Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 66
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 66 страницы из PDF
Далее вЧудесах следует рассуждение о творимых Господом чудесах и обличениеигрищ, которые устраивают забывшие Бога люди “в честь проклятыхидолов мерзских и богоненавистных». Этот раздел завершается похвалойБогородице («проклятый лях воева, но ничто же успе, но сам низложися,руку простре град похитити, но тою си рукою очи закры и срамом бежа.Тогда молебная пения совершахуся и многи слезы пролияша … Должниесте вы сотворити стен возграждение на оном основании за оноограждение…, притещи в церковь Божия Матере, … честнаго образа еяОдигитрия рекомыя Корсунския, свещи поставляюще и молебная пения сослезами совершающе и милости от нея просяще, да молит о вас преблагагоБога Сына своего и Господа нашего, и тако молитвою ея аки оружиеморужевахуся и яко стеною ограждахуся, есть бо она истинное оружие наше329и стена»).
К тексту Чудес добавлено краткое сообщение о пожалованииМихаилом Феодоровичем в Корсунскую соборную церковь в 1634 г.напрестольного креста. События осады в Чудесах отражены в весьманезначительной степени, и произведение по большей части состоит изриторических отступлений от основного сюжета. Туманные и неточныеисторические реалии позволяют говорить о том, что текст памятника былнаписанчерездостаточнобольшойпромежутоквременипослеописываемых в нем событий. Предшествующей истории Корсунскойиконы посвящены материалы, переписанные в сборник после текстаЧудес: в частности, выписки из Степенной книги с исправлениями,доказывающими, что Корсунская икона, привезенная на Русь по просьбеЕвфросинии Полоцкой, попала в Торопец еще в 1239 г.97 Как показал А.
В.Сиренов, легенда о Торопецкой иконе Богоматери была записана,вероятно, в XVIII в. 98Функцией святынь является не только помощь на поле брани, но испасение из плена –мотив почитания семейной иконы Тихвинской Божьейматери, благодаря которой якобы спася из плена думный дьяк П.Жемчужников в конце XVII в.99Среди достаточно традиционныхчудес епископов Герасима,Питирима и Ионы, икона которых была написана по распоряжениюВасилия Шуйского в 1607 г., выделяется чудо об избавлении из плена«человека, бывша в плене китайском граде у хана краля…», в котором97См.
публикацию текста памятника в кн.: Щукин В. Д.Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии. СПб., 1894. С. 32–47.98Сиренов А. В. Легенда о Торопецкой иконе Богоматери // Вестник СПбГУ.сер. 2. История. 2009. № 1. С. 3–11.99Кириченко О. В. Почитание святынь русскими дворянами (XVIII столетие) //Православная вера и традиции благочестия у русских вXVIII–XX веках:Этнографические исследования и материалы. М.: «Наука», 2002. С. 25.330повествуется о том, как служивший «в сибирских городах» Михей былвзят в плен «иноверными китайского владения хановым повелениемь испод Алгазинского (т. е.
Албазинского) острога» в числе 97 человек, жил вплену пятнадцать недель, взмолился устьвымским чудотворцам, послечего «Михею и с нимь в православной вере твердо жившим пятичеловекомь дадеся от Господа Бога свобода итти на Русь во свою землю...и одарень бысть от хана и честне на его мсках проводимь...». 100Возвратившись на родину, Михей соорудил часовню и написал образустьвымскихсвятителей.ВообщеосадаАлбазинскогоострогавлитературной традиции связывается с заступничеством ряда именнорусских святых, в том числе псковских князей Всеволода-Гавриила иДовмонта-Тимофея. (1689/90 г.)101Святынями, помогающими в беде, могут быть не только святой илиикон, но и крест.
Так, побег из плена приписывает чудесномузаступничеству креста-мощевика Василий Сергеев Микулин, герой«Повести о чудесах Виленского креста». Согласно «Повести», арзамасецВасидий Микулин в 1658 передал муромскому купцу Борису Цветномусеребряный крест-мощевик для новопостроенного Троицкого монастыря.По словам Микулина, крест был найден им во время разорения Вильны, апривезен в Муром по указанию, полученному в видении, в случаенеповиновения попасть в плен. Микулин попадает в плен через некоторое100Сказание о чудесах от мощей усть-вымских чудотворцев, пермскихепископов Герасима, Питирима и Ионы / Подг. текста А. Н. Власова, Н. А.
Петренко //История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Сыктывкар,1996. С. 76–92; Низов В. В. «Чюдеса великих чюдотворцев епископов ПермьскихГерасима, Питирима и Ионы» как исторический источник // Шведы и Русский Север:Историко-культурные связи (к 210-летию Александра Лаврентьевича Витберга). Киров,1997. С. 361–372).101См.: Артемьев А. Р. Явление албазинским казакам псковских святых // ВестиДальневосточного отделения АН СССР. 1990. № 6. С. 106–110; Охотникова В. И.Псковская агиография. Т.
1.331время после этого, но ему удается бежать – благодаря, как утверждаетПовесть, помощи и заступничеству креста.102Заступничеству иконы Николая Великорецкого в избавлении отплена посвящены описания двух чудес из первоначальной редакциипамятника, датируемые 1 февраля 7169 (1661) г. и 11 декабря 7203 (1694) г.(последнее,случившеесясострельцомИваномСлободиным),неоднократно пересказывалось в литературе.103Смутное время дало новый стимул для возникновения легенд исказаний о защите города.Так, Казанской иконе Богоматери, которую забрал в Романовепоручик Я.
Любский, а затем, как сообщает «Сказание вкратце о новомдевичье монастыре, что в Ярославле в остроге большой осыпи, и очюдотворном образе Пречистыя Богородица» отдал (или, согласнопатриаршей грамоте 1610 г., продал) ее земскому старосте В. Ю. Лыткину,а тот, в свою очередь, принес ее в Богородичную церковь на посаде,приписана успешная борьба с интервентами в Ярославле в 1609 г. – в честьиконы был воздвигнут храм.104 Пространная редакция «Сказания вкратце»сообщает о споре между ярославцами и романовцами, стремившимисявернуть образ себе. «Обыск» по этому спору закончился принятиемрешения, отразившегося в грамоте патриарха Гермогена.105102Брун Т. А. О датировке «Повести о чудесах Виленского креста //Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб.
2. С. 206; Руди Т. Р. Еще разо датировке «Повести о чудесах Виленского креста» // ТОДРЛ. 1999. Т. 51.103См., в частности: Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиепископаМирликийского и слава его в России / Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев. СПб., 1899. С.300–319 (репринтное изд. — М., 1994).104Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, ч. 3. С. 384.105Там же. С. 385.332Заступничество икон и святых при природных катаклизмах:землетрясениях и т.п.ПримеромВознесенскомтому,какПечерскомлетописноесообщениемонастыресталообоползневагиографическимпроизведением может служить «Сказание о посещении Господни вНижнем Новеграде в Печерьском монастыре»ИмясхимникаВознесенскогоПечерскогомонастыря,мощикоторого были обнаружены после разрушения Вознесенского Печерскогомонастыря оползнем 18 июня 1597 г., встречается в святцах с конца XVIIв.
В 1598 г. на месте разрушенной обители была построена деревяннаяПреображенская церковь с приделами святителя Николая Чудотворца и св.Иоанна Богослова. В Иоанно-Богословском приделе по левую сторону отцарских врат находились под спудом мощи Иоасафа, над погребениемстояла рака. Здание храма неоднократно перестраивалось, в 1882 г.воздвигнут придел во имя Иоасафа царевича.
Посреди пещеры стоялакаменная гробница, через отверстие в которой паломники могли братьпесок с раки святого. В пещере ежедневно после литургии служиласьпанихида об упокоении Иоасафа; канонизирован как местночтимый святойпреподобный был только в 1993 г., в 2008 г. было установленопразднование Собора Нижегородских святых, в том числе и Иоасафу. Этотфактнагляднодемонстрирует,скользначительнымвременнымпромежутком может быть отделено начало почитания и акт егоканонизации.Что касается источников, касающихся почитания Иоасафа в XVII–XX вв., письменная традиция, отразившая его почитание, достаточноразнообразна.Наиболееранняяредакциялетописногосообщениясохранилась в составе Нижегородского летописца и повествует об оползнев монастыре, после которого 20 июня 1597 г.
был обретен гроб с мощамиподвижника. В ранней редакции не упоминается имя архимандритаПечерского монастыря и др. Текст летописи однозначно указывает на то,333чтоизначальнооползень,вызвавшийразрушениемонастыря,рассматривался как Божье «посещение» и как грозное предзнаменованиеСмутного времени. Со временем оценка события поменялась, что видно вредакции известия, составленной позднее, вероятно, в начале XVIII в. Этаредакция встречается обычно вместе с «Повестью о целебной милостипреподобногосхимонахаИоасафа».Согласноейнижегородскиймитрополит Исайя в 1702 г. повелел соборному ключарю священникуАндреюрасследоватьисцелениежительницыБалахныЕвдокииМихайловой, страдавшей беснованием.
Больной дважды являлся во сне св.митрополит Филипп (Колычев), повелевавший ей идти в Печерскиймонастырь ко гробу Иоасафа, а затем принять монашеский постриг.Митрополит Исайя велел «ключарю свидетельствовать» о произошедшем,и опросить не только Евдокию, но и ее духовника и соседей. «Повесть…»копируется в сборниках XVIII в. вместе с сообщением об оползне 1597 г.(см., например: РНБ: собр. Погодина, № 1579, собр. Титова, № 1749).На основании летописного известия и «Повести…» в первойчетверти XVIII в. было составлено Похвальное слово «на обретениечестныхмощейпреподобнагоотцанашегоИоасафазатворникаНижегородскиих предел первобывшаго Печерскаго монастыря, новагороссийскаго чудотворца мироточиваго, в летописце же Нижегородскомсвидетельствованнаго», читающееся в святцах XVIII в.