Диссертация (Формирование системы государственного управления в России (политико-аксиологический подход)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование системы государственного управления в России (политико-аксиологический подход)". PDF-файл из архива "Формирование системы государственного управления в России (политико-аксиологический подход)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Н. Колесникова, А. В. Оболонского, О. В. Поповой и др.Несмотря на то, что констатация проблем ценностного характера, ценностныхконфликтов содержится в работах многих исследователей, тем не менее, проблемаформирования системы государственного управления до сих пор не рассматривалась спозиций аксиологического подхода. При исследовании административного процессаиспользование категории «ценность» носит в значительной степени поверхностный,иллюстративный характер.Объектом исследования является система государственного управления в России,взятая в контексте целенаправленного политического развития – взаимодействиягосударства и общества.15Вольманн Х.
Оценивание реформ государственного управления: «Третья волна» [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/23/1214891714/Vollmann.pdf (Дата обращения 22.05.2013).10Предметом исследования выступают аксиологические аспекты формирования системыгосударственного управления в России: ценностные модели, идеология и практикаадминистративных реформ; технологии внедрения публичных ценностей в системугосударственного управления.Цель исследования заключается в политико-аксиологическом анализе государственнойсистемы в России, её исторических особенностей и перспектив развития с ориентациейна повышение её управляемости.Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период с XVIII в.
понастоящее время, в течение которого система постепенно эволюционировала отполностью закрытой к частично открытой; при этом её чувствительность к публичнымценностям существенно возрастала.Задачи исследования:1. Проанализировать содержание, аксиологического поворота в политической науке,его значение и последствия для современного общественного развития;2. Выявить методологические основания и особенности политико-аксиологическогоподхода к анализу систем государственного управления;3.
Выявить амбивалентность использования понятия «благо» применительно к теориигосударственного управления; обосновать ограниченность идеологии «новогогосударственного менеджмента» как экономического подхода к государственномууправлению;4. Определить значение концепции «менеджмента публичных ценностей» в теории ипрактике современного государственного управления;5. Предложить адекватную современным условиям концепцию «этико-ответственногогосударства»;6. Выявить динамику ценностных моделей российской политико-административнойсистемы;7.
Проанализировать аксиологические противоречия российских административныхреформ реформы 1990–1999 гг.;8. Исследовать соотношение формальных и реальных ценностей современныхадминистративных реформ 2000–2010 гг.;9. Выделить особенности выработки и реализации этических стандартов в процессе ихинституционализации;1110. Определить основные технологии выявления и реализации публичных ценностей всистему государственного управления;11. Исследовать бунтарскую традицию в русской политической культуре в связи сособенностями системы государственного управления и особенности протестногодвижения в современной России в аспекте изменения взаимодействия государства иобщества.Методологическим основанием диссертационного исследования является политикоаксиологический подход, развиваемый сегодня многими исследователями современнойполитики, что находит выражение, в том числе, в культурологической теории политики,историческом подходе к «тропе зависимости», в критическом осмыслении концепциипубличного управления.
Концептуальная преемственность направлений современногоаксиологического поворота в современном полититологическом знании связана сдвижением в русле теории общественного выбора и коммуникационной теории, гдепонятие «ценность» выражает человеческое измерение культуры и «консенсусный»характер ее формирования. Можно с уверенностью утверждать, что ценностный подходявляется сегодня одним из перспективных методологических подходов, способныйвыявить конфигурацию уникального и универсального в политических системах.Наматериале,соприкосновенияограниченноммеждуисториейтемойдиссертации,становленияфиксируютсяотечественнойточкисистемыгосударственного управления и многообразными концептуальными положениямисовременной политической теории.Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем:доказано наличие аксиологического поворота в современной политической науке.выявлены и обоснованы методологические принципы политико-аксиологическогоподхода как стратегии исследования системы государственного управления;предложена концепция этико-ответственного государства;определено значение ориентации на публичные ценности для новой реформыгосударственного управления в России;обоснованоналичиеценностныхмоделейроссийскойполитико-административной системы в исторической ретроспективе, проанализированы ихдинамика и преемственность;12дана характеристика аксиологическим противоречиям, объективированным в ходеадминистративных реформ 1990-1999 гг.;определены основные различия между декларативными и реальными ценностямив ходе современных административных реформ 2000-2010 гг.раскрыто содержание основных противоречий выработки и реализации этическихстандартов в процессе институционализации публичных ценностей государственномуправлении современной России;определены основные технологии выявления и реализации публичных ценностейв системе государственного управления современной России;исследованы особенности бунтарской традиции в русской политическойкультуре;обосновананеобходимостьповышенияуровнячувствительностиадминистративно-политической системы к публичным ценностям на основанииисследования современного протестного движения в России.Положения, выносимые на защиту:Аксиологическийповоротвсовременнойполитическойнаукеявляетсяисторической попыткой преодоления методологического кризиса и, в частности,неэффективности сциентистских подходов к анализу политических процессов вусловиях сложности и неопределенности междисциплинарных исследований.Необходимость разработки политико-аксиологического подхода связана спринципиальными изменениями характера государственного управления: с отказом отэкономического подхода к оценке эффективности, с расширением роли участия гражданв политике и управлении и, как следствие этого, – с новым звучанием темы ценностей,принципов морали и этики.
Аксиологический подход базируется на пониманиисоциальной природы ценностей; к его методологическим установкам относятсясинтетический характер, интерпретационность, ориентация на целостность исследуемыхфеноменов, индетерминизм, поиск многообразия и др.Традиция утилитаризма в западном мышлении приводит к доминированию втеории государственного управления экономического понимания ценностей, искажениюполитического характера государственного управления, что получает логическизавершенную форму в «новом государственном менеджменте».Реализацияидеологии«новогогосударственногоменеджмента»входеадминистративных реформ в странах Запада приводит к ценностным конфликтам и13отождествлению граждан с клиентами, что проявляется также в недооценкеполитической роли государства («сервисное государство»).Концепция менеджмента публичных ценностей, которая делает акцент не наиндивидуальных, а на коллективных публичных ценностях, формируемых в ходепубличнойдискуссииприучастиигосударства,отчастисмоглапреодолетьограниченность теории и практики нового государственного менеджмента.
Однако иона не свободна от утилитарных аспектов, в частности, связанных с попыткойэкономического измерения публичных ценностей.Предложена концепция «этико-ответственного государства» подразумевающаяприоритет этики ответственности над этикой убеждения; ориентирующая на принципыединствагосударстваиобществавпроцессеформированияиреализациигосударственной политики и управлении; публичности процесса формированияценностей; приоритета ответственности над подотчетностью в сфере государственнойслужбы.Российская традиция государственного управления характеризуется релевантнымиспользованием аксиологического подхода к исследованию деятельности государства,что, следовательно, в настоящий момент снимает многие проблемы адаптации идейменеджмента публичных ценностей к российской действительности.Историческиесистемыгосударственногоуправленияхарактеризуютсяценностным содержанием, что позволяет смоделировать их историко-культурный ряд.Взаимосвязь между моделями подтверждается преемственностью принципа ценностейнадцелерациональностью.Ценностноесодержаниедеятельностигосударстваспособствует эволюции государства от жесткой закрытости к принципу открытости.РадикальныелиберальныепосткоммунистическойРоссииреформыгосударственногопротиворечилиценностнойуправленияприродевроссийскойгосударственности, что сопровождалось понижением уровня управляемости.Обращение к традициям российской государственности ведет к повышениюуправляемости.
По мнению автора, реформы 2003-2010 гг. характеризовалась бóльшимаксиологическимсодержанием;втожесамоевремяонидемонстрировалинесоответствие между декларируемыми публичными ценностями и ценностями,объективируемыми в реальной политической практике.14Основнымитехнологиямивнедренияпубличныхценностейявляютсягуманитарные технологии, направленные на повышение коммуникативности игуманизациюсистемыкоммуникативныхсовершенствованиеуправления:технологий,принциповиспользованиеразвитиеотборакадровновыхинформационно-электронногоправительства,длясистемыгосударственногоуправления, развитие практик сетевого взаимодействия государства и общества.Усиление традиционных механизмов в системе государственного управленияобусловило амбивалентное отношение современного российского политического классак массовым протестным выступлениям как к массовому нарушению правопорядка(бунту) и как к легальной форме гражданского участия в рамках правового государства.Этико-ответственное государство основывается, в частности, на том, что государство игражданское общество должны активно взаимодействовать по вопросу установленияправилповедениявпубличнойсфере.Этопредполагаетвысокийуровеньсамоорганизации гражданского общества, способность к предъявлению реальныхинтересов, готовность к сотрудничеству с государствомТеоретическаясуществованиязначимостьаксиологическогодиссертацииповоротавсостоитвсовременномдоказательствеобществознании,определении его основных направлений.
Диссертация вносит вклад в развитиедискуссии, набирающей силу в международных научных и политических кругах, онаинициирует активное вовлечение российских исследователей в разработку ценностногоподхода к политике, тем более что ценностный компонент никогда не был чуждроссийской науке.Кроме того, предложенный политико-аксиологический подход может стать однимиз возможных путей преодоления методологического кризиса, который на современномэтапе является серьезной проблемой и отечественной, и западной политической науки.Практическое значение диссертации заключается в том, что положения ивыводы данного исследования могут быть использованы в качестве методологическойосновы для будущих российских реформ государственного управления.Материалы исследования также могут быть использованы в учебном процессе, вчастности, при подготовке и чтении курсов: «Лидерство и государственная кадроваяполитика», «Оценка политики и управленческих систем», «Этика государственнойслужбы и государственного управления», «Этика и стратегия коммуникаций в GR-15деятельности», «Административные регламенты и административная этика», а такжедля создания новых спецкурсов.Степень достоверности и апробация результатов.