Диссертация (Психология саморазвития личности субъектный подход), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психология саморазвития личности субъектный подход". PDF-файл из архива "Психология саморазвития личности субъектный подход", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Мамардашвили [1994] говорил, что всовременном обществе велика угроза застоя в силу того, что существуетпаразитарныйслойобщества,представителикоторогопользуютсядляудовлетворения своих потребностей достижениями общества, не являющимисярезультатом их собственных усилий, труда. Такие люди не производят вложений висточник богатства, а только пользуются им. Если данный слой общества будет57расширяться, это приведет к застою, а затем к тупику. Чтобы избежать его, чтобымир продолжал жить, необходимо делать трудовые вложения в него и в себя, как вчасть («клеточку») мира: «Чтобы воспроизводился сложный мир, должновоспроизводиться сложное усилие саморазвития, т. е. капиталовложения в себя, всвои способности, деяния, воображение, мышление.
То есть представьте: безэтого мы будем иметь полностью застойное общество» [Мамардашвили, 1994, с.6].Аналогичную позицию занимает при рассмотрении значимости саморазвитияличности в обществе О. В. Князева [1986]. Она указывает, что без выявленияактивностикаждогочеловеканевозможнорешениезадачсоциально-экономического развития государства: «Изменения в социально-экономическойжизни общества невозможны без существенных изменений в структуре личности.Именно поэтому саморазвитие можно рассматривать как существенный факторускорения социально-экономического развития общества» [Князева, 1986, с.
4].При этом подчеркивается, что, для того чтобы общество могло использоватьсаморазвитие личности для своего развития, оно со своей стороны должносоздавать условия для саморазвития, к которым относится «интенсификацияобучениянаосновесовершенствованияпроцессовсаморазвития,самообразования и самовоспитания личности; вовлечение индивида в такуюдеятельность, которая заставляла бы его постоянно развиваться; организационнаяпомощьвовладениикаждымчеловекомнавыкамисамообразованияисамовоспитания» [Там же, с. 9].Таким образом, саморазвитие превращается в точку пересечения личных иобщественных интересов: саморазвитие является вкладом в развитие общества иодновременнов личность.Прорисовываяконтурыперспективчеловека,И. Т.
Фролов утверждал: «будущее общество предстает для нас как такоесостояние человеческого общества и самого человека, при котором егонеограниченное развитие становится самоцелью. Это торжество человека впроцессе самореализации его сущностных сил и смысла его существования,58составляющего и смысл человеческой истории, которая и сама, в свою очередь,наполняет глубоким нравственно-философским смыслом его индивидуальноебытие» [Фролов, 2012в]. В философской антропологии мерой саморазвитияявляетсястепеньсамоосуществления,самореализациичеловека.Самоосуществление мыслится как достижение своего истинного «Я».
При этомистинность «Я» может оцениваться как с позиций конкретного человека, так ичеловечности в целом. В отличие от синергетики, где саморазвивающейсяпризнается всякая сверхсложная система, в рамках антропологического подходасаморазвивающимся признается не всякий человек, а только самовозрастающий внаправлении самореализации. Антропологический подход к саморазвитию каксоразмерный человеку, как связанный с категориями самореализации исамоосуществления сближает философско-антропологическое и психологическоепонимание саморазвития.1.2. Педагогика саморазвитияОбращение психологов к изучению и использованию педагогического взглядана саморазвитие личности уместно, когда поднимается проблема становлениясаморазвитиякакособойформыразвитияижизни.Всовременнойпедагогической науке серьезное внимание уделяется проблеме взаимодействияфакторов(условийсредыиличностныхпредпосылок),определяющихосуществление саморазвития, возможностям организации поддерживающейсреды, «работающей» на саморазвивающуюся личность.
Предметом интересапедагогов-исследователейявляетсясаморазвитиевобразовательномпространстве. Ими поднимаются вопросы роли саморазвития в обучении ивоспитании, соотношения саморазвития с самообразованием, самовоспитаниемучащихся. Пожалуй, наиболее полно задачи педагогического постижениясаморазвития изложены Л.
Н. Куликовой: «Мы видим перспективы изученияпроблем личностного саморазвития человека в следующем: в выявлениивозможностей влияния современной системы образования, всех ее звеньев на59побуждение личности к саморазвитию; в целостном категориальном анализе всего“букета понятий” психологии и педагогики саморазвития, установления базовогоместа идеи саморазвития в педагогике: как основания цели воспитания,образования; как средства усиления субъектной позиции воспитанника; какметода пробуждения у человека личностного осмысления и ответственного“присвоения” своей жизнедеятельности, стратегии жизни; как характеристикиличности; как критерия возрастающей личностной зрелости; как путисамопрофилактики и преодоления личностно-профессиональных деструкцийвзрослеющего человека и т.
д.» [Куликова, 2005, с. 9].1.2.1. Формирование способности личности к саморазвитию как цельобразованияВ современных стандартах образования происходит смещение акцентов отруководства развитием учащихся к помощи их саморазвитию. Новое звучаниеполучает вопрос об образе человека, которому «служит» система образования.Выпускник образовательного учреждения мыслится не как законченный«продукт» системы, а как личность, продолжающая свое становление и способнаясамостоятельно управлять этим становлением, т. е. осуществлять саморазвитие.Выпускник школы или вуза, прежде всего, оценивается по критериюконкурентоспособности на рынке дальнейшего образования и труда.
«Сегодняважноготовитьобразованныхиконкурентоспособныхспециалистов,усваивающих не только готовые знания, а способных осознанно выбирать своиобразовательные маршруты, самостоятельно добывать необходимую информациюдля формирования собственной профессиональной позиции в контексте будущейпрофессиональной деятельности» [Кочнева, 2012, с. 3]. Согласно полученным висследованиях Л. М. Митиной [1997] данным, в настоящее время учительвынужден ориентироваться «на содержание учебного предмета, на соответствиепринятымстандартамподготовленностишкольниковкпоступлениювопределенный вуз или к получению престижной работы, обеспечивающей60желаемый образ жизни» [Митина, 1997, с.
29]. Противостоять подобнымтенденциямможет,какнипарадоксально,конкурентоспособности.Насовременномспециалисты,которыепостояннодовольствуясьиспользованием однаждыторынкеповышаютжетрудасвоюполученныхтребованиевостребованыквалификацию,знаний.не«Постоянноменяющиеся условия современной жизни требуют от выпускника школыопределенных сформированных жизненных навыков: способность к самоанализуи самоконтролю, умение распределять свои силы и время, стремление кпостоянному саморазвитию, ориентированность на творческое решение проблем»[Усманова, 2012, с. 77] Ценятся такие профессионалы, постоянно находящиеся всаморазвитии,старающиесясоответствоватьменяющимсятребованиям,критериям оценки эффективности, осваивать новые технологии и т.
д.Чтобы отвечать современным требованиям стремительно развивающегосярынка труда, образование должно быть прежде всего мобильным. Важно готовитьне востребованных на данный момент специалистов, а профессионалов,обладающихбазовойсаморазвития,которыеподготовкойплюспозволятадекватнонавыкамисамообразованияреагироватьнаименяющиесятребования рынка. Посему одна из главных целей образования, по словамЛ. М. Митиной, состоит в «развитии у учащихся заинтересованности ипотребностивсамоизменении.Превращениеученикавсубъекта,заинтересованного в самоизменении, обусловливает в дальнейшем становлениеего как профессионала, способного к построению своей деятельности, ееизменению и развитию» [Митина, 1997, с.
29]. Вслед за школой направленностьпрофессионального становления на формирование постоянной устремленности ксаморазвитию входит сегодня в число приоритетных задач вузовского обучения[Иванова,2013].Саморазвитиеназываетсяважнойкомпонентойпрофессионального мировоззрения и критерием качества подготовки выпускникавысшей школы. Таким образом, в число целей образования включаетсявспоможение становлению личности как субъекту собственного развития.61Справедливости ради заметим, что данная трактовка предназначенияобразования не является открытием современной науки.
Можно согласиться сВ. П. Ивановой [2013], что направленность на саморазвитие всегда было присущеобразованию как системе организации процесса познания. Современноенововведение состоит во внесении самого понятия «саморазвитие» в целевыеположения образования. Исходные идеи саморазвития мы находим в трудахклассиковпедагогическоймысли.Я. А. Коменский,создавая,согласномеханистическому духу века Просвещения, проект дидактической машины, вчисло условий ее функционирования включил: «1) твердо установленные цели, 2)средства, точно приспособленные для достижения этих целей, и 3) твердыеправила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно недостигнуть этой цели» [Коменский, 1955, с.
617]. В качестве строгоустановленных целей мыслитель видел, опять же в соответствии с идеаламиПросвещения, воспитание в ученике человеческой сущности. Школа мыслиласьКоменским как мастерская гуманности, откуда ребенок должен выйти человеком:«Человеком, – говорю я, – т. е. истинным образом бога, истинным господиномвещей, настоящим господином самого себя и своих дел» [Там же, с.
616]. Человек,утверждает Коменский, – существо активное, способное к овладению своейприродой и к усовершенствованию ее. Опережая свое время, великий педагог втруде «Выход из схоластических лабиринтов на равнину», чтобы подчеркнутьактивную роль самого человека в его психической жизни и развитии, прибегает вобразованию понятий, которые в современной психологии относятся к группепонятий «само-».
Как отмечает Б. Г. Ананьев, анализируя наследие мыслителя,«Коменский не удовлетворился научным языком своего времени: именно дляобозначения самовоспитания как общего эффекта воспитания, саморегуляцииповедения и развития как высшего и интегративного продукта воспитания онпредложил ряд новых терминов. Упомянем некоторые из них: автопсия(самостоятельноесозерцаниепредметовилиявлений),автопраксия(самодеятельность и более общее определение самого процесса деятельности),62автофтезия (самостоятельное применение)… Не трудно заметить, что все эторазные характеристики самостоятельности и регуляции развития, являющиесяпоказателями сформированности человека и его активности в общественномразвитии» [Ананьев, 2007, с.