Диссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии), страница 13

PDF-файл Диссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии), страница 13 История (46887): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии) - PDF, стра2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии". PDF-файл из архива "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

При этом существует опасность механическогоповторения ката. Этого нельзя допускать – каждое следующее повторениедолжно быть лучше предыдущего 106 .В подтверждение этого можнопривести слова исследователя Гордона Пителки о чайной церемонии: «Непроизводится обучение никаким действиям, не соответствующим данномусезону. Таким образом, период обучения определенной ката можетзавершиться прежде, чем ученик преуспеет в учении. Это вызываетнедоумение и расстройство у новичков, но кажется совершенно логичным вконтексте обучения длиною в жизнь»107.С другой стороны, необходимо отметить, что уровень мастерства,задаваемый иэмото, традиционно считается очень высоким, поэтому многиеучащиеся, для которых иэмото является образцом для подражания, тожестановятся мастерами высокого уровня, что позволяет сохранить «чистоту» и«высокие стандарты» того или иного искусства108.Булацев С.Х. Японские искусства гэйдо и традиционная социализация современных японцев//Культурноенаследие в современной политической и социальной практике стран Дальнего Востока и Юго-восточнойАзии.

СПб, 2011. С. 125.107Pitelka M. Japanese Tea Culture: Art, History and Practice. London, 2013. P.179.108Икэгами Эйко. Указ. соч. С. 225.10664Пожалуй, самым ярким примером введения строгой регламентациислужит введение «Семи правил» (яп. Ситидзи сики, 七 事 式 ) чайнойцеремонии иэмото школы Омотэсэнкэ.Если в месте проведения чайной церемонии собиралось достаточноучастников, то лишь один мог проводить тэммаэ, пространство каждогосидящего становилось неприкосновенным, священным, если же пришлослишком много людей, или, наоборот, в беседе не хватало напряжения и уучастников отсутствовало стремление раствориться в ней, то невозможнобыло правильно провести церемонию. В связи с увеличением количестважелающих обучаться чайной церемонии, стало очень сложно следоватьстарым правилам, не рассчитанным на большое количество участников.Необходимо было установить новые правила, которые регулировали быцеремонии такого вида. Поэтому иэмото Дзёсинсай (如心斎 ) (1705-1761)посоветовался со своим братом Итто Сосицу (一燈 宗室) (1719-1771) (иэмотоУрасэнкэ) и со своими старшими учениками и установил семь правилпрактики чая.

Эти правила касались количества участников чайнойцеремонии (яп. кадзутя, 数 茶 ), постановки цветов каждым гостеммаварибана,(яп.周 り 花 ), положению углей в очаг каждым гостем (яп.Маваридзуми, 周り炭), определению сорта чая (яп. тякабуки, 茶カブキ),подаче жидкого чая и густого чая хозяином или его заместителем гостям,желающим прочувствовать все: и аромат, и прелесть цветов и угля (яп. садза,且座), цветов и луны (яп.

кагэцу, 花月) (ранее этот принцип назывался катё(花鳥) – цветы и птицы), последовательности действий (яп. итинисан, 一二三)109.Однако, хотя в этих семи правилах и рассказывается о проведениипрактики, это не является их целью. Впечатления о том, что эти правилалишь дают указания о проведении чайного действа, могут возникнуть уКувата Тадатика.

Садо:-но рэкиси (История чайной церемонии). Токио, 2006. С. 214. 桑田忠親.茶道の歴史.東京、講談社、2006 年. 214 頁.10965людей, не до конца понимающих истинную суть чая. Предупреждая это,Дзёсинсай говорил, что практика — как золото, разбросанное по огромнойкомнате в тысячу татами, и только со стремлением познать ее всю нужноприступать к обучению. Таким образом, когда совершенствование станетвоистину глубоким, само по себе произойдет возвращение к идеалу саби, ичеловек сможет обрести просветление, познав истинную суть чая.

«Чай Рикюзаключается в том, чтобы, не забывая древние традиции и не выставляяничего напоказ, соблюдать скромность, непритязательность, и так постичьглубину души»110.Тем не менее, несмотря на подобную стандартизацию процессаобучения и созданию правил, обязательных для всех принадлежащих к тойили иной школе, иэмото обладали исключительным правом изменятьсложившиеся ранее устои и традиции, чтобы школа могла оставатьсяпопулярной, соответствуя духу времени. Как будет сказано далее, это правоочень активно использовалось.Кроме того, деятельность иэмото могла оказывать влияние и на другиеискусства.

Например, если иэмото школ икэбана или чайной церемониипредпочиталииспользованиеопределенноготипакерамикиилиопределенного вида утвари, то производителям керамики приходилосьпроизводить именно такие предметы, чтобы соответствовать эстетическомуканону, установленному иэмото и удовлетворить спрос именно на такиеизделия, может быть, даже в ущерб собственным предпочтениям 111.Таким образом, система иэмото, окончательно сформировавшаяся впериод Эдо, прошла длинный путь развития, превратившись из семейной,замкнутой структуры, не стремящейся к широкому раскрытию своихпрофессиональных секретов, будь то боевые искусства либо театр, в один изважнейшихсоциальныхинститутовЯпонии,отражающийсистемусоциальных отношений в целом.110Там же.

С. 215.111Pitelka M. Handmade culture: raku potters, patrons, and tea practitioners in Japan. Р.108.66Возникновение школ традиционных искусств во главе с иэмото былоблагосклонновоспринятовластями.Большаяпопулярностьшколтрадиционных искусств давала возможность властям контролироватьбольшие группы людей, благодаря контролю над главой школы. Иэмотонесли ответственность за своих учеников и обязаны были отчитыватьсяперед властями. При этом положение самих иэмото было достаточновысоким, поддержку им оказывали влиятельные представители самыхвысоких слоев общества.Вместе с развитием школ происходило и развитие этих искусств. Однаконесмотря на преимущества системы иэмото, заключающихся, главнымобразом, в укреплении позиций и поддерживании традиций школы, были инедостатки, связанные с необходимостью регламентации действий иустановления правил, а также влияние личности иэмото на весь канон тогоили иного искусства.67Глава 2. Развитие системы иэмото с периода Мэйдзи до второйполовины ХХ векаВышеописанное положение дел сохранялось в стране до периодаМэйдзи (1868–1912).

Как известно, после падения власти Токугава Япониявстала на путь модернизации и европеизации. Из-за границы приезжаливоенные и технические специалисты и инструкторы, ученые, исследователии т. п. Сами японцы впервые за очень долгое время начали отправлять заграницу официальные посольства, миссии, а также студентов. Этот периодможноохарактеризоватьстремительнымразвитиемпромышленности,ростом городов. Кроме того, правительство Мэйдзи создало первую в Азииконституцию в 1889 г. Возникли первые политические партии, шла борьба зато, чтобы в Японии появился парламент.Подобные перемены, оказавшие огромное влияние и на политическое, ина социально-экономическое развитие Японии в целом, пагубным образомсказались на школах традиционных японских искусств.

Во-первых, мода навсе западное — «прогрессивное» — приводит к резкому оттоку учеников изтаких школ, а, следовательно, сокращаются и финансовые средства в школах.Во-вторых, эпоха резких политических и социальных перемен не могла непривести к тому, что школы стали рассматриваться как принадлежность кпрошлой эпохе, память о которой мэйдзийское правительство поначалувсячески пыталось стереть.

Наконец, отмена системы сословий «си-но:-ко:сё:», в частности, привилегированного воинского, привела к тому, что многиешколы потеряли своих покровителей в лице даймё, что, несомненно, былосерьезным ударом для престижа и значения школы в целом.112Втакойсложнойдлявсехтрадиционныхискусствситуациипервоочередной задачей иэмото стало сохранение школ и возвращение имбылого влияния.112Varley P, Kumakura I. Op. cit. Р.189.682.1 Действия иэмото для поддержания своих школ в период МэйдзиКакие же меры предпринимали иэмото, чтобы привлечь новых ученикови вновь вернуть школам популярность?Если рассмотреть действия, которые выполняли иэмото различных школразных традиционных искусств, нельзя не отметить некоторое сходство впредпринимаемых методах. Так, например, иэмото школы чайной церемонииОмотэсэнкэ Рокурокусай (碌々斎) (1837-1910) впервые за всю историю домаСэн предпринял путешествие по стране (несмотря на ужасающее состояниедорог, особо отмечаемое исследователями, он побывал в Хаги, Хиросима,Нагасаки), в ходе которого он проводил чайные церемонии, попутнообъясняя смысл пути чая.

Его заслуга в том, что ему удалось вернуть школуна прежние позиции, которые, казалось, были потеряны, и одним изпоказателей этого служит то, что Рокурокусаем была проведена чайнаяцеремония в святилище Тэммангу (天満宮) в Китано (北野) перед самимимператором. Место это было выбрано не случайно: нельзя не увидеть связис чайной церемонией в Китано, проведенной триста лет назад Сэн-но Рикюпо указанию Тоётоми Хидэёси для императора.

Однако самым большимуспехом Рокурокусая можно считать проведение чайной церемонии вимператорском дворце в Киото для императора Мэйдзи. Это произошло вдвадцатом году Мэйдзи (1887 г.).Иэмото школы Урасэнкэ Гэнгэнсай (玄々斎)(1810-1877) сделал ставкуна иностранцев, предположив, что им может быть интересно приобщиться кэкзотической и незнакомой им культуре. Одним из его нововведений,которое, впрочем, не прижилось и рассматривается сейчас как курьезныйэпизод в истории японской чайной церемонии, стало введение европейскихстолов и стульев для проведения чайной церемонии.В целом можно отметить, что иэмото стали ближе к своим ученикам, вкакой-то степени утратив статус недостижимого идеала, но зато приобретя69поддержку большего количества обучающихся. Взаимодействие междуиэмото и последователями их школ значительно возросло по сравнению спрошедшей эпохой113.Помимо личных инициатив, главы школ обращались за поддержкой и кофициальным властям.

Обеспокоенные положением чайной церемонии,главы всех трех школ дома Сэн собрались и подписали обращение кправительству, представив его императорскому двору. В этом обращенииговорилось о способе сохранения традиций дома Сэн. Этот поступок можетсвидетельствовать о том, насколько был истощен мир чайной церемонии. Нетсомнения, что в это время дом Сэн переживал самый жестокий кризис современ самоубийства Сэн-но Рикю.Естественно, для того, чтобы выжить, школам традиционных искусствпришлось многое изменить и в каноне, чтобы соответствовать духу времени.Например, до этого времени чайным мастером, имеющим право напреподавание, мог стать только мужчина, но в период Мэйдзи женщинамтакже было позволено стать чайными мастерами.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее