Диссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии), страница 12

PDF-файл Диссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии), страница 12 История (46887): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии) - PDF, стра2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии". PDF-файл из архива "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Комната для практики становится детской комнатой в товремя, как его родитель — иэмото — прививает ему навыки и секретытрадиции наряду с языковыми и социальными устоями. Весь этот процесспроходит с полным осознанием своего долга, чтобы удостовериться впродолжении традиции, и с чувством гордости за передачу ее понаследству»99. Естественно, обучение не является легким. Наследник линиииэмото Сигэяма (茂山) театра кёгэн говорит о своем воспитании следующим9899Хара Сокэй. Указ.соч.

С. 70.Coaldrake A.K. Op. cit. P. 74.58образом: «На меня оказываются все возможные виды давления, и, поверьте, яэто хорошо чувствую. Я единственный сын Тюдзаборо (нынешний иэмото,Б.А.), и я должен сохранить семью. Кроме того, на меня оказывается идавление, чтобы мой уровень актерского мастерства соответствовал моемустатусу будущего главы дома. На меня же все смотрят. Я должен учить ипередать дальше то, чему научился сам. Ну и я должен жениться, завестисыновей, которых я должен воспитать как актеров кёгэн в традициях нашейсемьи.

Что вы знаете о давлении!»100В связи с передачей обязанностей иэмото по наследству, необходимоупомянуть еще один немаловажный момент: передачу имени — натори (名取).Если посмотреть на списки иэмото различных школ традиционныхяпонских искусств, то сразу же на себя обращает внимание то, что вбольшинстве случаев имена у иэмото одинаковы. Например, все иэмотошколы чайной церемонии Урасэнкэ носят имя Сосицу(宗室). Подобнаяситуация наблюдается и в японском театре, хотя в данном случае, скорее,можно говорить о театральных династиях Итикава (市川), Накамура (中村) идругих. Тем не менее, фамильное имя сохраняется и передается от отца ксыну, пусть и приемному.Интересно отметить, что передача имени или даже одного иероглифа отсвоего имени — это явление, существующее в Японии на протяжениимногих веков.

В самурайских семьях имя передавалось по наследству вместес семейным гербом. Мастера могли отметить особо выдающихся учеников,«подарив» им иероглиф из своего имени. Имя могли дать и за особые заслуги.Так, император Оогимати ( 正 親 町 天 皇 ) (годы правления 1557–1586)пожаловал мастеру чайной церемонии Сэн-но Соэки (千宗易) имя Рикю(利休), под которым он и вошел в историю как великий основатель дома Сэн,три школы которого — Омотэсэнкэ, Урасэнкэ и Мусянокодзисэнкэ — до сих100Kuzel J.

Op. cit. Р.205.59пор играют ведущую роль в мире чайной церемонии. В данном контекстенам кажется любопытным пример японской живописи, в которой существуетдостаточно мало настоящих династий художников, связанных кровнымиузами. Однако мы свободно можем говорить о художественных школах, вкоторых последователи этих школ, не будучи родственниками, берут себефамилию (или часть фамилии) основателя школы (например, школа Утагава(歌川), последователи которой носили фамилию Утагава.

При этом они несостояли в родстве, а иногда даже и враждовали).Учитывая схожесть структуры школы традиционных японских искусствс семейной структурой, можно сказать, что такая передача имени несет в себееще и символический смысл, указывая на нерушимость и стабильностьпорядков, установленных в этой школе и поддерживаемых родом иэмото.Интересно следующее определение дома: «Дом – это путь одного учения,пройденного рядом поколений» 101 . Таким образом, все занимающиеся вшколе являют собой единую структуру, непрерывную и поддерживаемуюсуществованием рода иэмото.Однако в подобной наследственности наряду со всеми ее достоинствамикроется и большая опасность: иэмото не может быть уверен в том, что егонаследник окажется достойным продолжателем дела. «Однако иэмотопринимает тот факт, что эти качества [воспитываемое в наследнике чувстводолга и гордости] не гарантируют того, что наследник станет блестящиммастером или ярким представителем традиции» 102 .

Об этом же говорит иизвестный американский исследователь Дональд Кин, приводя следующийпример, касающийся иэмото школ театра но и кёгэн: «В целомподразумевается, что иэмото — это наиболее искусный актер в своей школе,и иногда (хоть и достаточно редко) так оно и есть, но даже если онполностью лишен таланта, он не полностью теряет свои привилегии.

Так как101102Дзинити Кониси. Цит. по Анарина. Учение Дзэами об актерском искусстве. С. 25.Coaldrake A.K. Op. cit. P. 75.60иэмото один обладает доступом к секретным текстам и контролирует ихпередачу, его собственная слабость как актера не влияет на его власть»103.Таким образом, иэмото не только передает свой титул и обязанностисвоему наследнику, но и имя, подчеркивая эти преемственность не толькопоколений, но и традиций, тщательно сохраняемых в школе японскихискусств.

Однако бывает и такое, что иэмото не соответствует томувысокому уровню, который предъявляется ему как главе школы и выполняетфункции руководителя школы только благодаря тем привилегиям, которыеполагаются ему как наследнику линии иэмото.Что же касается обычных учеников, то особо отличившимся иэмототакже может дать артистическое имя, часто включающее в себя иероглиф изимени главы школы или какого-либо известного мастера. Таким образомвыражаетсянаивысшаястепеньпризнаниямастерства.Однакодляполучения подтверждения очередного уровня мастерства необходимо сдатьэкзамен и получить лицензию.

Все лицензии выдаются только через иэмото.Система иэмото является строго централизованной, и таким образомпроисходит защита прав иэмото от ослабления. Такая система существует и вПути чая (тя-но ю), и в Пути цветка (икэбана)104. Действительно, каким быталантливым ни был ученик, даже став мастером и получив право на то,чтобы иметь собственных учеников, он не имеет право выдать имразрешение на преподавание. Он может только подготовить их к сдачеэкзамена, а решение о выдаче или невыдаче лицензии остается за иэмото.Естественно, что выдача лицензий не производится просто так, и, хотьноминальносдачаэкзаменаиявляетсябесплатной,изначальнопредполагалось какое-нибудь подношение иэмото в качестве благодарностиза его оценку уровня мастерства обучающегося.

Чем выше уровень, темзначительнее становится это подношение. В настоящее время благодарность103104Keene D. Op. cit. P. 230.Хара Сокэй.Указ.соч. С. 72.61иэмото представляет собой внесение некоторой суммы, однако изначальноэто могли быть и вещи, имеющие какую-либо ценность.Таковы основные особенности системы иэмото, которые сохраняютсяпрактически без изменений и в настоящее время. При этом можно заметить,что структура, присущая системе иэмото, превосходит рамки только лишьорганизационной структуры школ, являясь отражением системы социальныхотношений в целом.

Система иэмото, пройдя длинный этап становления иокончательно сформировавшись в период Эдо, представляет собой не простосистему, регулирующую отношения внутри школ традиционных искусств, носоциальный институт, в формировании которого власти оказывали явнуюподдержку,таккакегосуществованиецеликомсоответствовалополитическому курсу того времени. Исключительно важным является тотфакт, что система иэмото представляет собой сложившийся социальныйинститут, успешно функционирующий и развивающийся. Определениесоциального института, приведенное в «Новейшем философском словаре»,гласит:«Социальныйинститут–относительноустойчиваяформаорганизации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей иотношений в рамках общества. […] Основные функции, которые выполняетСИ.: 1) создает возможность членам этого института удовлетворять своипотребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамкахсоциальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни;4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5)осуществляет социальный контроль.

Деятельность СИ. определяется: 1)набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующиетипыповедения;2)интеграциейеговсоциально-политическую,идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконитьформально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальныхсредств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативныхпредложенийиосуществлениесоциальногоконтроля. […]Развитиесоциальной системы сводится к эволюции СИ. Источниками такой эволюции62могут быть как эндогенные, т.е. происходящие внутри самой системы, так иэкзогенные факторы. Среди экзогенных факторов важнейшими являютсявоздействия на социальную систему культурных и личностных систем,связанных с накоплением нового знания и т. д.

[…] История эволюциисоциальных систем есть постепенное превращение СИ. традиционного типа всовременные СИ. Традиционные СИ. характеризуются прежде всегоаскриптивностью ипартикуляризмом, т.е. основываются на жесткопредписанных ритуалом и обычаями правилах поведения и на родственныхсвязях.ВходежесвоегоразвитияСИ.становитсяболееспециализированным по своим функциям и менее ригоризированным поправилам и рамкам поведения» 105 . Нетрудно заметить, что почти всевышесказанное можно отнести к системе иэмото: это и ее семейная (илипсевдосемейная) структура, строгая иерархия, наличие определенныхритуалов при проведении практики, четко установленные связи междучленами группы, наличие единой цели всех обучающихся в школе.

Нельзя неотметить и то, что эти яркие признаки системы иэмото не являютсяхарактерными исключительно для школ традиционных японских искусств,но стали неотъемлемой частью японского социума.Однако у системы иэмото помимо положительных сторон, таких какорганизованность,укреплениепозицийшколы,созданиечеткойуправленческой структуры, привлечения более широкого числа учеников, а,следовательно, и улучшение материального положения школы, были иотрицательные стороны.Во-первых, нельзя не сказать о некоторой стандартизации и,внекотором роде, упрощенности подхода к изучению искусства, унификацииправил.

Вводились строгие нормы и регламентации, что, несомненно,оправданно в рамках школы, но не способствует дальнейшему свободномуразвитию искусства. В частности, окончательно оформилась системапреподавания, при которой ученики должны были с точностью копировать105Социальный институт// Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск, 1999.С. 660.63действия учителя.

Каждое действие, каждое движение также были строгоопределены и отступление от регламента категорически не одобрялось.Такие упражнения, выполняющие функцию канона, получили название«ката» ( 型) – форма. Форма же обучения, при которой ученики постояннодолжны были повторять ката, добиваясь совершенства, носит название«кэйко» ( 稽古) – практика. Такие правила обучения до сих пор существуют ив чайной церемонии, и особенно в боевых искусствах. При этом учителя, какправило, не объясняют, как правильно совершать ката, предоставляявозможность ученикам самим это понять и усовершенствовать свои навыки.Это полностью соответствует концепции дзэн-буддизма, где каждый можетдостичь просветления, полагаясь исключительно на собственные силы, какуже говорилось выше.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее