Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 53

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 53 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 53 страницы из PDF

Общая библиография:Учебник для вузов. М., 2000. С. 203–204.252Романова А.А. 1) Указатели уставных чтений монастырских библиотеквторой половины XVI в. // Федоровские чтения 2007. М., 2007. С. 131–141; 2) «Указцы»монастырских библиотек второй половины XVI–XVII вв. // Библиотековедение.

2009.№ 4. С. 148–153.253Слуховский М.И. Русская библиотека XVI–XVII вв. М., 1973. С. 126–127.Существует предположение, что указец Иосифо-Волоколамского монастыря былсоставлен в 3-й четв. XVI в. иноком Паисием (Мичуриным) – Турилов А.А. 1)Памятники южнославянской книжности в составе русских библиотек конца XV–началаXVII веков (по материалам древнерусской библиографии) // Советское славяноведение.М., 1977. № 1.

С. 73-74; 2) Духовная литература и письменность X–XVII вв. //Православная энциклопедия / Под общ. ред. патриарха Московского и Всея РусиАлексия II. М., 2000. Т. Русская Православная церковь. С. 405–406.254Указатель введен в научный оборот Л. Б. Беловой: Белова Л.Б. Новыематериалы для истории русской библиографии в библиотеке Антониево-Сийскогомонастыря // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2005.

№ 3. С. 10.260Волоколамского и Спасо-Прилуцкого монастырей существовали в видеотдельных рукописей. В Кирилло-Белозерском и Антониево-Сийскоммонастырях они помещались в составе сборников, регламентирующихпрактику богослужения. В Кирилловом монастыре указатели известны всоставе церковных Обиходников255, в Антониево-Сийском – в близких потипу рукописях, включающих указатель (названный святцами) и Кормовуюкнигу. И в том, и в другом случае можно говорить, что указатели чтенийпомещались в книгах, регулировавших конкретный ход и состав ибогослужений, и прочих событий монастырской жизни: от времени ипродолжительности колокольного звона до состава трапезы.Появление указателей чтений был вызвано, надо полагать, рядомпричин, в том числе изменениями устава, увеличением количестварукописей в монастырской библиотеке, а также установлениемнамосковских соборах 1547–1549 гг.

общецерковного празднования рядурусских святых. В литературе отмечается, что систематизация новыхданных происходила обычно не путем выделения памятей русских святых вотдельную главу, а путем использования системы знаков, указывающих наместо праздника в иерархии. «В связи с возникновением уставных коллизийпри совпадениях новых памятей с праздниками … возникла потребность вдополнении корпуса Марковых глав статьями, относящимися к русскимпраздникам. В XVII в. была сделана попытка выделить русские памяти ипоместить их отдельно от вселенских, вылившаяся во включение в Типиконособого набора глав, подобных Марковым, – Указа о святых новых255Обиходники – краткие богослужебные уставы, которые появляются в русскихмонастырях в сер.

XVI в., бывают собственно церковными (является руководством дляуставщика, который следил за правильным отправлением богослужения), нотными икеларскими – см.: Шаблова Т.И. Келарский обиходник Матфея Никифорова старцаКирилло-Белозерского монастыря 1655/1656 г. М., 2002. С. 9–10.261чудотворцах, празднуемых от понедельника святыя недели до недели Всехсвятых»,256Подборнужныхсоставления/перепискичтенийновыхосуществлялсярукописей(соборников),какпутемгденужныеслова/жития/поучения подбирались в календарном порядке, так и путемсоставления указателей, благодаря которым возможно было быстроотыскать нужное чтение в уже имеющихся в монастырской библиотекерукописях.Технически сам жанр указателей чтений связан с существовавшей вКирилло-Белозерском и другихмонастыряхтрадициейсоставленияподробных оглавлений сложных по составу книг.

В оглавлениях этого типасообщалось, на какой день и для какой церковной службы предназначалсяопределенный текст, название текста, начальные слова его, а нередко иконец,т.е.использоваласьдостаточнопродуманнаяметодика«библиографирования» текстов257.Чтобы составить указатель, содержание рукописей, на статьи вкоторых делались ссылки, расписывалось постатейно – такая росписьсохранилась в известном описании рукописей Кирилло-Белозерскогомонастыря конца XV в.256258Встречается постатейная роспись содержанияЖелтов М. С., Сергий (Правдолюбов).

Богослужение русской церкви X–XXвв. // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. «Русская Православная церковь».257См. подробнее: Гранстрем Е.Э. 1) Материалы к истории древнерусскойбиблиографии // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 409–410; 2) Первоначальныебиблиографические указатели в древнерусских рукописях // АЕ за 1974 г. М., 1975. С.90–93.258Никольский Н.К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря,составленное в конце XV века.

СПб., 1897 (Памятники древней письменности, т. 113).С. L. См. подробнее: Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XVвека. Историко-кодикологическое исследование. М.; СПб., 2013. С. 23–46.262отдельных сборников и позднее, хотя и не в таких масштабах259. Вотсутствие такого рода росписей отдельных книг составление указателячтений на год, охватывающим несколько десятков книг, вряд ли было бывозможным.Указатели чтений, сохранившиеся в рукописях Кирилло-Белозерскогомонастыря, сохранились в списках второй половины XVI–первой половиныXVII в., точное количество списков можно будет назвать, когда рукописнаятрадиция кирилловских церковных обиходников будет изучена в полноймере, в том числе в рукописях, оказавшихся за пределами рукописныхсобраний РНБ: Кирилло-Белозерского монастыря и Софийского.

В научныйоборот указатели были введены Н.К. Никольским, в работе, посвященнойуникальному описанию рукописей Кирилло-Белозерского монастыря концаXV в. (1897 г.). Им же была подготовлена для публикации наиболее ранняяредакция кирилловского указателя чтений260.В литературе указатели именуются «указами» или «указцами», но всеэти названия условны. Так, у статей, о которых идет речь, названий вкирилловских рукописях нет, начинаются они со следующих слов:«Подобает ведати, в которых книгах чтутся слова святым» (глава 1, чтенияс сентября по август), «Неделя о мытари и фарисеи почнется соборникПостной и Синоксарь» (глава 2, чтения подвижного цикла, до Пасхи), «А отПасхи начинается книга 50-ца в полдесть» (глава 3). Время созданиякирилловских указателей точно не известно, нет сведений о том, кто былинициатором их составления, и только для отдельных рукописей известно259Так, в рукописи РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 749/1006, 2-я четв.

XVIIв., л. 50–52 об., расписано (с указанием количества листов) содержание двух«соборников», содержащих чтения на период 40-ницы и 50-ницы, для каждой статьиуказано количество листов, которое она занимает.260Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство довторой четверти XVII века. Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение.СПб., 2006 / Подгот. изд. З.В. Дмитриева, Е.В.

Крушельницкая, Т.И. Шаблова. С. 285–296.263имя старца, использовавшего или возможно даже составившего ту илииную редакцию Обиходника.Содержание указателейотличается, какправило, краткостью,называется имя святого или наименование праздника, иногда встречаетсяхарактеристика сочинения («Слово похвално», «Похвала», Житие), ещереже– начальные слова (например «Предста царица»). Отсутствиенумерации листов в рукописях могло оказаться препятствием длянахождения нужного текста в книге большого объема. В соборниках этапроблема решалась путем составления оглавления, в котором помещенныев них тексты получали номер главы, а в указателях приводился либо номерглавы и объем текста (как в Указце Арсения Высокого), либо объем текста влистах (как в кирилловских указателях).Как отметил Н.К. Никольский, первая редакция кирилло-белозерскихОбиходников, включившая в себя три главы указателя, появилась, судя поупоминаемым в ней рукописям, не ранее 1554 г.

Однако рукописи,принадлежащие к одной редакции Обиходника, содержат далеко неидентичный текст указателей261, что позволяет сделать вывод, чтосоставление указателей не было единовременным событием, что онипереписывались, редактировались и были востребованы, причем напротяжении достаточно значительного временного периода.Подготовленный Н.К. Никольским к изданию текст отражаетнаиболее раннюю редакцию указателя. В нее еще не внесены указания нато, где брать чтения на «память» новых русских чудотворцев.

Раздел с261Кроме того, далеко не во всех списках первой редакции Обиходниковприсутствуют указатели/указцы, из перечисленных Никольским списков первойредакции РНБ, Кир.-Бел. 730/ 987, 731/988, 742/999, 60/1137, 819/1076, Соф. 1164,Q.I.52 (Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второйчетверти XVII века. С.

264, примеч. 1) их нет в рукописях Соф. 1164 и Q.I.52.264указанием на дни, в которые празднуется их память, выделен в обиходникев отдельную главу, получившую свой порядковый номер – 4262.4-я глава является ценным источником для истории канонизациисвятых в русской церкви.263 В главе 4 перечислены имена «новыхчудотворцев» архиепископа новгородского Иоанна, Никона Радонежского,Александра Невского, Михаила Клопского, Павла Обнорского, МакарияКалязинского,Боровского,митрополитаДионисияИоны,ГлушицкогоЗосимыиСоловецкого,АлександраПафнутияСвирского.264Вдальнейшем в известных списках указца эта глава сохранялась, переченьсвятых по существу не менялся, даже в рукописях XVII в., т.

е. в период,когда число общерусских канонизированных святых увеличилось. Здесьинтересно провести сравнение с антониево-сийскими указцами,265 где вмесяцесловной части имеются указания на чтения в дни памяти многобольшего числа русских святых, в том числе канонизированных в262В тех списках первой редакции, в которых первые три главы пропущены,нумерация глав в Обиходнике сохраняется. См., например, список РНБ, Соф. 1164.263(см. об этом, например: Макарий (Веретенников). Макарьевские соборы 1547и 1549 годов и их значение // Русская художественная культура XV–XVII вв.

М., 1998(Государственныйисторико-культурныймузей-заповедникМосковскийкремль:Материалы и исследования. XI). Прил. III. С. 17 – публикация текста главы по спискуРГАДА, ф. 201, № 58, л. 55 об. –57; Мусин А.Е. Соборы св. митрополита Макария1547–49гг.:Фактисторииилифактисториографии?(www.rostmuseum.ru/publication/srm/013/musin01.html).264Т.е. канонизированных на соборе 1547 г. В списке отсутствует имя СавватияСоловецкого. Перечень, помещенный в главе 4, изменениям не подвергался.265Указатель Антониево-Сийского монастыря, озаглавленный «Святъцы» –представлен четырьмя списками, наиболее древний, вероятно черновой список (свставками и оставленными незаполненными промежутками между отдельными днямимесяцев), сохранился в рукописи БАН. Арх.

Д. 302. В антониево-сийском указателеприсутствуют ссылки не только на рукописи, но и на печатные издания.265позднейший период, например, Кирилла Новоезерского266. Если во второйредакции кирилловского указателя, включавшего чтения на память «новыхчудотворцев», количество памятей русских святых и чудотворных икон длякаждого месяца не превышает 2–3, и только в сентябре – 5 и в мае – 7,немногим больше памятей в волоколамском указателе и в «Указце»АрсенияВысокого,тов Антониево-Сийскихсвятцахвсентябреперечислено 7 русских памятей, в октябре и декабре – по 6, в январе ифеврале – по 4, в марте – 7, в апреле – 6, в мае – 19 ((!), в июне – 12, в июле– 11, а в августе – 8 памятей,267 т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5120
Авторов
на СтудИзбе
444
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее