Диссертация (Косметические практики трансформации тела человека в системе современной массовой культуры), страница 12

PDF-файл Диссертация (Косметические практики трансформации тела человека в системе современной массовой культуры), страница 12 Философия (47180): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Косметические практики трансформации тела человека в системе современной массовой культуры) - PDF, страница 12 (47180) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Косметические практики трансформации тела человека в системе современной массовой культуры". PDF-файл из архива "Косметические практики трансформации тела человека в системе современной массовой культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Кроме того, представляется, чтоосмысление массовой культуры как особой синтетической историкосоциальной формы культуры будет способствовать не только устранениюпротиворечий в изучении современного социокультурного ландшафта, но ирасширению предметной области за счет включения в исследовательскуюдеятельность фактов и феноменов, долгое время находившихся вне сферынаучных интересов. Как правило, это связано с суждением об ихнеструктурированности, хаотичности, избыточной утилитарности и даженезначительности для развития научного знания. В реальности же такоеположение вопроса сводит стремления комплексного системологическогоизучения культуры на современной ступени развития только к традиционнойузконаправленной риторике дискурса, не позволяет научному знаниюсвоевременно имплицировать культурную реальность, устанавливать точкиее соприкосновения с иными системами – человека, природы, общества.1.2.

Тело человека в контексте современности: особенности философскокультурологической фиксации и интерпретации практик телеснойтрансформации__________________________________________________________________В антропологической классификации «Homo sapiens» – единственныйиз ныне существующих вид рода «Homo».

Его появление и формирование70стало возможным вследствие поступательного эволюционного движения от«Homo habilis» до «Homo neanderthalensis». Вместе с тем в системесоциокультурного развития человека его онтологический статус имеетбольшее количество модификаций. Так, в эпоху Античности в центремироздания оказался «Человек гармоничный», в эпоху Средневековья –«Человек религиозный (духовный)», в эпоху Просвещения – «Человекобразованный». В ХХ столетии были созданы следующие модели видениячеловека:«Человекиграющий»,«Человекиндустриальный»,«Технократический человек», «Человек толпы (массы)» и т.д. Современнаяже массовая культура создает неповторимые образы нового человека –«Человека креативного» и «Человека потребляющего».

Она выступаетодновременно и как среда, и как набор орудий для организации жизни науровне коллектива и на уровне индивида.Эта среда и эти инструменты могут быть и пассивными, и активными.Тем не менее, они всегда основаны на герменевтической традициирассмотрениябытиякаксистемызнаков,которыенеобходимоинтерпретировать, чтобы придать ему смысл. Отсюда производство ипотреблениекаксамовоспроизводящиесясоциокультурныесхемы,обеспечивающие устойчивость общества и культуры, в большей степениориентированы на компромисс эстетических, этических, социальных и иныхпозиций личности, а также на ее деятельную интеграцию в социокультурнуюсреду.

А следовательно, социокультурный образ современного человекамозаичен и многозначен. Он в большей степени зависит от того, какимкультурным, экономическим и личностным потенциалом обладает индивид.Массовая культура лишь предоставляет ему множество вариаций и моделейдействия, а каким будет это действие – решать самому человеку!Особенно остро вопрос бытия человека в пространстве современноймассовой культуры встает в связи с активным инкультурированием,71социализированием,маркированием,эстетизированиемеготелеснойсоставляющей. Тело, являющееся полновластным участником историческихсобытий, сегодня требует принципиально иных подходов и методов.Продолжаяразработкунамеченнойвисследованиицели,непосредственно обратимся к возможностям системного изучения практиктрансформации тела в условиях современной массовой культуры.

Главнымобразом это сопряжено с установлением феноменологической спецификисоматических практик, их видовым и типологическим разнообразием.Представляется, что обозначенный ранее подход дает возможностьсоздания некой адекватной модели, описывающей своеобразие практиктрансформации тела не только с позиций их культурной предметности, но икак первопричину и механизм динамики существующих культурныхкомплексовсучетомконкретныхвариантовиинвариантов,ихуниверсальных и уникальных черт и характеристик.Итак, общеизвестно, что обращение к проблеме человеческого тела ителесности является концептуально укорененным как в пространствеестественнонаучного,такмноговековуюисториюоригинальныхтрактовокпсихофизиологических,ивсистемедискурсаигуманитарногосозданотеорий,знания.значительноебазирующихсяколичествонафилософско-мировоззренческих,Заизучениисоциальных,культурных и иных аспектах ее репрезентации.Однако в ситуации XXI столетия тело и телесность также остаютсяоднойизосновныхисследовательскихполемик,чтообусловленодальнейшим изменением общей социокультурной обстановки, развитиемпротиворечий между «человеком телесным» и «человеком духовным»,расширениеминдивидуальныхжизненныхдеструкции и (или) совершенствования.перспективитраекторий72Возникновениеразработок,всредств,условияхметодикисовременноститехнологий,различныхсвязанныхнаучныхсидеямимоделирования тела, диагностики и корректировки физиологического ипсихологического здоровья человека, повышения его продуктивности ирепродуктивности также способствует усилению актуализации дискурсатела, границ и целей его преобразования.

Особый вклад в дискуссию вносити формирующаяся философия трансгуманизма, в основе которой лежатпредставления о необходимости применения передовых достижений науки итехникивпрактикеулучшенияинтеллектуальныхифизическихспособностей человека, всестороннего развития качеств его тела.Более того, существующие ныне культурфилософские концептыобнаруживают и онтологическую взаимосвязь тела с самой системойкультуры в части его органической включенности в ее структуры. Телоодновременно выступает здесь и как источник, и как пространствовыражения мира. Оно формирует смыслознаковую среду (телесность) нетолько в себе и вокруг себя, но и «на себе» (визуально-воспринимаемоетело), и, рассматривая и преобразуя себя в процессе социокультурнойдеятельности, тело становится своего рода картиной мира, способнойфиксировать как индивидуальную, так и надындивидуальную реальность.Вполне закономерно, что в рамках обозначенной проблематики речьидет и о выделении целого ряда «операций» тела, поддерживающих егофизический и социокультурный статус, а также направленных тем или инымобразом на видоизменение натуралистического облика человека, встраиваниеего в социокультурный ареал.

И если первым в науке уделено большеевнимание, то вторые разработаны сравнительно слабее, что в значительнойстепени обусловливает актуальность их изучения, особенно в условияхсовременной социокультурной ситуации.73Общепринято, что одним из родоначальников рассмотрения тела какдеятельной структуры общества и культуры является М. Мосс.

В небольшойпо объему, но фундаментальной по содержанию работе «Техники тела»ученый формулирует основы и принципы аналитики «инструментальных»способов, «…посредством которых люди в различных обществах пользуютсясвоим телом» 80.Какизвестно,представленныеимидеизаложилинаучно-теоретический базис гуманитарного изучения проблематики с точки зренияопределенияоперациональнойспецификидеятельностнойактивностичеловека, что впоследствии позволило «…приблизиться к пониманиюинтеграции индивида в культуру»81 на уровне тела как воплощенногоединства физиологического, психологического, социального и культурного.Далее, в исследованиях П.

Бурдье, Ж. Деррида, К. Леви-Стросса, М. МерлоПонти, Ж.-Л. Нанси, М. Фуко, Н. Элиаса82 и многих других обращение кфеномену «техник тела» будет сопровождаться притоком все новых и новыхтеорий и аспектов, направленных, прежде всего, на раскрытие природы имеханизмов индивидуального и коллективного тела, погруженного всоциокультурный контекст. На нынешнем этапе развития данной областинаучного знания термин «техники тела» фиксирует уже не только телесные80Мосс М. Техники тела / М. Мосс // Общества. Обмен. Личность.

Труды по социальнойантропологии. – М.: КДУ, 2011. – С. 304.81Круткин В.Л. Техники тела и движения человека / В.Л. Круткин // Журнал социологии исоциальной антропологии. – 2014. – Т. XVII. – № 2 (73). – С. 168.82См. подробнее, например: Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр.: А.Т.

Бикбов,К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. –СПб.: Алетейя, 2001. – 562 с.; Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. и вступ. статьяН. Автономовой. – М.: Издательство «Ad Marginem», 2000. – 512 с.; Леви-Стросс К.Структурная антропология / пер. с фр. В.В. Иванова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

–512 с.; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / под ред. И.С. Вдовиной,С.Л. Фокина. – Спб.: «Ювента», «Наука», 1999. – 605 с.; Нанси Ж.-Л. Непроизводимоесообщество / пер. с фр. Ж. Горбылевой. – М.: Водолей, 2011. – 208 с.; Фуко М. Забота осебе. История сексуальности – III / пер. с фр. Т.Н. Титовой и О.И. Хомы. – Киев: Дух иЛитера, 1998. – 288 с.; Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. I, II. – М.; СПб:Университетская книга, 2001. – 332 с., 382 с.74действия, но и действия, производимые человеком над самим телом как намеханическом уровне (воспроизведение надындивидуального опыта), так ина рефлексивном (сознательный индивидуальный подход и селекция).Однако представляется, что такая формулировка и постановка вопросас учетом актуальных фактов и факторов современности не позволяюткомплексно различать производящие и потребительские специфики тела впроцессе их изучения.

Более того, это существенно затрудняет пониманиесути и процесса функционирования телесных практик, как практик преждевсего культурных, поскольку тело человека является одновременно иобъектом,исубъектомосмысленногодействия.Телокакобъектподвергается социализации и инкультурации под воздействием внутренних(«Я») и внешних социокультурных («Мы», «Они») сред. Тело как субъект, соднойстороны,способноосуществлятьпрактическиеоперациипоотношению к иным и (или) самому себе, а с другой – использоватьсобственный ресурс для позиционирования, репрезентирования себя всоциальной группе, для выражения эмоций, чувств, настроений (и т.п.) черездвижение,основывающеесянаритме,темпе,рисунке,динамике,композиции.

Следовательно, термин «техника» способен лишь номинальноотразить и закрепить только ту часть телесного бытия человека, котораянапрямую связана со значениями «прием», «инструмент» и «степеньмастерства».Термингармоничныйи«практика»,теоретическинапротив,обоснованный,мыслитсяособеннокаквболееконтекстесистемного рассмотрения вопросов реализации проекта культуры насовременном этапе.Поясним. В первом параграфе данного исследования указывалось, чтопод культурными практиками следует понимать целый комплекс способов имеханизмов организации и (или) самоорганизации деятельности людей,осуществляемых в целях удовлетворения различных индивидуальных и75коллективных потребностей, обеспечения и поддержания качества жизни,преобразования существующей социальной и культурной реальности. Приэтом практики подразделялись на два взаимосвязанных вида – практикипроизводства и практики потребления, где производство соотносилось скатегориями «создание», «воссоздание», «трансформация», а потребление – скатегориями «освоение», «пользование», «сбережение», «воспроизводство».Учитывая имманентные особенности и потенциал феномена культурныхпрактик и обозначенных направлений их реализации, предположим, чтоструктура всех существующих «телесных манипуляций» может бытьимплицирована средствами их типологизации на уровне тела.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее