Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 67
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 67 страницы из PDF
под 20 июня (РГБ,ф. 651, № 88, л. 602 об.–609 об.)Кроме того, отдельные чудеса у гроба преподобного записывались ипозднее. Так, в октябре 1745 г. в распросных речах старопечерскогосвященника Ивана Михайлова (фрагмент их читается в сборнике РНБ,Q.XVII.53, в дополнениях к Нижегородскому летописцу) иерей подприсягой показал, что сам неоднократно чувствовал благоухание от гроба,находившегося в ветхой церкви, и о том, что над гробницей Иоасафаслужились панихиды, читали каноны и от могилы брали песок, но в 1720 г.архиепископ Питирим ввел запрет на эти проявления почитания.334Священник Иван Михайлов также указал, что не знает о чудесах иисцелениях, хотя признал, что слышал о чуде с Евдокии Михайловой, атакже об исцелении крестьянина Захара Герасимова, и случае, когда двоеприхожан, ставших слишком близко к гробнице, невидимой силой былиотброшены назад.
Он также сообщил, что церковь, в которой находилисьмощи, была разобрана, на ее месте построено новое здание, которое вскоресгорела, и «он иерей Иван не знает, оные де мощи от случившагосяпожарноговременицелыльнаходятсяилинет».Названныестаропечерским священником свидетели чудес и исцелений (те, что былиживы, так как описываемые события происходили за несколькодесятилетий до времени розыска 1745 г.) также были допрошены.Положительной резолюции от церковных властей не последовало; орегулярном ведении записей свидетельств нет. В устной традицииизвестия об исцелениях от мощей Иоасафа фиксировались в XIX–ХХ в.Избавление от наводнения и других последствий сильной грозы вотдельнойместностиприписывалось,например,заступничествуместночтимого Сергия Малопинежского: «И отосла темныя дождевыя икаменныя грозныя тучи на пустыя места и во ину страну от града и местанашего о том времени, о Покрове Богородицы… Последи же нами бышаслышахом и ведахом, яко в тои время быша верх Ваги реки у крестиянкладеной хлеб и сена водою топило и сносило без остатку».106Важным фактором почитания святых было обращение к ним вслучае болезней животных.Покровителями животных считались прежде всего не русскиесвятые, за помощью обращались к св.
Власию Севастийскому, СпиридонуТримифунтскому, Косьме и Дамианау, Николаю Чудотворцу, св. Модесту,патриарху Иерусалимскому. В чудесах св. Модеста имеется позднее106Савельева Н. В. Сказания XVII века о святынях… С. 338.335добавление, в соответствии с которым в 1723 г. благодаря егозаступничеству в Важском уезде Холмогорской епархии прекратилсяпадеж скота.107Обращались за помощью в период падежа и к чудотворным иконам –например, к Семигородной Успенской108Почитание святых и икон и храмоздательная деятельностьОснование пустыни и более крупной обители через какое-то времявлекло за собой строительство церкви.
В отличие отустановленияпразднованияпроцедурастроительствапроцессаоднозначноподразумевала обращение к епархиальному владыке, что отмечается вагиографических памятниках, посвященных основателям монастырей, и начто указывают благословенные грамоты на строительство и освящениецерквей 109Наличие святыни в том или ином храме привлекало и привлекаетпаломников и служит в определенном отношении на благо обители.Целям привлечения большего числа паломников служили, вчастности, «раздаточные образа», получившее большое распространение, вчастности в крупных севернорусских обителях, после секуляризациимонастырских земель.110107Цит.
по: Бусева-Давыдова И. Л. «Святые молитвенники»: к вопросу опроисхождении и развитии иконографического типа // С. 75.108Лебедев Вас. Семигородная Успенская пустынь и чудотворная икона в нейУспения Божией матери. Сергиев Посад, 1908. С. 4 – о событиях 1816 г. и болеепозднего времени.109См., например: Лифшиц А. Л. «…и постави церковь…»(заметка остроительстве и освящении церкви в Древней Руси) // Вестник церковной истории.2010. № 3–4 (19–20).
С. 341–344.110Цеханская К. В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. М., 2004.С. 134.336Небольшиепустыниимонастырькивозникалиблагодаряпринесению или обретению святыни. Распространенный мотив появленияхрама и впоследствии обители такой: обретение – нередко крестьяниномили местным жителем святыни (иконы) – на месте обретения через какоето время ставится часовня, затем храм. (возможен вариант, когдаобретенная икона понуждает нашедшего его отправиться в то или иноеместо – как в случае с Агапитом Маркушевским или с отроком Тимофеем,которому явилась икона Богоматери на Синичье горе» – в таком случаеэтот эпизод может рассматриваться как этап монастырской колонизации111;или когда святыня обретается в древней или ветхой церкви, илипереносится туда – как в случае с Иулианией Семигородской).Возобновление церкви может сопрождаться созданием Сказания о иконеБогоматери Бобаевской на р.
Удиме.112 Впрочем, в Сказании о зачатииПустынские обители еже есть вверху Малые Коряжемки и о началникестарце Христофоре (Сказании о Христофоровой пустыни), составленной всер. XVII в. при игумене Александре, указывается на такое свойствосвятынь: «И о сем убо, братие, да чюдимся, аще Божиим посещением коястрана, граду или весем запустение бывает, чюдотворныя же иконы ичюдотворцевы мощи явлением и чюдотворении преходят во ин град или вообители, да чюдеса их человеком не забвени будут».113Детально процедура официального свидетельствования чудес отиконы известна, например, в случае с Оранской иконой комиссия быласоздана111пограмотепатриархаИоасафаI.ВкомиссиювошлиБудовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв.М., 1966.112Буланин Д.
М. Иоанн // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3, ч. 4. С. 435–436.113Цит. по: Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых ичудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI–XVIII вв. Тексты иисследования. СПб., 2011. С. 116.337нижегородские духовные лица, а возглавили архимандрит нижегородскогоПечерского монастыря Рафаил и протопоп Архангельского собора Иосиф.Комиссия должна была отыскать свидетелей чудес и опросить их. Послепроверки чудеса, признанные достоверными, записали в отдельную книгу,проверяющие – архимандрит Нижегородского Печерского монастыряРафаил и протопоп Архангельского собора Иосиф – «своими печатми текниги запечатлеша» – и отправили патриарху Иоасафу и царю МихаилуФедоровичу. Книга с записью чудес хранилась в XIX в.
в Оранскоммонастыре (Чудеса с 1635 по 1667 и чудо 1714 г., 500 кратких записей).Вскоре вновь созданная обитель, где находилась святыня, получилаграмоту царя Михаила Федоровича на земельные угодья.114Явление святыни может иметь место в поле, на дереве в лесу, онаможет приплыть или явиться у источника, как например икона БогоматериКазанской Нижнеломовской, явившаяся на камне у источника близ г.Ломова в 7151 (1643) г.
Как сообщает «Сказание о чюдесех пресвятыяБогородицы чюдотворныя иконы глаголемыя Казанския» по указуМихаила Федоровича при источнике была построена церковь и основанмонастырь, благополучно переживший реформу 1764 г.115Обретший икону может остаться жить около часовни, рядом или наместе с которой строится храм (как в случае с Дуниловской иконойБогоматери)116 иногда за святыней начинают присматривать некие114Шмидт С.
О. К истории монастырской колонизации XVII в. («Повесть оначале Оранского монастыря») // ВИРА. М., 1964. Т. 12. С. 299-308; Охотина Н. А.Сказание о иконе Богоматери Оранской // Словарь книжников и книжности ДревнейРуси. СПб., 1998. Вып. 3, ч. 3. С. 394-399.115Текст Сказания опубликован:: Романова А. А. Сказание об иконе БогоматериКазанской Нижнеломовской // Исследования по истории средневековой Руси: К 80летию Юрия Георгиевича Алексеева. М.; СПб., 2006. С. 468—480116Лебедев В.
К. Сказание о чудотворной Дуниловской иконе Божией матери и оДуниловской Богородицкой пустыни. Вологда, 1899. С. 4–7. Обретение Дуниловскойиконы Богоматери Казанской датируется временем правления Федора Алексеевича338христолюбцы, которые становятся в итоге и первыми насельниками вновьсозданной обители (как в случае с иконой Богоматери ОдигитрииПесошенской).117Жития преподобных основателей монастырей, создаваемые, какотмечено в литературе,118 в значительной части случаев игуменами этихобителей, также служили прославлению обители.Как справедливо отметил Д.
К. Уо на частном примере (Сказание оявлении Успения Богоматери в Карганином приходе Соликамского уезда):«установлениеместногокультапродиктованыстремлениеминаписаниеукрепитьстатусегоисториинебольшогобылиновогомонастыря. Важно было не только получать вклады от паломников, но иумножить братию».119 Написание истории монастыря могло диктоватьсяразными причинами – от вопросов паломников до прямого порученияепархиального начальства в XIX в., но в любом случае создание такойистории повышало авторитет обители.Достаточно популярным жанром в конце XVI, но особенно XVII в.становится повествование о явлении (обретении прежде утраченной)святыни, соединенное с житием святого или со сказанием о созданиимонастыря.Явление святыни зачастую сопровождается строительством часовниили храма.
Иногда это место указывается в видении.Святыня может явиться и в запустевшем храме: запустение церкви иотсутствие служб в ней – проблема, возникавшая достаточно часто, о чем(1676–1682) и патриарха Иоакима (1663–1690), т.е., если верить хронологии Сказания,второй половиной 1670-х – началом 1680-х гг.117118Семенова А. В. Игрицкий монастырь и его святыня. Кострома, 2015. С.
19–22.Карбасова Т. Б.Кирилл Новоезерский: история почитания...С. 21–22,примеч. 21.119Уо Д. К. История одной книги. Вятка и «не-современность» в русскойкультуре Петровского времени. СПб., 2003. С. 84.339говорит и помещение в состав Стоглава главы 70, «Ответ о пустыхцерквах, что стоят без пениа».Приведу несколько примеров из вологодской агиографии, к которойотносится, в частности, частично рассмотренное выше в этой же главеСказание об Агапите Маркушевском и явленной ему иконе святителяНиколая (последняя четверть XVI в.).«Сказание…»имееттрадиционнуюдвухчастнуюструктуру:собственно сказание, представляющее вводную часть к чудесам и самичудеса от иконы святителя Николая.