Диссертация (Коммуникативные пространства русскоязычного населения в Германии (на примере Баварии)), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коммуникативные пространства русскоязычного населения в Германии (на примере Баварии)". PDF-файл из архива "Коммуникативные пространства русскоязычного населения в Германии (на примере Баварии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
York. 199678Dabag M. Plat K. Diasporas und kollektive Gedächtnis. Zur Konstruktion kollektiver Identitäten in derDiaspora. In: Dabag, Mihran & Kristin Platt (Hrsg.): Identität in der Fremde. Bochum. 199379Clifford J. Diasporas. In: Cultural Anthropology 9(3): American Anthropological Association. 1994.80Cohen, Robin. Global Diasporas. An Introduktion.
London. 1997.81Moosmüller, Alois. Einleitung: Diaspora - zwischen Reproduktion von «Heimat» Assimilation undtransnationaler Identität. // Moosmüller A.(Hrsg.): Die kulturelle Gestaltung von Lebens- und Arbeitswelten in derFremde. Waxmann, München. 200220William)82, Скиннера Э. (Skinner, Elliot Percival)83, Тололяна К. (Tölölyan,Khachig)84, Хеттлаге Р. (Hettlage, Robert)85 и др.86 При этом основной акцентделается на выявлении существенных описательных характеристик, критериевдиаспоральности, типологии. В качестве «идеального» типа диаспоры, наоснованиикоторогоисследователипроводиливыявлениеианализсущественных свойств диаспоры, традиционно предлагалось рассеяние евреев;и такой выбор является неслучайным.
Дело в том, что сам термин «диаспора»был применён первоначально в Септуагинте для обозначения рассеяния евреевкак наказания за грехи, в частности за идолопоклонство. «Если же… выразвратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сиепред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствую вамсегодня небом и землею, что скоро потеряете землю… И рассеет вас Господьпо всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которымотведёт вас Господь» (Втор. 4:257). После завоевания Иудеи и разрушенияИерусалимского храма термин диаспора стал применяться еврейскомурассеянию87.
Понятно, что эмоциональная окраска события переносилась и насам термин. Однако в связи с тем, что данным термином стали обозначать идругие этнические рассеяния, термин в основном утратил свои трагическиечерты. Кроме ситуации еврейского рассеяния, основой для теоретическогоосмысления «классической» диаспоры являлись армянское, греческое88,82Safran, William. Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return. Diaspora 1, no. 1 (Spring1991).
199183Skinner E. The Dialectic between Diaspora and Homelands 1982 // Global Dimensions of the African Diaspora.Joseph E. Harris. Washington, DC: Howard University Press. 198284Tölölyan, Khachig. Rethinking Diaspora(s): Stateless Power in the. Transnational Moment, in: Diaspora 5 (1).199685Hettlage, Robert. Diaspora: Umrisse einer soziologischen Theorie. In: Mihran Dabag / Kristin Platt (Hg.),Identität in der Fremde. Bochum. 199386Арутюнов С., Козлов С. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс 23.11.2005[Электронныйресурс]//Независимаягазета[Интернет-портал].URL:http://www.ng.ru/science/200513/14_diaspory.html (дата обращения: 29.06.2009). Кочетков В.
В., Калинкин В. Ю.Диаспора: происхождение термина и выработка определения// «Сорокинские чтения: Социальные процессы всовременной России: традиции и инновации». Т. 2. М.: КДУ, 200787Tölölyan, Khachig. Rethinking Diaspora(s): Stateless Power in the. Transnational Moment, in: Diaspora 5 (1).199688Там же. S. 321цыганское, палестинское, кубинское89, китайское, индийское90, африканское91рассеяния. При этом мы имеем дело с «наложением друг на друга социальных,этнических и политических пространств, вследствие чего стало возможнымвозникновениеисуществованиеглобальныхэтническиханклавов,пересекающих границы культур и государств»92.Транснационализм.
Заявленную тему также важно было рассмотреть спозиции теории транснационализма и трансмиграции. Новых русскоязычныхмигрантов имеет смысл рассматривать в рамках данного подхода, посколькуони не удовлетворяют «требованиям» классических диаспор. Кроме того, длянашей работы представляется важным, что мигранты данного типа оформляютс помощью своих повседневных практик пространство, существующееодновременно в нескольких государствах93.
Понятие «транснациональное»вошло в поле зрения исследований в связи с развитием теории глобализации иизучением экономических эффектов и процессов, которые ее сопровождают94.В девяностых годах прошлого века социологи (в первую очередь в США)столкнулись с новым типом миграции: жители стран Карибского бассейна,Мексики, Филиппин не мигрировали в традиционном смысле этого слова, апостоянно находились в движении между страной исхода и странойпребывания (в данном случае, США). Ввиду такой особенности, а такжеблагодаря современным средствам связи стали развиваться социальные сети,89Dabag M. Plat K.
Diasporas und kollektive Gedächtnis. Zur Konstruktion kollektiver Identitäten in derDiaspora. In: Dabag, Mihran & Kristin Platt (Hrsg.): Identität in der Fremde. Bochum. 1993. S. 130.90Ashkenasi, Abraham. Identitätsbewahrung, Akkulturation und die Enttäuschung in der Diaspora. In: Dabag,Mihran & Kristin Platt (Hrsg.): Identität in der Fremde. Bochum. 1993. Skinner E. The Dialectic between Diaspora andHomelands // Global Dimensions of the African Diaspora. Joseph E. Harris. Washington DC: Howard University Press.1982. S.
1791Skinner E. The Dialectic between Diaspora and Homelands 1982 // Global Dimensions of the African Diaspora.Joseph. Washington, DC: Howard University Press. 1982. S. 1792Попков В.Д. Некоторые основания для типологии диаспор. 26 сентября 2003 [Электронный ресурс] //ЭлектроннаябиблиотекаСоциологическогофакультетаМГУ.[Офиц.сайт].URL:http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0kongress--00-0-0-0prompt-10---4------0-0l--1-ru-50---20-preferences--00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&cl=CL1&d=HASH016f1415e1e1cbe2e165e6ee.2.3(датаобращения:18.12.2011)93Faist Thomas Grenzen überschreiten.
Das Konzept Transstaatliche Räume und seine Anwendungen. //Transstaatliche Räume. Politik, Wirtschaft und Kultur in und zwischen Deutschland und Türkei. von Thomas Faist(Hg.), Bielefeld, 2000. S. 9-5694Крутий И.А., Зангиева И.К. Транснациональное взаимодействие и качество человеческого капитала //Вестник общественного мнения №1 (93), январь-февраль 200822пересекающие границы государств. Для описания и анализа нового явления всферемиграциибылапредложенаконцепциятранснационализма,раскрываемая в трудах Глик-Шиллер Н. (Glick-Schiller, Nina)95, Фаиста Т.(Faist, Thomas), Коткина Дж.
(Kotkin, Joel)96, Приса Л. (Pries, Ludger)97. Акцентизучения стал смещаться в сторону изучения культурных, социальных иполитических аспектов, их существования и развития в транснациональномконтексте98. Понятие транснационального пространства приобретает, такимобразом, в миграционных исследованиях с девяностых годов прошлого века всебольшее значение99. Описываемое явление основывается на признании тогофакта, что миграция в эпоху глобализации не является однократнымпереселением из одного региона в другой.
Средства связи и транспортпозволяют существовать в пространствах двух культур одновременно. Приэтом создаются структуры, «социальные практики», «социальные поля»100,которые играют значимую роль в жизни мигрантов. Одним из важных условийсуществованиятранснациональногопространстваявляетсярегулярностьсоциальных контактов в течение длительного времени.
Таким образом, помимотерриториального признака – пересечения границ, важен и временнойфактор101. Мигранты, образующие данное поле, а также поддерживающие иразвивающиесемейные,политическиеиэкономические,институциональныесети,социальные,религиозные,обозначаютсятермином«трансмигранты».95Glick-Schiller, Nina; Basch, Linda; Szanton-Blanc, Cristina (Ed.) Toward a Transnational Perspective onMigration: Race, Class, Ethnicity, and Nationalism Reconsidered. Vol. 645, Annals of the New York Academy ofSciences.
New York. 1992. Glick-Schiller, Nina; Basch, Linda; Szanton-Blanc, Cristina. From Immigrant toTransmigrant: Theorizing Transnational Migration. In: Anthropological Quarterly 68 (1), 199596Kotkin, Joel. Stämme der Macht. Der Erfolg weltweiter Clans in der in Wirtschaft und Politik. RowohltReinbek. 199697Pries Ludger. Neue Migration im transnationalen Raum.
In: Pries (Hg.): Transnationale Migration. SozialeWelt, Sonderband 12. Baden-Baden. 199798см. напр. Albrow, Martin. The Global Age: State and Society beyond Modernity. Cambridge: Polity, 1996.Robertson, Roland. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage.
1992. Soysal Y. N. Limits ofCitizenship. Migrants and Postnational Membership in Europe. Chicago, 199499Gatzigianni Ioanna. Das Phänomen des Transnationalismus: theoretische Diskussion und empirische Beispiele.Berlin: Grin Verlag, 2007, S. 2100Там же101Lüthi B. Transnationale Migration. Transnationale Migration Eine vielversprechende Perspektive? 13.04.2005[Elektronische Ressource] // H-Soz-u-Kult [Website]. URL: http://hsozkult.geschichte.hu-berlin.de/forum/2005-04003.pdf (дата обращения: 30.03.2011)23В работах исследователей в рамках данной теории ставится вопрос и ороли страны исхода.