает в данном случае лишьтенденцию.

Бергсон сам прямо об этом пишет. Приведем фрагмент из «Творческойэволюции», ярко свидетельствующий о его понимании телеологии. «Подобнорадикальному телеологизму, хотя и в более расплывчатой форме, она (философияжизни – В.К.) представит нам организованный мир как гармоническое целое. Ноэта гармония далеко не так совершенна, как утверждалось.

Она допускает многоотклонений, ибо каждый вид, даже каждый индивид, сохраняет от целостностижизненного импульса только некий порыв и стремится использовать эту энергиюв собственных интересах; в этом и состоит приспособление. <…> Я хочу этимсказать, что первичный порыв есть порыв общий и чем дальше мы по немувосходим,темввзаимодополняющие.большей<…>мереразличныеГармония,или,тенденциискорее,предстаюткак"дополнительность",175проявляется только в целом и более в тенденциях, чем в состояниях.

Главное же –и именно в этом вопросе телеологизм наиболее заблуждается – гармонияобнаруживается скорее позади, чем впереди. Она состоит в тождестве импульса, ане в общем стремлении. Напрасно было бы приписывать жизни какую-нибудь цельв человеческом смысле слова. <…> Конечно, всегда можно, оглядываясь напройденный уже путь, обозначить его направление, определить это направление спомощью психологических понятий и говорить так, будто бы преследоваласьизвестная цель. Так будем говорить и мы. Но о пути, который предстоит ещепройти, человеческий разум ничего не может сказать, ибо путь создавался по меретого, как совершался акт его прохождения; он является только направлениемсамого этого акта.

Таким образом, эволюция допускает в каждый моментпсихологическое толкование, которое, с нашей точки зрения, лучше всего ееобъясняет, но оно имеет ценность и значение лишь в ретроспективном смысле.Телеологическая интерпретация, которую мы предлагаем, никогда не сможетпослужить для предвидения будущего. Это – определенное видение прошлого всвете настоящего. Короче говоря, классическая концепция целесообразности хочетохватить одновременно и слишком много, и слишком мало. <…> реальностьобладает рельефом и глубиной.

Эту-то более обширную реальность истинныйтелеологизм и должен был бы воссоздать, или, скорее, охватить, если возможно, водном простом видении»342.Из этого обширного фрагмента видно, что Бергсон понимает под истиннымтелеологизмом: единство жизненного порыва, передающего гармонию иупорядоченность всему многообразию порождаемых им форм. А рельеф и глубинареальности – это чистая длительность, смысл существования которой состоит в еенепрестанном развитии.

Истинная телеология, которая, по Бергсону, должна впростом видении схватить длительность, направленна на выражение этогодвижения. Таким образом, истинная телеология должна строиться на пониманиифундаментальности времени. Если подлинное время есть чистая длительность, топодлинная целесообразность – это целесообразность длительности.342Бергсон А. Творческая эволюция. С.

80-83.176Итак, в вышеописанном учении мы находим ту же самую мысль, которуюутверждали такие столь разные мыслители как Ф. Ницше и неокантианцы.Развитие не определяется какой-то конкретной рационализируемой целью,привходящей извне. Но это не означает, что развитие не имеет никакого смысла.Смысл развития – в нем самом. Гармония – важнейшее коррелятивное понятиецелесообразности – является итогом процесса движения, или как бы послесловиемк нему, а не некой задачей, все составные части которой заранее известны. И в тоймере, в какой гармония и упорядоченность, как пишет Бергсон, ретроспективны ификсируются, таким образом, в памяти, развитие является целесообразным. Важнопри этом понимать, что если для развития нет какого-то законченного ипредзаданного плана, оно всегда остается открытым в бесконечность.

Невозможнопрекратить развитие, поэтому цель движения заключается в его стремленииникогда не прекращаться и всегда искать какие-то новые формы для своеговыражения. Для Бергсона высшей формой выражения и целью развитияжизненного порыва является интуиция длительности, которая обеспечивает полноеслияние познания с космосом. Собственно, эта слитность всегда присутствует: всеформы пронизаны всеобщей симпатией, происходящей из первоначальнойцелостности жизненного порыва, интуиция же лишь наиболее полно позволяетраскрыть эту слитость с космосом и «выносит» ее носителя вовне его наличногобытия343.

И поскольку интуиция находит выражение в человеке, Бергсон пишет,что в этом «совершенно особом смысле человек и является "пределом", "целью"эволюции»344.Эволюция распространяется наподобие волны из центра к периферии, вразных точках волны были побеждены противоположным движением, исходящимот костной материи, и в этих точках первоначальная энергия иногда дажеобращалась вспять, но в одной точке она получила выход. Эта точка, или узелвыхода жизненного порыва, оказывается человеком. В этом отношении, как пишетЭта особенность философии длительности Бергсона была глубоко воспринята русской философией,подробнее см.: Куприянов В.А.

Трансформация философии длительности А. Бергсона в Идеал-реализмеС.Л. Франка // История философии. 2016. T. 21. № 1. С. 128-135.344Бергсон А. Творческая эволюция. С 258.343177Бергсон, все выглядит так, как если бы именно в человеке эволюция достигла своейцели. При этом важно понимать, что эта цель не была предопределена, а возниклапо мере развития из самого движения. Поэтому в процессе распространенияжизненного порыва он, сам себя не зная, лишь стремясь к наибольшейадекватности формы, выразил свою сущность в человеке и так сам для себя впроцессе трудных «странствий» нашел свою собственную цель, которая была длянего самого чем-то вроде неожиданного открытия.

Но это не означает, чтожизненный порыв прекратил свое движение: вернее сказать, что он его продолжилв новой форме, и его вечный поиск некогда не будет закончен. Смысл и цельразвития заключены в нем самом. Бесконечная эволюция, выраженная в терминахдлительности, сама для себя является своей целью – вот основная мысльнеклассическойтелеологииБергсона.Такконституируетсяподлиннаяимманентная телеология, которая предполагает, что целесообразность внутреннеприсуща субъекту развития. Неклассическая телеология Бергсона с наибольшейясностью выражает эту ключевую мысль.

Таким образом, утверждаетсяпроцессуальностьтелеологии,ивремярассматриваетсякакважнейшаяхарактеристика бытия. Эта ключевая мысль неклассической философии наиболееясно выражается в эволюционной философии Бергсона. Поэтому неклассическуютелеологию Бергсона мы в полной мере можем назвать телеологией становления, ав целом философию Бергсона можно рассматривать как вершину неклассическойфилософии становления, необходимым преддверием к которой оказаласьфилософия жизни Ф.

Ницше и телеологический критицизм баденскогонеокантианства.178ЗаключениеМыпроследилимноговековуютрадициютелеологии.Наосновепроделанного исследования можно утверждать, что почти на протяжение всейистории философии телеология была непременным спутником размышленийфилософов о смысле бытия и познания. Родившись в имплицитной форме еще вдосократической философии, телеология претерпела ряд вариаций. При этомможно отметить важнейшую революцию в этой области, связанную с критикойтелеологии в Новое время и дальнейшей попыткой от нее отказаться.

Эти попыткизакончились конституированием телеологии в ее новой форме: в форме телеологиистановления. Таким образом, новая телеология выразила общую парадигмунеклассическойфилософии:стремлениепониматьбытиечерезвремя.Соответственно этому мы делим историю телеологии на два больших этапа: наклассический этап, совпадающий с периодом классической философии ибазирующийся на античной метафизике бытия, и на новую неклассическуютелеологию, выраженную философами XIX столетия. Вершиной последнего этапаявляется философия длительности А. Бергсона.Классическая телеология представлена четверкой наиболее влиятельныхфилософов классической эпохи: Аристотелем, Г.В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее