Отзыв научного руководителя (Культурный контекст эволюции музейной архитектуры)
Описание файла
Файл "Отзыв научного руководителя" внутри архива находится в папке "Культурный контекст эволюции музейной архитектуры". PDF-файл из архива "Культурный контекст эволюции музейной архитектуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯна диссертационное исследование Ксении Васильевны Суриковой«Культурный контекст эволюции музейной архитектуры»,представленное к защите на соискание ученой степени кандидатакультурологии по специальности 24.00.01 - теория и история культурыВ своём исследовании соискатель учёной степени рассматриваетфеномен музея в качестве существенного элемента культуры, начиная с эпохиРенессанса и заканчивая современностью. Более того, музей может быть непросто значимым элементом культуры, — зачастую он способен смаксимальной полнотой выражать наиболее существенные установки либоэпохи, либо некоего явления, характерного для этой эпохи.
Так, например,максимально «репрезентативными» для новоевропейской науки оказываютсяестественнонаучные музеи, а для современного искусства — современныемузеисоответствующегопрофиля.Этнографические,кпримеру,исследованиятрудноосуществимыбезсоответствующихмузейныхколлекций и экспозиций, а для такого жанра современного искусства, какимявляется инсталляция, трудно найти более подходящее место, чем биеннале.И если для музееведов представление, в соответствии с которым музейнаходится в самом сердце культуры, является своего рода аксиомой, то сточки зрения культурологии это всего лишь теорема, требующаядоказательств. На наш взгляд, актуальность и научная значимостьпроведённого Ксенией Васильевной исследования состоит в том, что ейудалосьубедительнопродемонстрировать,чтофеноменмузея,трансформируясь вместе с культурой, на каждом этапе исчерпывающевыражает специфику трансформации и особенности сложившейся формы.Музейная архитектура в диссертации — это та грань музея, которую авторвсё время держит в фокусе своего исследования.
Выясняется, что существуетжёсткая корреляция между мировоззрением эпохи и спецификой музейнойархитектуры, выясняется, что архитектура музейного здания согласуется соспецификой репрезентации и составом музейных коллекций, таким образомавтор, во-первых, делает очевидной важную роль музея в истории культурыот Ренессанса до современности, во-вторых, в распоряжении культурологииоказывается ещё один инструмент для анализа культурных трансформаций.Выдвижение музейной архитектуры на роль такого инструмента оказалось,как показало исследование, эффективным и многообещающим.К.В. Сурикова долгие годы работает на кафедре музейного дела иохраны памятников C I161 У, проводя семинары, студенческие практики,молодёжные круглые столы и конференции.
В то же время соискательницапринимает активное участие и в музейной жизни: она сотрудничает с Музеемантропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академиинаук (Кунсткамера), с Центральным музеем связи им. А.С. Попова, курируетпроекты в Государственном музее-заповеднике Царское Село, других музеяхнашей страны. Хорошо известна Ксения Васильевна и в качестве учёного:она опубликовала более десяти статей в научных журналах, из которых 8 - визданиях, рекомендованных Президиумом ВАК РФ.В работе над диссертацией Ксения Васильевна проявила максимальнуюстепеньсамостоятельности.Оригинальнаяконцепция,которуюразрабатывает Ксения Васильевна, состоит в эффективном применениипредставления о музее как об институте памяти для анализа содержанияэволюции музейной архитектуры. В этом срезе, анализируя изменение формотношения к прошлому (эстетизация — сциентизм — утилитаризм),соискательница обнаруживает строгое соответствие каждого из этих модусовопределённому типу музейных зданий.
Выводы Ксении Васильевныпредставляются настолько убедительными, что другие авторы, пишущие омузейной архитектуре, ссылаются на сделанные ей выводы. В качествепримера приведу кандидатскую диссертацию Н.С. Бакушкиной «Архитектурамузейных зданий второй половины XX — начала XXI века», успешнозащищённую в сентябре этого года в диссертационном совете при РГПУ им.А.И. Герцена. Можно с уверенностью утверждать, что Ксения ВасильевнаСурикова к настоящему времени полностью сформировалась в качествесамостоятельного и интересного исследователя, идеи которого получилипризнание среди культурологов и музееведов.На наш взгляд, диссертация К.В.
Суриковой написана на актуальнуютему, включает новые результаты, значимые для культурологии. Работаявляется самостоятельной и оригинальной, автореферат и публикацииотражают содержание диссертации. Диссертация соответствует уровнюведущихся в этом направлении исследований, соответствует требованиямВАК, предъявляемым к кандидатским диссертациям, и может бытьрекомендована к защите на соискание учёной степени кандидатакультурологии по специальности 24.00.01 — теория и история культуры.26.12.2017Научный руководитель:Доктор философских наук,профессор кафедры культурологии,философии культуры и эстетики СПбГУЕ.А. Маковецкий2i.