Диссертация (Культурный контекст эволюции музейной архитектуры), страница 12

PDF-файл Диссертация (Культурный контекст эволюции музейной архитектуры), страница 12 Культурология (47496): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Культурный контекст эволюции музейной архитектуры) - PDF, страница 12 (47496) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культурный контекст эволюции музейной архитектуры". PDF-файл из архива "Культурный контекст эволюции музейной архитектуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Тот факт, что общение зрителя с предметом осуществляетсяне в обстановке кабинета или студиоло, а в конкретной ситуации музея,имеющей как реальные пространственные (здание музея), так и заданныесоциокультурныепараметры,влияетнаэтообщение,задаетемуопределенные параметры и функции.§ 3. Музеи-дворцы науки второй половины XIX – начала XX вв.Вторая половина XIX в. мыслит себя временем науки, искусства,просвещения, демократизма. Независимо от различия в философских иполитических взглядах, в мировоззрении существовала единая установка,фактически отождествляющая историческую действительность со знанием оней.Она,всвоюочередь,дополняласьдвумяметодологическимипринципами: принципом детерминизма – любое будущее в системе99Цит.

по: Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. С. 100.60предсказуемонаосновезнанияопрошлом–ипринципом«запрограммированного» видения истории, связанным с субъективнымцелеполаганием исторического процесса, реализующего либо «проекттворца», либо «предписание мирового разума», либо «принцип гармонии» ит.д.100Отсюда следует специфическое для этого периода отношение к науке.Во-первых, научному знанию придается главенствующее значение. Вовторых, в поисках основания, которое сможет дать ясное и полное«объяснение» истории и культуре, внимание исследователя направлено навнешнюю сторону явлений, на знание фактов и фиксируется, прежде всего,на реалиях. Его интересует не столько социальный, философский,мировоззренческийсмысл,выражаемыйфактом,сколькосамфакт.Своеобразием мышления этого периода определяется особое значение,которое придавалось истории в ряду других общественных наук. Если знаниео действительности практически тождественно ей самой, если будущее естьрезультат прошлого, предсказуемое на основании знания о предшествующихсостояниях, то научный факт, полученный в результате историческогоанализа, превращается в реальную силу.

Достаточно лишь использовать внужномнаправлениивсесозданноевпрошломположительноеипрогрессивное.101Уже в этот период появляется идея использования прошлого, истории, а,следовательно, и музея, как хранителя этого прошлого, в политических иидеологических целях. В программе создания Исторического музея в МосквеА. С. Уваров и И. Е. Забелин пишут: «Путем изучения национальной историина наших глазах воскресли к национальной жизни чехи, задавленныенемцами со времен тридцатилетней войны, тем же путем подготовлено былосознание немецкого народа к признанию необходимости политического100Кириченко Е.

И. Архитектор В. О. Шервуд и его теоретические воззрения // Архитектурное наследство.1974. № 22. С. 4.101Там же. С. 4.61единства: наука, поэзия, искусство – все было призвано для достижения этойцели. Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историюпод страхом перестать быть великим народом… Музеи – одно из самыхмогущественных средств к достижению народного самосознания – высшейцели исторической науки»102.Осознаниетого,чтомузейможетбытьиспользованвделепатриотического воспитания, то есть, иметь государственное значение,стимулирует возникновение публичных музеев по всей Европе. Музейпредставляется теперь не инструментом познания мира, а пространствомистории, то есть, таким пространством, в котором историясоздается,хранится и транслируется. «Подобная институализация связана с новойфункцией и ответственностью, возлагаемыми на музей — воспитаниеграждан, что требует введения в пространство музея новой идеологии имифологии.

История постепенно становится мифом о великом государстве, амузей — его символом. Таким образом, музей не только создаетопределенный образ истории, но и является инструментом, при помощикоторого нации легитимируют свое прошлое».103На изменение облика музея повлиял во многом отход от идеиабсолютной ценности античности и признание самостоятельного значения закультурами, которым, начиная с эпохи Возрождения, в таком значенииотказывалось. Этот процесс сопровождается «открытием» неклассическогохудожественного наследия (средневековой Европы, Древней Руси, Востока).Недавно еще казавшиеся чем-то второстепенным, локальным по сравнению симеющими общечеловеческое значение античностью и Возрождением,неклассические эпохи обретают роль символов новых ценностей.

Появляетсяпотребность сравнивать эпохи и, тем самым, осознавать себя и свое место вмире, включая себя (свое время, народ) в поток мирового развития, соотнося102103Смысл и назначение Музея имени е.и.в. государя наследника цесаревича. М., 1873. С.6.Беззубова О. В. Музей как инстанция… С.

130.62те или иные факты и события современности с событиями и фактамипрошлого.104Представление об античной архитектуре как о художественном образцетеряет свой обобщенный, идеализированный характер. «Недосягаемый,надысторический идеал, который, казалось бы, она воплощала, по мереуглубления знаний обретал черты конкретной исторической эпохи, что всвою очередь стимулировало интерес не к обобщенным закономерностямантичногоискусства,акчастнымслучаямегопроявления,ярчехарактеризующим его национальные особенности.

Это привело к замене<…> стремления к идеалу тенденцией исторической ретроспекции. <…>возникла новая трактовка античного наследия, которое стали рассматриватькак выражение народности и национального своеобразия искусства древнегомира, что оказало значительное влияние на обращение архитектуры <…> кизучению и творческой переработке национального наследия».105 Длямузейной архитектуры это означало исчезновение зданий, повторяющихформы классических греческих храмов и появление музеев, своим обликомотсылавших к определенным историческим эпохам или представлявшихисторию развития архитектурных стилей региона.Яркий пример новой музейной архитектуры – Естественнонаучныймузей в Лондоне (Рис.

18). В ведущем музейном учреждении Англии –Британском музее – несмотря на перестройку здания и пристройку к немудополнительных помещений, для размещения экспонатов не хваталопространства, поэтому было решено переместить естественнонаучныеколлекции в другое помещение. Новое здание было построено по проекту А.Уотерхауза в 1881 г. в стиле романского возрождения из кирпича иоблицовано терракотой кремового и серо-голубого цвета, с обильным104Кириченко Е.

И. Историзм мышления… С. 113.Нащокина М. В. Античность в русской архитектурной теории 30-х-50-х годов XIX века // Архитектурноенаследство, 1988, № 36. С. 129.10563использованиемдекоративнойстали.Параллельныескатныекрышиобозначают каждую их шести главных галерей здания. Вход располагается вцентре массивного фасада, к которому примыкают две высокие башни. Серияиз пяти терракотовых панелей над входом иллюстрирует общий замыселдекоративного убранства музея, который фокусируется на изображении всегоразнообразия природного мира, и живого и ископаемого. Техническаяконструкция, использованная архитектором, была инновационной для своеговремени, особенностями здания были стальной и железный каркасзамаскированный серией колонн и арок, богато украшенных растительным иживотным орнаментом, отражающим содержание и функцию музея.Использование национальных мотивов в музейной архитектуре к концустолетия становится практически повсеместным.

Так воспроизводит формыскандинавской архитектуры И. Класон в здании Северного музея (Рис. 19) вСтокгольме.106 Многочисленные башни, сложные по форме фронтоны,кирпичныеплоскостиоблицовкистен,чередующиесясрядамиестественного камня, сочетаются здесь с композиционными приемами,характерными для музейных зданий предыдущего периода.На фоне этих построек выделяется здание Уайт-Чепельской галереи вЛондоне (Рис. 20), строившееся по проекту Г. Таундсенда с 1897 по 1899 гг.В композиции фасада, прежде всего, бросается в глаза отсутствие каких-либостилистических элементов прошлых эпох.

Гладкая плоскость стены,прорезана большой аркой портала и рядом небольших оконных проемов,объединенных в горизонтальную полосу при помощи каменных поясов.107Смещение акцентов с характерного для первой половины столетияобожествления искусства на свойственные второй половине научность ипросветительство вносит коррективы в интерпретацию функции музея. Если106107Всеобщая история архитектуры. Т.

7. М., 1969. С. 281.Там же. С. 29564начало века характеризует эмоционально-личностное переживание культурыпрошлого, то его вторую половину – более трезвый, объективистский подходк источнику. Прежде всего, это сказалось на характере музейного интерьера,теперьметодыпросветительскимпроектированияцелям.сознательноНаучность,подчиняютсяподлинность,научно-достоверностьопределяют и характер музейных помещений и архитектурного стиля вцелом.Для России новое понимание функции музея соотносится с вопросамиисторического будущего, которое рассматривается в непосредственной связис проблемами народности. В музеях видится мощное средство просвещениянарода, поскольку именно от него в зависимость ставится прогресс иразумное переустройство общества.

В музейной архитектуре в связи с этимпроступает интерес к национальной истории, характерный пример – зданиеГосударственного Исторического музея в Москве (Рис. 22).Идея организации музея принадлежала археологу и историку А. С.Уварову. В 1872 г. был издан императорский указ о создании музея, и тогдаже было положено начало его коллекциям. В январе 1873 г.

императоромбыла одобрена программа музея, в 1873-1874 гг. по указаниям научнойкомиссии велась разработка эскизного проекта. В августе 1875 г. былутвержден получивший первую премию на конкурсе проект В. О. Шервуда иА. А. Семенова, и состоялась закладка музея.В соответствии с мировоззрением эпохи, Шервуд подходит кпроектированию музея как ученый-исследователь. Он пытается проникнуть всекреты законов и специфику древнерусского зодчества, реализовать напрактикеобнаруженныевпроцессеанализазакономерностииспроектировать здание в возрожденном на подлинно научной основе русскомстиле. Поскольку Исторический музей задумывался как национальныймузей, памятник, свидетельствующий о любви народа к своему отечеству и65об уважении к подвигам предков108, его здание могло быть выполнено тольков народных и национальных формах, тех, где русская самобытностьвыразилась бы с наибольшей определенностью. По мнению учредителеймузея, это были формы XVI в.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее