Диссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии), страница 37
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии". PDF-файл из архива "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 37 страницы из PDF
Покровителями рода Тюдзаборо выступалиаристократы, предпочитающие более естественный стиль. Хорошо, что дваэтих стиля существуют. Публика видит лучшее из каждого, и у каждогоактера есть свой собственный исполнительский вкус.Кузель: Ваш отец когда-нибудь обсуждал с вами стилистическийаспект представления?Ёсинобу: Мне помнится, мы обсуждали различие специальных стилей(гэйфу:) в других семьях, занимающихся кё:гэн, когда я был в средней школе,как раз перед вступлением в Ёсэй Кай. Но больше он толком не рассказывалмне об этом.Тюдзаборо: Я уверен, что Ёсинобу понимает важнейшие отличия одногостиля от другого.
Но суть в том, что стиль Сэнгоро: больше по вкусусовременному обществу.Когда Ёсинобу был молод, у меня были основания укорять его занедостаточное прилежание и уважение к стилю Тюдзаборо, но я уверен, чточем старше он становится, тем больше черт стиля Тюдзаборо проявятся в еготворчестве.Кузель: Вы кажетесь очень разными по характеру.
К примеру,Ёсинобу любит подурачиться. Вы обычно смеетесь со всеми нами, но,как мне кажется, когда дело касается кё:гэн, вы весьма серьезны.Тюдзаборо: Что ж, если вы настаиваете, я бы сказал, что Ёсинобудействительно следует быть прилежней, но это можно отнести ко всемпредставителям его поколения,так что упрекать в этом только Ёсинобу былобы несправедливо.Ко:до: : В последнее время я замечаю все больше и больше сходствамежду Ёсинобу и его отцом, но Ёсинобу еще только 23 года, и он, визвестном смысле, современный человек. На сцене, иногда мне кажется, он197старается специально рассмешить публику. Что же касается Тюдзаборо, то яне видел, чтобы ему приходилось для этого прилагать усилия.Ёсинобу: В последнее время я постоянно слышу о том, как я похож наТюдзаборо, но мне самому трудно сказать, чем именно мы похожи и чемотличаемся.
Мне кажется, я достаточно рано понял, что если я буду нарочностараться рассмешить людей, никто не будет веселиться. Только когда я недумал об этом, они смеялись.Кузель: Не кажется ли вам, что следует привнести в кё:гэн новыетенденции, например сделать его более понятным молодому поколению,пресыщенному современными средствами информации?Ёсинобу: Это сложный вопрос. В первую очередь, я бы сказал да - кё:гэннеобходимо приспособиться и привлечь интерес молодежи.
Но соглашаясь сэтим, я не утверждаю, что древнейшие элементы должны быть отброшены, изаменены современной основой. Мне кажется, основное направление кё:гэндолжно оставаться в привычных, традиционных рамках, но при этомпозволять новым течениям вливаться в него. Традиция должна оставатьсяосновой, которая передается от отца к сыну.Ко:до: : Мне бы хотелось, чтобы кё:гэн привлекал молодое поколение,но я не готов пожертвовать ради этого стилем семьи Тюдзаборо.
Я верю, чтостиль исполнения семьи Тюдзаборонаиболее аутентичен.Конечно, никто не может с уверенностью сказать, каким былиндивидуальный стиль исполнения (косэй) актеров периода Муромати, нокогда я вижу на сцене Тюдзаборо, мне кажется, что так выглядело быпредставление той эпохи. Я понимаю, почему в наше время и в нашемвозрасте может появиться соблазн добавить элемент фарса в представление,но здесь легко можно переборщить.
И иногда я думаю, что Ёсинобу этосвойственно. Если у меня получится помочь Ёсинобу остаться вернымстилю исполнения его отца и передать этот стиль в будущее, в конечномсчете, я буду доволен.198Тюдзаборо : Я думаю, что главное в кё:гэн - обмен репликами ивовлечение публики в юмор диалога таким образом, что когда они покидаюттеатр, они уносят улыбку с собой. Одна из главных причин того, что кё:гэнменее интересен для молодежи, это устаревший, архаичный язык.Образование и возможность видеть представления кё:гэн вживую важнееадаптирования кё:гэн ко вкусам современной молодежи.По сути, у многих единственный опыт знакомства с кё:гэн состоял впосещении представления в начальной школе.
А человек только сам можетпонять, сколько радости может принести кё:гэн, но зачастую это даетсятяжелым трудом. Существует множество других развлечений, воспринятькоторые гораздо проще, чем кё:гэн.Грубыми шутками публику рассмешить легко, но ни опыта, нивпечатлений человек с собой не унесет. Я же хочу, чтобы люди, которыеприходят на мое представление, не только хорошенько посмеялись, но иунесли эту радость с собой домой.
Я надеюсь, что они с улыбкой вспомнят омоем представлении дома, наслаждаясь чашкой чая в кругу семьи. По-моему,в этом и заключается ценность кё:гэн. И опыт этот поистине уникален. Хотяможно сказать, что молодежь нельзя заставить полюбить кё:гэн, мне все-такикажется, что в Японии, чем старше человек становится, тем больше онначинает ценить традиционные искусства, и прилагать усилия, чтобы иминаслаждаться.Кузель:НасегодняшнийденьактеровсемьиСэнгоро:,выступающих регулярно, достаточно много, в то время, как семьяТюдзаборо фактически состоит из вас и вашего отца. Не кажется ли вам,что от вас ждут, что вы смените стиль исполнения на болеединамичный?Ёсинобу: Главное правило всегда заключалось в том, что семья, членыкоторой исполняют главные роли (ситэ), определяет стиль и формупредставления.
Таким образом, если Тюдзаборо исполняет роль ситэ, актерывторого плана (адо и коадо), если такие нужны, должны придерживаться199манеры исполнения Тюдзаборо. Под этим я подразумеваю, конечно, нетолько его чувство времени, но также довольно часто сами реплики. (Дело втом, что изменение текста в рамках представления является частью стиляисполнения каждой семьи кё:гэн).Конечно, когда выступает так много актеров семьи Сэнгоро:, некоедавление все же ощущается. Когда Сэнсаку (IV-го, главы семьи) не станет,его дело продолжат многие актеры, но когда не станет Тюдзаборо, останусьтолько я один. Хотя я не чувствую, что это ситуация "Они против нас", но явсе же понимаю, что не должен допустить того, что стиль Тюдзаборо будетзабыт только из-за того, что актеров другого стиля просто больше.
Я сделаювсе возможное, чтобы стиль Тюдзаборо продолжил жить. Это то, чего хочетот меня мой отец, и то, чему я собираюсь научить своего сына.Кузель: Вы уже играли и Цуригицунэ (Лиса и Охотник), и Санбасо:- две главные первые роли актера кё:гэн. Как вам кажется, готовы ливы развивать свой собственный стиль исполнения?Ёсинобу: Я бы сказал, что восемьдесят процентов моего стиля основанына знаниях, полученных от отца, а остальные двадцать получены из опытаобщения с другими актерами кё:гэн. Так, например, во время подготовки квыступлениям в Киото Ёсэй Кай, у меня была возможность работать с самимСигэяма Сэнсаку.
Часть времени мы просто обсуждали реплики истилистические различия перед очередным представлением, но я такжепосещал курс учебной подготовки кё:гэнвместе с Сэнсаку в егорепетиционном зале.Кузель: Вам никогда не казалось, что развитие индивидуальногостиля Ёсинобу может быть ограничено тем, что он учится только у вас?Тюдзаборо: Сигэяма Сэнсаку III (1896-1986) всегда говорил мне, чтонесмотря на то, что каждая из наших семей придерживается своей манерыисполнения, я могу свободно заимствовать любой, интересующий меняаспект его персонального стиля и использовать его как часть своегособственного. Так в тяжелый послевоенный период мой отец, отец Сэнсаку, а200также Дзэнтику Ягоро: учили Сигэяма Сэннодзё:, Сэнсаку и меня.
В военноевремя (с такими огромными потерями) причиной тревоги было самовыживание искусства кё:гэн. Сейчас все иначе, поэтому, естественно, уЁсинобу не было такого опыта. Так как я с малых лет выступал с известнымиактерами, я мог ясно отличить уникальный стиль исполнения моей семьи, имы часто говорили об этом в кругу семьи. Теперь же из старой гвардии насосталось всего трое, а неопытной молодежи очень много.Как и сказал Ёсинобу, у него была возможность поработать с самимСэнсаку в Ёсэй Кай, но его опыт в этой области будет существенноотличаться от моего. И все же мне кажется, что вступление в Ёсэй Кай,выступления с актерами семьи Сэнгоро:, семьи Дзэнтику, и совсем недавно сучениками школы Идзуми, в известной мере дало ему возможность развиватьсвой вкус.В мае этого года он поедет в Болгарию на международный театральныйфестиваль в Варна со своими троюродными братьями Оокура Мотонари иОокура Нориёси.Кузель: А что же дальше?Ёсинобу: Ханаго, пьеса, к работе над которой актер кё:гэн по традициине приступает до тех пор, пока не женится.Кузель: Не боитесь ли вы исполнять эти роли так рано, раз вашемуотцу уже почти 74?Ёсинобу: На самом деле, мне кажется, Тюдзаборо был моложе меня,когда играл Ханаго.
(Тюдзаборо на тот момент было 23 года). Он приступилк этой роли из-за того, что отец его был нездоров, но в целом, да, мнекажется все развивается чересчур быстро. Но с другой стороны, Тюдзабороне попросил бы меня сыграть роль, к которой он не считал бы меня готовым.Я планирую начать исполнять роль Ханаго в течение следующих пяти лет.Кузель: Тяжело ли было готовить Ёсинобу к пьесам Лиса и Охотники Самбасо:?201Тюдзаборо : Это было немного сложно для меня в таком возрасте, вособенности сложно дались прыжки, которые лиса делает в пьесе, но вполневыполнимо.
В конце концов, мне тогда было всего 70!Кузель: Я прошу прощения за неуместный вопрос, но если бы вашотец скончался, как бы вы учились исполнять такие значимые роли?Ёсинобу: Я бы отнес семье Дзэнтику или семье Оокура одну из пьесмоей семьи, и попросил бы кого-то из них показать мне, как нужноисполнять. (Семья Дзэнтику, так же, как и семья Оокура отделились от кланаТюдзаборо на заре эпохи Сёва (1926-1989)).Кузель: Как вы думаете, чем ваша карьера в качестве актера кё:гэнбудет отличаться от творческого пути вашего отца?Ёсинобу: Когда мне будет столько лет, сколько моему отцу сейчас, мнебы хотелось быть уверенным, что я достиг большего, чем он, что япревзошел его, как актер, и что у меня гораздо больше учеников. Также, вбудущем мне бы хотелось построить сцену для репетиций в моем доме.
Явырос в небольшом, достаточно тесном доме, и для своих будущих детей мнебы хотелось оборудовать место, где бы я смог заниматься с ними.202.