Диссертация (Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)". PDF-файл из архива "Контркультура в условиях тоталитарного общества (на примере контркультуры германской демократической республики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
(…). Наряду с понятиемКозлов В. Крамола. КРАМОЛА: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953 - 1982годы. // Отечественная история. 2003. № 4. - С. 932Там же157«диссентеры» в истории религии существует наименование «диссиденты» (от лат.dissidens – несогласный). Изначально в последнее вкладывается более общийсмысл: верующие, не подчиняющиеся церковной дисциплине».1 Об этом жепишет А. Крюковских, подчеркивая, чтотермин диссидент первоначальноиспользовался для обозначения «верующих христиан, не придерживающихсягосподствующеговероисповедания(вгосударствах,гдегосударственнойрелигией является католицизм или протестантизм)».2А.Я.Флиер, подчеркивая репрессивную функцию культуры и обосновываявключенность идеологии в сферу репрессивной культуры, относил идеологию ксфере сакрального («политическая, национальная и иная идеология – это уже неболее чем вариации на тему сакрального») и проводил аналогию междурелигиознойиидеологическойрепрессией.Флиерподчеркивал,что«любое официально санкционированное мировоззрение (и религиозное иполитическое) подразумевает репрессии в случае его нарушения.
Такихнарушений можно выявить несколько, причем практически все формы нарушенийрелигиозных установок имеют свои аналоги и в политической идеологии:- ересь / неканоническое толкование национальной идеи;- инаковерие / приверженность чуждым для данного общества идеям;- атеизм / уклонение от публичной демонстрации своей политическойлояльности;- перемена религии / измена Родине;- оскорбление чувств верующих, разрушение храмов, осквернение икон и т.п. / глумление над национальными святынями, символами государственности».3Митрохин Л.Н. Диссентеры. // Новая философская энциклопедия: Под редакцией В.
С.Стёпина. В 4 тт. - М.: Мысль, 2001.2Крюковских А. Словарь исторических терминов. 1998.3Флиер А.Я. Культура как репрессия. Фундаментальные проблемы культурологии: В 4 т. Том I:Теория культуры / отв. ред. Дм. Спивак. - СПб.: 2008. - С. 242-250158Таким образом, универсальным «ответом» на любые репрессивные мерыкультурыявляетсяпротестноедвижение(диссентерство,диссидентство,инакомыслие, инаковерие , андеграунд и прочие формы контркультуры).Исследователь протестантских диссидентских движений Т.Соловьева такопределяла диссентеров или диссидентов (между этими понятиями исследовательставила знак равенства: «с самого начала становления англиканства в XVI в.
встране, помимо приверженцев католицизма, было много протестантскихдиссентеров, то есть несогласных с англиканством, которых отличали как болеерадикальные религиозные взгляды, так и нежелание по политическим мотивамстать членом церкви, связанной с государством».1 Понятие диссентерызаменяетсяисследователемтакимипонятиямикак«нонконформисты»,«инакомыслящие» и «свободомыслящие».В исследованиях Т.Соловьевой также выделяется ряд характерныхособенностейпротестантскогодиссидентскогодвиженияXIXвекапредставляющий большой интерес в рамках данного исследования:- неоднородность диссидентского движения во временных рамках: «старая»диссентерскаятрадиция»,«новые»диссентеры»,атакже«особенное»диссентерство».2- неоднородность диссентерского движения во взглядах: умеренныедиссентеры, которые «придерживались исключительно мирных способов борьбыза свои права, настаивая прежде всего на борьбе в парламенте, на публикациилитературы, на создании комитетов в поддержку реформы, составлении петицийи т.
д.(…). В своих произведениях диссентеры рассуждали о необходимости ипользе веротерпимости для всех христиан и государства, об отсутствииконфликтов с англиканской Церковью и доказывали свою верность правительствуи конституции (…). Они утверждали, что Церкви Англии не грозит никакаяопасность со стороны нонконформистов, и надеялись, что, учитывая преданностьСоловьева. Т. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии. // Альфа иОмега. №3 (25).
20002Там же159диссентеровполитическиеанглийскойправа».1конституции,Умеренныеправительстводиссентерыпредоставит«считалисвоимимдолгомподчиняться королю во всех светских вопросах, но ту власть, которую он имеет врелигиозной жизни страны как глава англиканской Церкви, они считали не тольконесовместимой с его полномочиями, но и противной Божественному учениюХриста».2Наиболее радикальные диссентеры «решительно призывали котделению церкви от государства».3 Самые радикальные диссентеры даже послеполучения гражданского равноправия стремились к универсальности, к полномуравноправию всех христиан в Англии, в том числе католиков: «Диссентерыпраздновалипредоставлениеимполноправия,аихпокровителивиги,воодушевленные победой, не могли остановиться на достигнутом».4- притесненность диссентеров не только в религиозной, но также и всоциальной, гражданской жизни: «Большинству диссентеров законы королевствапреграждали путь к карьере, связанной с получением образования в престижныхучебных центрах и политической деятельностью, военной службой и т.» 5, чтоприводило к тому, чтодиссентеры обладали своеобразным «второсортнымгражданством».6- значительность роли и положения диссентеров в английском обществе:«Они не только многочисленны, но часто представляют важные и влиятельныекруги нашего общества”, — писал о современниках-диссентерах англиканскийсвященник Фрэнсис Мирветер.7- борьба диссентеров за свое равноправие на общественном и политическомуровнях была основана на ряде диссентерских принципов или аксиом: «право иСоловьева.
Т. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии. // Альфа иОмега. №3 (25). 20002Там же3Там же4Соловьева. Т. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии. // Альфа иОмега. №3 (25). 20005Там же6Там же7Там же160долг каждого свободно рассуждать о вопросах веры, не принимая ничего вкачестве должного, и свободно исповедовать свои верования», «если люди имеютправо свободно и самостоятельно мыслить, то они имеют и право поступатьсообразно своим суждениям и своей совести, и их долг состоит в том, чтобыпоступать именно так», а также убежденность в том, что «дух преследования инаказания инакомыслящих, который так часто принимают за проявление горячейи искренней веры, ничего общего не имеет с христианским благочестием, асвидетельствует об отсутствии христианской любви и прощения, о самомнении игордыне».1Исследователями прослеживаются диахронические изменения в пониманииэтого термина: «В середине 1970-х гг.
«диссидентами» или «инакомыслящими»,западная, а позже и советская печать стала называть граждан, которые, наблюдая,как внушавшая надежды хрущевская «оттепель» сменяется возвратом к прежнейтоталитарной организации общества и государственной идеологии, выступаяпротивконформизма,сутверждениемсуверенностиличности,идеалаплюрализма и свободы взглядов. Не формулируя каких-либо конкретныхполитических программ, они требовали соблюдения на практике Всеобщейдекларации прав человека ООН, прекращения преследований за убеждения (в томчисле и религиозные».2 Так, например, известный российский диссидентА.Подрабинек, в книге «Диссиденты» говорит о том, что диссидентское движениеэтого времени опирается на принципы соблюдения Декларации прав человека ипредставляет собой ненасильственное, назаконспирированное, нереволюционное,открытое противостояние «откровенному злу в образе коммунистическогорежима».3Соловьева. Т. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии.
// Альфа иОмега. №3 (25). 20002Митрохин Л.Н. Диссентеры. // Новая философская энциклопедия: Под редакцией В. С.Стёпина. В 4 тт. - М.: Мысль, 2001.3Подрабинек А.П. Диссиденты. – М.: АСТ, 2014. - С.17161Таким образом, применительно к контркультурным культуротворческимтенденциям в обществах левого тоталитаризма о второй половины XX векаданные понятия не претерпели принципиального изменения, лишь тотальностьрелигиозного догмата была заменена тотальностью догмата идеологического.
Нетолько сами понятия, но и многие сущностные характеристики стоящих за нимиявлений сохранили общие черты.Возвращаясь к вопросу об обозначении и соотношении различныхконтркультурных движений, стоит отметить, что если в «Философскойэнциклопедии» ставится знак равенства между инакомыслием и диссидентством,то в других концепциях соотношение этих и других понятий рассматриваетсяиначе. Так, А. Даниэль, написавший ряд известных работ о диссидентстве вСССР, так определяет место понятия «диссидент» среди других смежныхпонятий: «Примерно в этот же период«правозащитники». (…).(1969-1972 гг.) возникает терминОпределенная узость данного самоназвания непозволила применять его к более широкому спектру явлений.
Бытовавшее жеранее слово «инакомыслящий», наоборот, воспринималось, как что-то чересчуррасплывчатое, недостаточное, чтобы выделить «своих». Необходимо было найтинечтосреднее,промежуточное.Термин«диссидент»,пущенныйв ходанглоязычными журналистами в начале 1970-х годов», взял на себя эту функцию.Характерно, что попытки как-то перевести его на русский язык отсутствуют –нейтральная семантика, не дающая возможности толкования, оказалась кстати».1Таким образом, можно сказать, что в ряду понятий, связанных с протестнымдвижением в тотальных обществах второй половины ХХ в., понятие инакомыслияявляется наиболее широким, в то время как понятие диссидентства являетсяцентральным и наиболее употребительным.Важнымявляетсявопроснетолькоомногообразиипонятийиразграничении терминов, обозначающих смежные явления, но и о структуреважнейшего из данных понятий – диссидентства.
Анализируя сущность1Даниэль: Диссидентство: культура, ускользающая от определений? - М.: О.Г.И., 1998. - С.12262диссидентства, А.Ю.Даниэль приходит к выводу о том, что оно является непростодвижением,асовокупностьюдвижений,разнородныхиразнонаправленных по своим целям и задачам, и, соответственно, выделяетосновные составляющие советского диссидентства: «национальные движения;религиозные направления; эмиграционные движения; политические движения;литераторы, художники, люди других творческих профессий, отказавшиесясоблюдать в своей работе принятые идеологические ритуалы» и др.1 Авторподчеркивает, что к этим категориям, составляющим общее диссидентскоедвижение, относятся и группа правозащитников, которую он определяет как«небольшую группу людей, чьи интересы сосредоточились на борьбе снарушениямигражданскихправвСССРнезависимоотобщественно-политических и идеологических мотиваций как правительства, так и его«оппонентов».